• На главную страницу
  • Творения святых отцов и учителей Церкви
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Святитель Иоанн Златоуст

    О спасении души

     

    Из творений, приписываемых святителю Иоанну Златоусту и в Патрологии Миня отнесенных к разряду Spuria

     

    Возлюбленные! Все вы, оставившие суетные и тленные дела настоящей жизни, старайтесь, чтобы снова не возвратиться к ним вашею душею. Ведь богатство преходит, слава погибает, красота увядает, все изменяется, рассеивается подобно дыму, проходит как тень и исчезает подобно сновидениям. Вот почему Соломон и говорил: суета суетствий, всяческая суета (Еккл. I, 2), а также и Давид говорит: образом ходит человек (Псал. XXXVIII, 7). Напрасно беспокоятся все те, которые предаются заботам о делах настоящей жизни, - поистине они напрасно беспокоятся, напрасно тревожатся, напрасно подвергаются невзгодам, собирая и сберегая то, что они в скором времени должны будут оставить, чего мы не в состоянии будем взять с собою, но оставивши все, отправимся к страшному Судии нагими, как и родились. Хотя бы мы собрали себе все сокровища, все-таки мы отправимся отсюда нагими, омраченными, жалкими, печальными, смущенными, смиренными, сокрушенными, в страхе и трепете, пристыженными, скорбящими, опустивши долу лице свое и скрывая его от стыда, в таком виде пойдем мы, в таком виде воскреснем и предстанем на то страшное и ужасное, чуждое всякому лицеприятию судилище, где трепещут ангелы, где поставляются страшные престолы, где открываются книги деяний наших, где река огня неугасимого, где червь неукротимый, где беспросветный мрак, где холодная пропасть, где скрежет зубов, где непрестанный плач, где неумолкающие стоны, где неутешная скорбь, где нет места смеху, а только лишь рыданию, где нет радости, а только стенание, где нет удовольствия, но суд, где нет места словам, а только трепету. Поистине ужасно слышать, возлюбленные, а еще ужаснее видеть, как вся тварь предстанет и даст ответ за слова, дела и помышления, которыми мы согрешили днем или ночью. Великий будет тогда, братие, страх, великое бедствие, какого никогда не было и не будет до самого дня того. Тогда явятся ангелы, зазвучат трубы, спадут звезды, солнце померкнет, небо совьется (подобно свитку), земля поколеблется, предстанут силы небесные, воскликнут серафимы, смятется все, что вверху и внизу, земное и преисподнее, отверзутся гробы, восстанут и соберутся тела умерших и приготовится судилище. Великий будет страх, невыразимый трепет, несказанное будет бедствие, которое наступит тогда, - ужасная зима, великая скорбь, тяжкое несчастие, непрестанное смущение, великий вопль. Послушай, что говорит Даниил: видел я, наконец, в ночном видении, - что поставлены были престолы и воссел Ветхий днями. Одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его, как чистая волна, престол Его, как пламя, колеса Его - пылающий огонь. Огненная река проходила пред Ним, тысячи тысяч предстояли пред Ним и тьмы тем служили Ему; судьи сели, и раскрылись книги. Тогда вострепетал дух мой. Я Даниил видел, и видения головы моей смутили меня (Дан. VII, 9-10, 15). Увы! Пророк устрашился видения будущего суда. Что же испытаем мы, когда в действительности предстанем на суд, когда, будучи собраны от востока солнца даже до запада, мы предстанем нагими и обнаружим отягощающее всех нас бремя грехов? Тогда будут гореть в пламени языки клеветников, и не найдется никого, кто остудил бы их; тогда сокрушены будут неумолимыми ангелами зубы злословящих; тогда задрожат связанные руки сребролюбцев и, будучи разрублены на части, испытают ужасные мучения; тогда заграждены будут огнем уста празднословящих и без всякого милосердия будут вырваны глаза у завистливых. Где тогда будут родители, где братья, где отец, где мать, где родственники, где друзья? Где надменность царей, где могущество начальников, где высокомерие властителей, где гордость судей? Где рабы и рабыни? Где украшение одежд, где разноцветные драгоценные камни, где блестящее золото и звонкое серебро? Где блестящие перстни и изысканная обувь, где одежды из шелка и виссона? Где снеди, благовонные мази и бесполезные курения? Где сберегаемые сокровища? Где убранные ложа? Где те, которые презирали бедных и не заботились о нуждающихся? Где те, которые