|
Библиотека “Халкидон” ___________________ Святитель Иоанн Златоуст Против еретиков Из творений, приписываемых святителю Иоанну Златоусту и в Патрологии Миня отнесенных к разряду Spuria Видя вас в лике торжествующих певцов добродетели и воинов ее, я предлагаю вам в одно время, как торжествующим певцам, сладкогласие нравственного учения, в другое время звучу вам, как воинам, наподобие трубы, суровыми речами догматического учения. Образ благочестия слагается из того и другого, причем нравственность представляет собою как бы тело, а соединенное с нею познание догматов занимает положение благоустроенной души. Подобно тому как в теле, когда оно разъединено с душой, состав членов бесполезен, хотя его и хвалят, так точно и красота нравственности мертва, если не одушевляется силой догматов. Что пользы в целомудренном образе жизни, когда целомудрствующий не знает хорошо Судии целомудрия? Какая прибыль от милостыни, когда Судия милостыни негодует, как отвергаемый? Какая выгода воинам в том, что они делают много доблестного, когда они враги царю? Все стяжание добродетели остается бесполезно, если в корне своем не имеет правых догматов. Плоды добродетелей должны происходить от корня, и нервы их отправляться из головы. Держась этой головы, и составляя с нею члены добрых дел, мы и совершаем все тело благочестия, объемля голову тела — Христа, потому что Той есть, говорится, глава телу Церкве (Кол. I, 18). Этой головы не удостоились иметь еретики. Подобает поэтому молиться, чтобы называющиеся христианами не поступали так безумно против Христа. Нам же теперь нужно и благодарить их за безумие, так как своим бешенством они заставляют нас пробудиться, побуждают нас к желанной битве. Люблю я битву, которая лучше мира, люблю войну, которая блаженнее любви, люблю состязаться с учением, которое, будучи обращено к эллинам, заслуживает уважения, потому что защищает Христа, а будучи обращено к нам, вызывает опровержение, так как мы мыслим выше о Христе. Таково было учение Ария. Когда он обращался с речью к эллинам, то говорил почтительно о Христе; когда же рассуждал с нами, то говорил против Христа. Таков был Евномий. Когда он порицал язычество, то выставлял на позор обоготворение твари; а когда говорил с нами, то утверждал такое боготворение, так как говорить, что Бог Слово — созданный Бог, значит признавать вид боготворения, поклонение твари. Что ты делаешь, слепотствующий еретик? Ты вводишь Христа, созидающего то, что Он разрушил; думаешь, что уничтожил боготворение и поклонение твари, а на самом деле насаждаешь его еще более. Не унижай высоты и чистоты христианства; не делай его сродным язычеству, потому что почитание твари, будет ли большим или меньшим почитаемое творение, родственно почитанию языческому. Вот почему Павел порицает эллинов не за то, что они мало почитали Создателя, а за то, что они вообще служили твари вместо Творца (Рим. I, 25). В малом ли, или в великом служить твари, это все равно. Лучше же сказать, еретик погрешает против Божественного естества больше даже эллинов. Не так оскорбляет Божество тот, кто называет тварь Богом, как тот, кто именует Бога тварью. Первый, боготворя тварь, облекает раба в царскую порфиру, второй же, представляя Бога тварью, низводит Божество до положения частного лица. Язычник, который подозревает в твари Божество, всячески чтит Его; между тем Арий не чтит Его, потому что не выносит именования Его Богом. Он не отрицает почитания и поклонения Христу, но скорбит, когда Его почитают высшими почестями. Если кто-нибудь назовет Его несозданным, арианин тотчас гневается; если назовут неподвластным, сердится; если назовут соучастником Отеческого достоинства, выходит из себя, как будто получив еще большую рану; если назовут самовластным подателем даров, и против этого скрежещет зубами. По имени они христиане, по мыслям же ненавистники Христа. Смотри, Арий, какую власть отвергаешь ты; слушай, как Он владычественно различным образом повелевает то одному, то другому. Дам ти, говорит, ключи Царства Небеснаго (Мф. XVI, 29); или: ты днесь со Мною будеши в раи (Лк. XXIII, 43); или: оставь собирание податей и следуй за Мною (Мф. IX, 9); не бойся, но говори, потому что Я с тобою (Деян. XVIII, 9, 10); тебе говорю, прокаженный, очистись (Мф. VIII, 3); иди и умойся в купели силоамской, и прозри (Иоан. IX, 7); отпускаются тебе, расслабленный, грехи твои (Мф. IX, 2); море, замолкни, перестань (Мк. IV, 39); идите за Мною и Я сделаю вас ловцами человеков (Мф. IV, 19); разорите церковь сию и треми деньми воздвигну ю (Иоан. II, 19); научите вся языки; и се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. XXVIII, 19, 20). Не