• На главную страницу
  • Проповеди, беседы, поучения
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Исцеление дочери Хананеянки...

    (Мф. 15: 21-28)

     

    Миро излиянное имя Твое, Иисусе Спасителю наш! Повсюду, где слышится благоухание этого миро благодатного, сладчайшего, оно влечет к себе страждущие сердца, жаждущие отрады и упокоения! И, ВЫЙДЯ ОТТУДА, из пределов Геннисаретских, ИИСУС УДАЛИЛСЯ В СТРАНЫ ТИРСКИЕ И СИДОНСКИЕ. «Но как же Он ученикам Своим говорил: “на путь к язычникам не ходите” (Мф. 10: 5), а Сам теперь вступил на этот путь? — вопрошает святитель Златоуст и отвечает: — Во-первых, Он не обязан был Сам исполнять то, что заповедал Своим ученикам; во-вторых, Он шел в эти страны не проповедовать, на что указывает и Марк (Мк. 7: 24), говоря, что Господь желал, но не мог утаиться. Как не следовало идти Христу к язычникам первым, так не сообразно было с Его человеколюбием удалять их от Себя, когда сами они приходили, сами Его искали. Да и апостолам Он не вовсе запретил ходить на проповедь к язычникам, ибо сказал: “идите наипаче” (преимущественно) к погибшим овцам дома Израилева (Мф. 10: 6)». Впрочем, из слов евангелиста следует, что Господь не входил в эти страны, а только близко подходил к их границам, ибо святой Матфей говорит далее: И ВОТ, ЖЕНЩИНА ХАНАНЕЯНКА, родом сирофиникиянка, язычница, которая однако же с благоговейным вниманием прислушивалась к народной молве о Христе Спасителе, ВЫЙДЯ ИЗ ТЕХ МЕСТ, выйдя из области Тира и Сидона, КРИЧАЛА ЕМУ, Господу...

    «Когда слышишь название Хананеянка, — говорит святитель Златоуст, - то представь себе тот беззаконный народ, который извратил в самом основании законы природы, и уразумей силу пришествия Христова. Те, которые были изгнаны, чтоб не развратили Иудеев, теперь больше Иудеев оказывают усердия. Они выходят из пределов страны своей, и сами идут ко Христу, а Иудеи и пришедшего к ним Христа гонят от себя. Смотри же, каких благодеяний достойна эта жена. Она не смела прийти в Иерусалим, потому что считала себя недостойной; а что пришла бы и туда видно из того, что вот теперь она вышла из пределов земли своей. Подлинно, трогательно было видеть жену, вопиющую с такой жалостью, мать, умоляющую о своей дочери, так жестоко страждущей; она не смела привести беснующуюся к Учителю, но, оставив ее дома, сама умоляет Его и объявляет только болезнь, ничего более не прибавляя. И не зовет Его в дом свой, подобно тому князю, который говорил: “приди, возложи на нее руку Твою” (Мф. 9: 18), или тому цареву мужу, который сказал: “приди, пока не умер сын мой” (Ин. 4: 49); но обращается к милосердию Владыки и вопиет, прося помилования не дочери своей, но себе самой, ПОМИЛУЙ МЕНЯ, ГОСПОДИ, СЫН ДАВИДОВ, ДОЧЬ МОЯ ЖЕСТОКО БЕСНУЕТСЯ. Дочь моя не чувствует болезни своей, а я терплю тысячи различных мучений, я больна, я чувствую болезнь, я беснуюсь и сознаю это!» Так и отец беснующегося восклицал: сжалься над нами и помилуй нас. Но что это значит? Страдалица мать не находит в Иисусе Христе того благодатного Целителя, Который Сам шел навстречу всем страждущим… Правда, она еще не получила отказа, но и не слышит от Него ни слова в утешение, Он как будто отвернулся от нее: НО ОН НЕ ОТВЕЧАЛ ЕЙ НИ СЛОВА.

    «Что значит этот новый и необыкновенный поступок Иисуса? - говорит святитель Златоуст. — Иудеев и злословящих Он призывает, и искушающих не оставляет; а ту, которая сама приходит к Нему, просит Его и молит, которая не знала ни Закона, ни пророков, и между тем показывает такое благочестие, Он не удостаивает даже ответом... Кто бы ни соблазнился об Иисусе, видя поступок, столь несогласный с молвой о Нем? Кого бы ни преклонило страдание жены, умоляющей о своей дочери?.. Сами ученики тронулись несчастьем ее и смутились, хотя и не смели просить для нее милости». И УЧЕНИКИ ЕГО, ПРИСТУПИВ, только осмелились просить об одном, — ПРОСИЛИ ЕГО: ОТПУСТИ ЕЕ... почему? ПОТОМУ ЧТО КРИЧИТ ЗА НАМИ, она безпокоит нас; или исполни ее просьбу, или совсем откажи, чтобы не кричала за нами. Это, кажется, было самолюбивое желание поскорее избавиться от докучливой просительницы, подобно тому, как неправедный судия исполнил просьбу вдовицы, чтобы не приходила больше докучать ему. Но и это заступничество апостолов не имело успеха; ОН ЖЕ СКАЗАЛ В ОТВЕТ: Я ПОСЛАН не к кому-то другому, как ТОЛЬКО К ПОГИБШИМ ОВЦАМ ДОМА ИЗРАИЛЕВА, погибшим оттого, что вместо пастырей у них были наемники. Правда, у Меня есть и другие овцы, которые не от двора сего, коих надлежит Мне привести; и придет время, когда и они услышат голос Мой; но теперь это время для них еще не пришло. Спасение должно начаться от Иудеев. Христос прежде всего есть слава людей Божиих — Израиля, хотя Он же есть и Спаситель всех людей, всех народов земных.