мнили себя мудрецами? Где те, которые, упивались вином при звуках литавр и среди плясок? Где те, которые вечно смеялись и насмехались над людьми благочестивыми? Где те, которые изнуряли работою рабов своих и презирали страх Божий? Где те, которые не верили в будущие наказания и проводили жизнь, как будто бы они были бессмертными? Где те, которые говорили: будем есть и пить, потому что завтра умрем? Где говорившие: дай в мое распоряжение сегодняшний день и возьми завтрашний? Где говорившие: будем наслаждаться настоящим и предаваться заботам о нем? Где те, которые говорили: Бог милосерд и не накажет грешников? О, как жестоко раскаются в своих словах те, которые говорят это! Как будут скорбеть они, но не будет никого, кто сжалился бы над ними! Как будут стенать, но никто не избавит их! Как в сильном сокрушении будут говорить они: о, горе нам, потому что мы посмеялись над самими собою, горе, потому что мы погубили себя! Нас наставляли, а мы не обращали на это внимания; нас увещевали, а мы пренебрегали увещаниями; нас предостерегали, а мы не верили; слушая Священное Писание, мы все же впадали в заблуждение. Праведен суд Божий: мы получаем достойное по делам нашим. Горе нам, потому что мы за временные удовольствия подвергаемся вечному наказанию, за кратковременное нерадение ввергаемся в вечный огонь, из-за суетной славы лишились славы Божией, за мимолетное веселие лишены радости райской, из-за богатств тленных потеряли богатство царства небесного. Мы наслаждались в жизни временной, а те, которые лишены были этих наслаждений, веселятся здесь. Изнурявшие себя постом теперь предаются роскоши, подвизавшиеся предаются веселию в небесном брачном чертоге, расточившие свое богатство пожинают с радостию, плакавшие наслаждаются вечным веселием, презревшие блага земные получили небесные, одни только мы несчастные преданы вечному мучению. И вот теперь мы взываем, но нет никого, кто смилостивился бы над нами, стенаем - и нет спасающего нас. Итак, чтобы и нам вместе с такими безумцами не произносить подобных речей в будущей жизни, придите, предупредим похитителя душ наших; поспешим, пока еще есть время; будем сокрушаться, покаемся, восстанем, молю вас, от сна нерадения нашего, сбросим с себя бремя грехов и беспечности нашей, прострем руки наши к могущему спасти нас и скажем: Господи, спаси ны, погибаем (Мф. VIII, 25)! Поспешим только прежде, чем зайдет солнце, прежде, чем заперты будут двери, прежде, чем наступит ночь. Ведь никто не предается занятиям после того, как будет распущено собрание; никто не увенчивается, никто не подвизается после того, как окончится зрелище. Поэтому поспешим; необходимо, братие, спешить и спешить сильно, чтобы нам поспеть вовремя, чтобы и нам, когда мы будем стучаться, не услышать в ответ: не вем вас; поспешим поскорее, хотя бы несколько и пристыженные. Сколько раз мы оскорбляли Господа? Сколько раз прогневляли благодетеля? Он оказывает нам благодеяния, а мы ежедневно пренебрегаем ими; Он милосердствует о нас, а мы отвергаем милости Его; Он питает нас, заботится и защищает нас, а мы ежедневно нарушаем заповеди Его и не стыдимся. Устыдимся же, наконец, потому что время близко, наступает день суда, и нам нужно будет дать отчет во всей нашей жизни. Перестанем же, наконец, предаваться неумеренной роскоши и постыдному смеху, чтобы не плакать горько в будущем; перестанем злословить, ненавидеть и обижать братьев; перестанем собирать себе сокровища, предаваться сластолюбию и блуду; предадимся молитвам, молениям, чтению слова Божия, посту и покаянию; обновим жизнь свою, исповедуемся, обратимся на путь истины, потому что - время обращения. Покаемся, будем плакать, явим пред Богом истинное раскаяние и возненавидим грех; понесем здесь, молю вас, малые труды, чтобы потом не подвергнуться великому наказанию; будем, братие, подвизаться заблаговременно, чтобы не подвергнуться вечным мучениям. Время коротко, суд продолжителен, конец близок, страх велик, и не будет никого, кто смилостивился бы над нами. Каждый будет желать вернуть время, которое он потратил дурно, но не получит его. Горе клеветнику, потому что он, горя в пламени, будет просить капли воды, и не получит ее! Горе неверующему, потому что он подвергнется вечному наказанию! Горе нерадивому, потому что он отправляется