|
Библиотека “Халкидон” ___________________ Святитель Кирилл Иерусалимский Поучение тайноводственное третие. О миропомазании
На слова из Иоаннова Соборного послания первого, от сего места: и вы помазание имате от Бога, и весте вся (1 Иоан. 2, 20) до сего места: и не посрамимся от Него в пришествии Его. (Там же, 28 .)
1. Во Христа крестившись, и во Христа облекшись (Гал. 3, 27), вы Сыну Божию сообразными (Римл. 8, 29) учинились. Поелику Бог, предопределивший (Ефес. 1, 5) вас во усыновление, учинил сообразными телу славы Христовы (Филип. 3, 21). Соделавшись же причастниками Христу (Евр. 3, 14), вы достойно именуетеся Христианами, то есть помазанными: и о вас Бог сказал: не прикасайтеся помазанным Моим (Псал. 104, 15). Помазанными же вы соделались, когда прияли тождеобразие Святаго Духа: и все на вас образно, то есть в подобии, совершилось, потому что вы образ Христа. Он, омывшись в реке Иордане, и преподав от пота Своего Божественного благоухание водам, возшел от них: и было на Него существенное наитие Святаго Духа, когда на подобном подобное опочивало. Так и вам, когда вышли вы из купели священных вод, преподано помазание, сообразное тому, которым Христос помазался. Оное же есть Дух Святый, о коем и блаженный Исаия, в своем пророчестве, говорил от лица Господня: Дух Господень на мне, Егоже ради помаза мя, благовестити нищим посла мя (Исаии 61, 1). 2. Ибо елеем, или миром телесным Христос от человек не был помазан: но Отец, предпоставив Его во Спасителя всему миру, помазал Духом Святым, как Петр говорит: Иисуса, Иже от Назарета, Егоже помаза Бог Духом Святым (Деян. 10, 38). И Давид пророк вопиял, вещая: престол Твой Боже в век века: жезл правости, жезл Царствия Твоего. Возлюбил еси правду, и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих (Псал. 44, 7. 8). И каким образом Христос воистинну был распят, погребен и воскрес; а вы чрез крещение в подобии, и сраспяться, и спогребстись, и востать с Ним удостоились: так и в Миропомазании. Он духовным елеем радости помазался, то есть Духом Святым, Который елеем радости нарицается, потому что есть виновник духовныя радости: вы же помазались миром, сделавшись общниками Христу и причастниками. 3. Но смотри, не почитай оного мира простым. Ибо как хлеб в Евхаристии, по призывании Святаго Духа, не есть более простой хлеб, но Тело Христово: так и Святое сие миро не есть более простое, ниже, если бы кто сказал, обыкновенное по призывании: но дар Христа и Духа Святаго, присутствием Божества Его бывающий действительным. Оным знаменательно помазуются твое чело и другие орудия чувств. И когда видимым образом тело помазуется, тогда Святым и Животворящим Духом душа освящается. 4. И во-первых помазаны вы были на челе, чтобы избавиться вам от стыда, каковый первый преступник человек обносил повсюду (Быт. 3, 7. 8). И чтоб откровенным лицем вы славу Господню созерцали (2 Кор. 3, 18). Потом на ушах: дабы получить вам для слышания Божественных таин ухо, о коем сказал Исаия: и приложи ми Господь ухо, еже слышати (Исаии 50, 4). И Господь Иисус во Евангелии: имеяй уши слышати, да слышит (Матф. 11, 15). После на ноздрях: дабы вы, Божественным облагоухавшись миром, возглаголали: Христово благоухание есмы Богови в спасаемых (2 Кор. 2, 15). Далее на персях: да облекшеся в броня правды, станете противу кознем диавольским (Ефес. 6, 14. 11). Ибо как Христос по крещении и по наитии Святаго Духа, изшед победил супостата (Матф. 4, 1, и след.): так и вы по Святом Крещении, и по таинственном Миропомазании, облекшеся во все оружие Святаго Духа, стали против силы супостата, и оную побеждаете, восклицая: вся могу о укрепляющем мя Христе (Филипп. 4, 13). 5. Сего Святаго Миропомазания удостоившись, вы нарицаетесь Христианами, оправдывая возрождением и самое имя. Ибо, прежде нежели вы сподобились оныя благодати, вы сего наименования собственно достойными не были, а стремились к тому, чтобы вам быть Христианами. 6. Ведать же вам надлежит, что Миропомазания сего прообразование находится в Ветхом Писании. Ибо когда Божие повеление Моисей передавал своему брату (Левит. 8, 1. 2), и поставлял его в первосвященника, то по измытии водою помазал его (Левит. 8, 6. 12): и сей был назван помазанником (Левит. 4, 5), то есть от помазания образовательного. Так и Соломона, возводя на царство, Архиерей помазал, по измытии в Гионе (3 Цар. 1, 39. 45). Но сия убо образы прилучахуся онем (1 Кор. 10, 11). Вам же необразно, истинно: потому что вы от Святаго Духа истинно помазаны. Начало вашего спасения Христос: ибо Он истинно есть начаток, вы же примешение. Аще же начаток Свят, явствует, что и в примешение перейдет Святость (Римл. 11, 16). 7. (Сие помазание) сохраните непорочно; ибо оно само учит вы о всем (1 Иоан. 2, 27), если в вас пребудет, как ныне слышали вы блаженнаго Иоанна говорящего, и много о сем помазании любомудрствующего. Ибо оно есть священие, телу духовное хранение, и души спасение. О сем от древних времен блаженный Исаия предсказывая говорил: и сотворит Господь всем языком на горе сей (Исаии 25, 6) горою же называет он Церковь, как и в другом месте, когда говорит: и будет в последняя дни явлена гора Господня (Исаии 2, 2). Испиют вино, испиют радость, помажутся миром (Исаии 25, 6. 7). И чтобы утвердить тебя, слушай, что говорит он о сем мире, как о таинственном: предаждь сия вся языком: совет бо Господень на вся языки (Там же ст. 7). Итак вы, сим Святым помазавшись миром, соблюдите оное в себе непорочно и неукоризненно: успевая в добрых делах и благоугождая Начальнику спасения вашего Иисусу Христу, Коему слава во веки веков. Аминь.
Текст приводится по изданию: Творения Святого Отца нашего Кирилла, архиепископа Иерусалимского. Издание Австралийско-Новозеландской Епархии РПЦЗ, 1991. С.32 5-328
Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон" |