сказал Он таким образом: тебе даст ключи Царства Небесного Отец; тебя введет в рай Отец; прокаженный, волею Отца очистись; ты повелением Отца прикажи морю: умолкни, перестань; вы идите за Мною, и Отец сделает вас ловцами человеков, — но изрекает все это Собственною властию. Если же иногда Он говорит с меньшею властию, как напр.: Отче, хвалу Тебе воздаю, яко услышал еси Мя, то указывает и причину такого смирения, говоря: народа ради стоящаго окрест рех, да веру имут, яко Ты Мя послал еси (Иоан. XI, 41, 42). И среди окружавших Его многие венчали Его самыми возвышенными словами хвалы. Так приступал к Нему с просьбой о слуге своем сотник и, насколько только мог, превозносил Его похвалами. Господи, говорил он, несмь достоин, да под кров мой внидеши, но токмо рцы слово, и исцелеет отрок мой, и с похвалою получил просимый дар: аминь глаголю вам, сказал Христос, ни во Израили толики веры обретох. Но иди, и якоже веровал еси, буди тебе (Мф. VIII, 8, 10, 13). Равным образом кровоточивая жена, воздавшая честь и славу хитону Господа, не говоря уже о Божестве, с похвалами получила дар. И разбойник удостоен был рая за то, что назвал распятого Царем. Сравнительно с этими веровавшими, от нас, конечно, требуется тем более веры Владыке Христу, чем более получили мы ведения о Нем. Но пусть будет, Арий, хотя бы подобное тогдашнему. Ты не хочешь, чтобы я мыслил что-либо более высокое о Христе, чем позволяет вышесказанное. Желание, конечно, худое, но пусть остановится оно по крайней мере здесь. Зачем же ты влагаешь в уста призывавших Его более низкие речи? В их словах я имею примеры для молитвы. Не говорю Христу: Господи, вспомни о мне в служении Твоем, но возглашаю слова, ради которых услышан был разбойник: Господи, помяни мя во Царствии Твоем (Лк. XXIII, 42). Не говорю Богу Слову: Господи, распорядитель даров Отца, - потому что сотник не дозволяет мне этого, взывая: Господи, токмо рцы слово и исцелеет отрок мой (Мф. XIII, 8). Не говорю Ему: Господи, если попросишь у Отца, то спасен буду, - я не приношу Божеству слов, выражающих меньшую веру, чем имела кровоточивая женщина, Арий. Называю Сына так, что Он радуется моему названию; приступаю к Нему с такими словами, с какими приходили получившие просимое от Него. Если же разбойник, женщина и верный воин кажутся тебе недостойными принятия как учители веры, то устыдись по крайней мере лика апостолов, призывавших Христа всякий раз, когда настояла нужда в сверхъестественных дарах. Что говорит Петр, исцеляя расслабленного? Енее, исцеляет тя Иисус Христос (Деян. IV, 12); равно как, совершая другое исцеление, говорит: нет ни в каком другом имени спасения (Деян. IV, 12). Что сказал Анания, исцеляя Павла? Савле брате, Господь Иисус, явлей ти ся на пути, посла мя, яко да прозриши и исполнишися Духа Свята (Деян. IX, 17). О чьей силе для себя молился Павел? Сладце, говорит, похвалюся в немощех моих, да вселится в мя сила Христова (2 Кор. XII, 9). Кого просили Иаков с Иоанном о наказании самаритян? Господи, говорят они, хощеши ли, речема, да огнь снидет с небесе и потребит их (Лк. IX, 54)? А лик ангелов что возвестил о Нем людям? Той, говорят, спасет люди Своя от грех их (Мф. I, 21). И это было, однако, ниже Его достоинства, потому что это не гимн, восхваляющий Сына соответственно Его величию; и сколько бы ты ни простирал свои похвалы, сколько бы славы ни воздал Ему словами, ты в конце концов вместе с Давидом смиренно воскликнешь: что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми (Пс. CXV, 3)? Если же, Арий, наименование «несозданный» превышает достоинство Сына, то измени, пожалуй, слова Давида и взывай: Господи, если я назову Тебя несозданным, чем воздашь Ты мне, почтившему Тебя большею честью, чем подобает? Но против таковых возвысит свой голос Иоанн и скажет: безумные и слепые, мы недостойны развязать ремня обуви Его. Итак, в виду всего этого, воспрянем к славословию Божественнаго естества; постараемся иметь высокие мысли в песнословиях Бога; всеми силами вознесем на высоту Того, Кому мы поклоняемся; изгоним убогую мысль во время богословия; почтим Отца высокими хвалами в честь Сына; прославим славу Родителя, воздав равную честь одинаковой с Ним природе Рожденнаго; исповедуем истину рождения; снищем себе любовь Отца через служение Рожденному из Него, потому что - говорит Христос, - если кто любит Меня, того возлюбит Отец Мой (Иоан. XIV, 21). Ему слава и держава во веки веков. Аминь. Текст приводится по изданию: Полное собрание творений святого Иоанна Златоуста в 12 тт. Т. 9. Кн. 2. М.: Православное братство «Радонеж», 2003. (Репринт.) С. 954-957.
Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон" |