к строгому Судии! Горе тому, кто не предавался подвигам, потому что он предан будет неумолимым ангелам! Теряющий золото находится вместо него другое, но нельзя найти другого времени покаяния. Не будем братие, щадить тел наших, но будем изнурять их, так как блажени алчущии и жаждущии, блажени плачущии (Мф. V, 6). Ведь тело - это земля, и вот наступит час, придет страшный, тягостный и неизбежный день, и земля возвратится в землю, и прах снова станет прахом. Будем же, возлюбленные, бодрствовать, умоляю вас о том, отправимся в путь, успокоимся; наступит, несомненно наступит час смерти нашей, - не будем же обольщать сами себя. Пусть, возлюбленные, мы будем роскошествовать, пусть будем обогащаться в течение пятидесяти или ста лет; потом настанут болезни и старость, а что будет после этого? Слабость и смерть и тот ужасный час, которого мы ждем, которого страшимся, и все же не заботимся о нем. Великий страх обоймет нас тогда, братие, так как ужасно видеть, как душа будет отделена от тела; велико мучение того часа, когда язык не в состоянии внятно произнести слова, когда мы беспрестанно обращаем взоры наши во все стороны, узнаем окружающих нас друзей и братьев, и все-таки не можем сказать им слова. Мы слышим, как они плачут о нас, и не в состоянии утешить их; видим скорбящих и рыдающих детей, и переселяемся в иную жизнь со скорбию о них. Да и что я говорю о детях? Ведь в тот час мы не в состоянии заботиться ни о детях, ни о братьях, и никакая другая забота не будет владеть нами, кроме помышления о грехах наших, о том, как мы предстанем пред Судией, какой ответ дадим Ему, какая ожидает нас участь. И вот, когда мы будем размышлять об этом, внезапно явятся пред нами неумолимые ангелы. Тогда, при виде их, мы, если окажемся не готовыми, сильно смутимся, будем пытаться убежать с одра смерти, но окажемся бессильными сделать это, будем умолять жалобными взорами, печальным лицем своим, склонять, просить, говоря им: смилуйтесь надо мною, ангелы, страшные предстатели пред престолом Божиим, и не уносите меня, не принесшего добрых плодов и нечистого, к Судие; не разлучайте меня грешного с телом, - прошу и умоляю вас об этом; будьте милостивы и благосклонны, и позвольте мне хотя в течение короткого времени принести покаяние, сокрушаться, плакать, творить милостыню, так как я дурно потратил и провел свою жизнь. Но ангелы, выслушав эти слова, скажут нам: о, несчастная душа! Ты проводила все дни свои в беспечности, а теперь хочешь каяться? О, погибшая душа! Солнце зашло для тебя, время твое окончилось, и Бог повелел разлучить тебя с телом. Иди и прими осуждение на вечный огонь по делам твоим: для тебя нет уже надежды на спасение, но предстоит тебе вечное мучение. Возлюбленные! Слыша эти слова и веруя, что они истинны, а не вымышленны, будем подвизаться, прежде чем наступит тот час, и если мы привыкли грешить, то исторгнем такую привычку покаянием. Не будем, братие, обольщать себя: есть будущий суд и вечное наказание, огонь неугасимый и червь неумирающий, тьма внешняя и преисподняя, скрежет зубов и великий плач, как поведал нам о том Господь в Евангелии; а непреложен Тот, Кто сказал: небо и земля мимо идет, словеса же Моя не мимо идут (Мф. XXIV, 35). Поэтому все мы, проводящие жизнь свою в грехах, устрашимся и вострепещем, и приложим свое старание к тому, чтобы путем покаяния сподобиться нам пребывать со святыми. Не говори: я украл, я убил, я блудодействовал, и меня не примет Бог! Не говори ничего подобного, потому что Он принимает всех, как принял разбойника, мытаря и блудницу. Не будем только отчаиваться, не будем, умоляю вас, беспечными. Будем стучаться путем покаяния и говорить: Господи, отверзи нам, недостойным и грешным! Не отвращайся от нас ради имени святаго Твоего, но смилуйся над нами и не лиши нас Царствия Твоего! Ты бо еси Бог отчаивающихся, спасение всех, прибегающих к Тебе, и Твое есть Царство, и сила и слава со безначальным Отцем и Всесвятым и благим и Животворящим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

     

    Текст приводится по изданию: О спасении души // Полное собрание творений святого Иоанна Златоуста в 12 томах. Т. 9, кн. 2. М.: Православное братство “Радонеж”, 2003. (Репринт.) С. 942-946

     

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100