|
Библиотека “Халкидон” ___________________ Святитель Иоанн Златоуст Беседа на Псалом 133 Се ныне благословите Господа вси раби Господни, стоящии в храме Господни (ст. 1) Здесь пророк оканчивает песни степеней, давая своей речи прекрасное заключение - славословие и благословение. Он желает, чтобы рабы Господни были такими не только по вероисповеданию, но и по образу жизни. Поэтому и прибавляет: …стоящии в храме Господни, во дворех дому Бога нашего. Нечистому и оскверненному непозволительно даже входить в священную ограду. Поэтому, кто достоин войти, тот достоин и благословлять. Дом Божий подобен Небу: как туда не позволяется входить никакой противной силе, так и в дом Божий. Представь, человек, какое ты получил достоинство и, так как сам ты сделался храмом [Божиим], какую ты должен наблюдать чистоту. Как же ты можешь соблюдать чистоту? Если станешь отвергать всякий порочный помысел, если сделаешь область своих мыслей недоступной для диавольских внушений, если будешь постоянно украшать свою душу, как неприступное святилище. Если в храме иудейском не всякое место доступно было бы для всех, но было много различных отделений, из которых одно назначалось для прозелитов, другое - для иудеев по происхождению, иное - для священников, иное - для одного первосвященника, и притом даже для него не всегда, а только однажды в год, то представь, какую святость нужно иметь тебе, получившему знамения гораздо важнейшие, нежели какие имело тогда святое святых! Не херувим, но Сам Господь херувимов обитает в тебе, не стамну, манну, каменные скрижали и жезл Аронов получаешь ты, но Тело и Кровь Господа, Дух вместо письмени, благодать, превышающую человеческое разумение, и дар неизреченный. А чем больших ты удостоен знамений и страшных таинств, тем большая требуется от тебя святость и тем большему подвергнешься наказанию, если преступишь заповеданное тебе. В нощех воздежите руки вашя во святая. Другой [1]: …свято (αγιως) (НП). Третий: …священно (ηγιασμένως) (НП). И благословите Господа (ст. 2). Для чего сказал он: В нощех? Желая научить нас, чтобы мы не всю ночь тратили на сон, и показать, что тогда молитвы бывают чище, когда легче ум и меньше забот. Если же ночью должно ходить во святилище, то представь, может ли получить прощение тот, кто и дома не совершает молитв в это время. Пророк поднимает тебя с постели и ведет к храму, заповедуя проводить там ночь, а ты, и оставаясь дома, не делаешь этого. Хорошо сказано - свято. Этим внушается, что молиться должно без порочных помыслов, без памятозлобия, без любостяжания, без всякого другого подобного греха, губящего душу. И благословите Господа. Совершенное благословение бывает особенно тогда, когда со словами согласна и жизнь, когда ты делами прославляешь создавшего тебя Бога, по слову Евангелия: Да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже на небесех (Мф. 5: 16). Благословит тя Господь от Сиона, сотворивый небо и землю (ст. 3). То есть если ты будешь делать это, то и сам получишь благословение от Бога, если будешь так проводить ночи, если будешь молиться свято, если будешь достоин стоять в доме Господнем, если самого себя сделаешь благопотребным храмом. Таким образом, преподав наставление, какое нужно было, пророк заключает речь молитвой. Превосходному учителю свойственно и исправлять слушателя советом, и укреплять молитвами. Что хочет он выразить словом от Сиона? Это имя было для иудеев вожделенно - там совершались все священные обряды. Поэтому он молится, чтобы они опять получили прежнее общественное устройство, совершали те же священные обряды и получили такое благословение. Затем, возводя их к более высоким понятиям и научая, что Бог находится везде, а храм Он повелел построить по причине их немощи и что призывать Его должно везде, прибавляет: … сотворивый небо и землю.Иудеи тогда призывали Бога в своем храме, а мы - на всяком месте, во всякой стране, и дома, и на торжище, и в пустыне, и на корабле, и в гостинице, и где бы мы ни были. Место нисколько не препятствует молитве, только бы настроение души соответствовало молитве. Устроив себя таким образом, будем призывать Бога везде, и Он придет к нам и поможет нам, сделает все трудное для нас легким и удобным и удостоит нас будущих благ, которых да сподобимся все мы благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава ныне и присно и во веки веков. Аминь. Примечания: [1] Здесь и далее переводчики Писания на греческий указываются в сокращении: НП - неизвестный переводчик, упоминаемый у Оригена в «Экзаплах»; С - Симмах; А - Акила; Ф - Феодотион Текст приводится по изданию: Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на Псалмы. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2003. С. 479-481.
Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон" |