|
Библиотека “Халкидон” ___________________ Преподобный Максим Грек Слово XXII. Похвальное по поводу восстановления и обновления епископом Тверским Акакием церковного здания после бывшего пожара
“О праздновании обновления есть древний закон, и весьма хорошо, что он установлен”, - говорит изобилующий богословием Григорий [1]. И как же не признать, что он хорошо установлен, когда чрез это достигаются две великие цели: во-первых, делается явным для всех людей Промысл и попечение о нас Создателя всех и Владыки, которыми, единственно, и устрояется все к нашей пользе; во-вторых, деяния и великолепные сооружения добрых и боголюбивых архиереев, благоверных царей и всех властителей, их ревность, направленная к чести и славе Божией, их старание и забота о сем — прославляется и становится навсегда незабвенным, передается из рода в род, поощряя последующие роды к подражанию их добрым делам. Ввиду этого и я, непотребный, счел справедливым не предать забвению, но кратким словом сделать известным для будущих поколений то, что произошло по неисповедимым судьбам общего всех Владыки в славном городе Твери, в царствование благоверного и самодержавного великого князя всея России Иоанна Васильевича и при боголюбивом епископе Акакии, прекрасно и благочестно правящем церковным кормилом Тверской епархии. В 1537 (7045) году, после полудня, по неизреченным судьбам Божиим, неизвестно от чего внезапно возгорелся огонь, который при северном бурном ветре в короткое время истребил всю окружавшую город стену, великую соборную церковь со всеми святыми образами и священными сосудами, все облачения и книги, и множество других святых храмов и домов. Было ужасное зрелище, достойное великих слез: огонь, гонимый сильным ветром, мгновенно все пожирал, при чем погорело много людей, которые не могли убежать от преследовавшего их пламени. О, как неиспытанны судьбы Твои, Христе Спасе! Кто в состоянии понять и нас научить, какова причина столь великого Твоего на нас, праведного, во всяком случае — по грехам нашим, попущения. Особенно же кто возможет своею молитвою утолить столь великое Твое на нас праведное негодование за то, что преступлением спасительных Твоих заповедей прогневляем неисчетное Твое к нам человеколюбие и благость? “Праведен еси, Господи, и прави суди Твои” [2], — как гласит Божественное и поклоняемое Твое слово. Чтобы нас вразумить и обратить, Ты не щадишь самих Твоих святых и поклоняемых храмов и образов — Твоих и Пречистой Твоей Матери и всех Твоих святых, но и это все или предаешь варварам на разорение, или окончательно истребляешь огнем, показывая таким образом нам, бесчувственным, нестерпимое против нас праведное Твое негодование, чтобы мы познали самих себя и свои грехи и, познав сие, принесли бы Тебе покаяние, соответствующее нашим беззакониям. Ей, Господи, даруй нам познать свои согрешения и каяться пред Тобою от всей души, со всяким смиренномудрием, с творением праведных дел и милостынь убогим! Благодарим же, Владыко, от всей души, за Твою к нам благость, по причине которой не только сподобляешь нас милости и щедрот, наказывая властно и вместе отечески, но и Твоего верного архиерея, а нашего пастыря и отца, господина нашего Акакия, всегда исполняешь благостью и духовной мудростью и разумом, в славу Твою и в благодеяние нам, верующим в Тебя и уповающим на Тебя. Будучи освящен и укреплен Твоею благодатью, он не пал духом от постигших его столь ужасных скорбей и не вознерадел, по силе своей, об украшении и благолепии Твоих святых образов и всего божественного селения неприступной славы Твоей [3], о потребных для тайнодействия священных сосудах и облачениях и о всех вообще церковных принадлежностях, как для алтаря, так и для всего храма; но с большим усердием и великой ревностью принялся за обновление истребленного огнем прежнего украшения святого храма Твоего, подражая в этом случае тому праведнику, который говорил: “Яко кляхся Господеви и помолюся Богу Иаковлю: аще вниду в селение дома моего, или взыду на одр постели моея, аще дам сон очима моима и веждома моима дремание, и покой скраниама моима, — дондеже обрящу место Господеви, селение Богу Иаковлю” [4]. С таким же к Богу рачением и с такой же ревностью и этот принялся за дело и, при помощи Твоей благодати, выше силы своей, украсил церковь Твою святыми образами, написанными искусными иконописцами, с дорогими на них украшениями из золота и серебра, так что она представляет собой прекрасный и услаждающий зрение верующих вид, чудно увеселяя души их и вместе восставляя их на славословие и благодарение благости и неисчетного к нам человеколюбия Твоего, так как Ты, наказав нас, как владыка, стараясь отвести нас от всяких пороков, опять ущедряешь нас, как отец чадолюбивый. Хотя праведным Своим негодованием Ты немало опечалил нас, истребив огнем древнюю добрόту святого храма Твоего, но и опять возвратил ее нам не в худшем против прежнего виде, — и заботами и трудами верного угодника Твоего Акакия, боголюбивого Твоего епископа, нашего же пастыря и любезного отца, которого, по отходе его отсюда, сопричти к числу избранных Твоих первосвященников и сподоби его с ними воспевать Тебя в бесконечные веки, в пречудном и святом храме Божественной славы Твоей, как возлюбившего от всей души благолепие находящегося на земле святого храма славы Твоея и обновившего оный. И нас, святыми его молитвами, сподоби остальное время нашей жизни проводить в благоугождении Тебе добрыми делами, со всяким смиренномудрием, и искренно, со всякою чистотою воспевать и благословлять Тебя — безначального Отца, собезначальное Слово и соприсносущного Духа - ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Примечания: [1] См.: Свт. Григорий Богослов. Сл. 44, на неделю новую. Творения. Т. I. СПб., 1912 (ТСЛ, 1994). С. 655 [2] Пс. 118,137. [3] Ср.: Пс. 25,8. [4] Пс. 131.2-5.
Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон" |