    Итак, Спаситель как бы отклоняет просьбу жены Хананеянки. «Однако же, — говорит святитель Златоуст, — она не отступает, а напротив, видя безсилие своих ходатаев апостолов, она вооружается похвальной дерзостью. Прежде она не смела и явиться пред лице Господа, ибо сказано: “кричит за нами”; а теперь приступает ближе»: А ОНА, ПОДОЙДЯ, КЛАНЯЛАСЬ ЕМУ, пала к ногам Его, И ГОВОРИЛА: ГОСПОДИ! ПОМОГИ МНЕ. «О жено, — восклицает святитель Златоуст, — неужели ты имеешь более дерзновения, более мужества, чем апостолы? “Нет, — говорит она, — я не имею ни дерзновения, ни мужества, — я стыжусь, но употребляю дерзость вместо мольбы. Может быть, Он почтит такое мое дерзновение”... Но разве ты не слышала, что Он сказал: “Я послан только к погибшим овцам дома Израилева?” — “Слышала, — говорит, — но Он — Господь”. Потому-то она и не сказала: “попроси и помолись”, но — “помоги мне!”». И Господь видел сердце ее, видел, что она перенесет и большее еще испытание, радовался духом, что может на ее примере показать ученикам Своим, какова должна быть вера, и вот, Он прерывает молчание и обращается к ней, но — с таким ответом, который был прискорбнее самого молчания; ОН ЖЕ СКАЗАЛ В ОТВЕТ: НЕХОРОШО ВЗЯТЬ ХЛЕБ У ДЕТЕЙ И БРОСИТЬ ПСАМ. Он уже не ссылается на Отца, не говорит: «Я послан только...»; Он решительно отказывает. Он называет Иудеев уже не овцами, а чадами, а ее — псом.

    Немногие устояли бы в своей настойчивости после такого отказа; немногие не отвернулись бы с досадой или отчаянием от такого неумолимого, по-видимому, Целителя. Не так поступила эта язычница. Верующим сердцем она чувствует, что Господь только испытывает ее веру; в самом тоне, каким сказаны эти слова, она слышит ободряющий голос Божественной любви, и вот, она уловляет Самого Господа Его же словами и в Его словах находит себе защиту. ОНА СКАЗАЛА: ТАК, ГОСПОДИ! так, Ты верно говоришь, что я — пес; но если я пес, то значит еще не вовсе чужая; я знаю, что детям необходимо давать пищу, но и мне она не совсем возбранена; НО И ПСЫ ЕДЯТ КРОХИ, КОТОРЫЕ ПАДАЮТ СО СТОЛА ГОСПОД ИХ. Если Ты называешь нас, язычников, псами, то значит и мы не лишены хотя бы малых крупиц от тех благодатных даров, которые Бог, как щедрый Домовладыка, распределяет Своим детям.

    Теперь стало ясно, почему Господь медлил исполнить ее мольбу: Он хотел показать все дивное сокровище ее веры и смирения. «Какая твердость духа, — замечает святитель Златоуст, — Он говорит: “нехорошо”; она отвечает: “так, Господи!..” Видишь ли ее смирение! Иудеи говорят: “мы семя Авраамово... одного Отца имеем, Бога” (Ин. 8: 33, 41); она же называет себя псом, а их господами, и за это соделывается чадом». До сих пор она слышала только укоризны, теперь внимает словам высшего благодатного утешения и похвалы: ТОГДА ИИСУС СКАЗАЛ ЕЙ В ОТВЕТ: О, ЖЕНЩИНА! ВЕЛИКА ВЕРА ТВОЯ; до сих пор Господь отказывал ей в малейшем даре, теперь же открывает перед ней всю сокровищницу даров Своих и велит ей брать, сколько хочет: ДА БУДЕТ ТЕБЕ ПО ЖЕЛАНИЮ ТВОЕМУ (иди домой, бес уже вышел из дочери твоей! И это творческое да будет стало делом). И ИСЦЕЛИЛАСЬ ДОЧЬ ЕЕ В ТОТ ЧАС, так что, возвратясь в дом, женщина нашла дочь свою спокойно лежащей на постели. Такова сила неотступной молитвы: Бог хочет, чтобы мы в своих нуждах сами больше просили Его, чем другие за нас. Если Бог медлит, это не значит, что Он отказывает...

     

    Текст приводится по изданию: Исцеление дочери Хананеянки... (Мф. 15: 21-28) // Святое Евангелие с толкованием Святых Отцов. Православный приход Храма Казанской иконы Божией Матери в Ясенево, ООО Синтагма, 2000. С. 302-305

     

     

    Рекомендуем также:

    Святитель Иоанн Златоуст. Объяснение молитвы Отче наш (spurium)
    Святитель Кирилл Иерусалимский. Толкование молитвы "Отче наш" (из "Поучения тайноводственного пятого")
    Воздавайте кесарю кесарево, а Божие Богу... (Мф. 22: 15-22)
    Притча о талантах (Мф. 25: 14-30)
    Сошествие Спасителя во ад
    Игумен Марк (Лозинский). Изучение Евангелия
    Протодиакон Андрей Кураев

    Христос Церковного предания. Что главное в проповеди Христа?

    Что значит быть христианином? Апостолы как свидетели

    Юрий Максимов. Зачем жить по заповедям? Или три заблуждения о христианской жизни

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100