• На главную страницу
  • Творения святых отцов и учителей Церкви
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Святитель Иоанн Златоуст

    На начало индикта

     

    Из творений, приписываемых святителю Иоанну Златоусту и в Патрологии Миня отнесенных к разряду Spuria

     

    Удивительны праздники православных, торжественны памяти мучеников, благоприлично веселие верных! Не времени, изменчивому и непостоянному, мы празднуем; не год почитаем, - это сокращение жизни человеческой; не поклоняемся движению, приближающему нас к тлению; не служим твари, потому что все существующее рабствует вместе с нами; не чтим вещества, потому что мир создан из ничего. Все это как имело начало бытия, так подлежит и конечному тлению. Не почитаем мы неба: знаем, что оно только отвердевший пар; не почитаем тверди: мы видим в ней лишь сгущение [воздуха]; не почитаем света, потому что он создан словом; не почитаем луны, потому что она украшена образом; не почитаем землю, потому что она возникла из-под воды; не почитаем огня, потому что он есть вещественная стихия; не поклоняемся воде, потому что она есть текущая природа; не служим времени, потому что оно непостоянно; не чтим дня, потому что он подчинен порядку. Все стареется от времени, и время вместе во всем стареется; только Бог не подлежит времени, как это и покажет последний день. Язычники и иудеи эти братья беззакония, добыча диавола, потомки греха, питомцы заблуждения, тьма безбожия, вожди к геенне, змеи нечестия, сыны погибелипусть они празднуют нечестиво, потому что и мыслят безбожно. Одни пусть служат заблуждению, другие пусть попирают закон, и те и другие вместе пусть поучаются во зле во взаимном согласии. Иудеи от язычников научились идолослужению, а язычники от иудеев пророкоубийству; ведь иудеи при законе усвоили себе все языческие заблуждения. Ты негодуешь, иудей, слыша это? Вспомни дела, и не почитай тяжким это порицание. Где ты не покланялся идолам, скажи мне? В пустыне ты слил себе медного тельца, после победы ты праздновал Веелфегору, в земле моавитян поклонялся Фаматцу, в Палестине приносил жертву Дагону, в Финикии служил Астарте, в пленении чтил Хамоса. Недоставало скорее места, чем языческой мерзости, на которую вы не были бы способны. Потому-то и праздники ваши ненавистны Владыке. Послушай, что говорит пророк: Мне ненавистны, отвратительны праздники ваши, и ваши торжества Меня не радуют (Ис. I, 14). И не удивительно: ведь всякий праздник иудейский сопровождается убийством. Постясь, ты побил Навуфея камнями; празднуя, распилил Исаию; ликуя, низвергнул Иеремию в ров. Готовясь к суду и битвам, ты нечестиво постился; спьяна ты предал при Илии ковчег завета в руки иноплеменников; обезглавил Иоанна. Плакать тебе скорее было нужно, чем так праздновать! А мы празднуем божественные и необычайные события - подвиги мучеников, победы погребенных, сети невидимых, исцеления отшедших, прежде же всего чудеса Христа и Бога моего, которые совершил Он, ради моего спасения сделавшись человеком, а затем и страдания Его рабов: составленный из камней венец Стефана, победу над смертью славного Лаврентия, не потерпевшее крушения девство Анны. О, троица проповедников Троицы! О, останки, врачевание страждущих! О, прах, источник исцелений! О, храм, вмещающий красоту неба! Даже и море бездушная стихия без слов взывает против вас [еретиков]. В обличение сорабов [говорит оно] буду проповедывать и я о Владыке. Не отягощает меня стопа Создателя, освящают меня ноги Христовы. Моисей меня разделил, а Он освятил; Иону я потопляю, а Его трепещу; Ною я угрожаю потопом, но и взглянуть не дерзаю на Того, Кто руками Своими создал человека. Ногами Он освятил море, небо прославил Своим престолом, землю осиял яслями, ад просветил Своим гробом. Я не бесчувственно и неблагодарно; как стихия я признаю Создателя; не говорю я вместе с иудеями: несть Сей от Бога человек (Иоан. IX, 16), но с благоговением взываю: Сей мой Бог, и прославлю Его (Исх. XV, 2). Я покажу свойства своей природы, обличу мнения оскверненных убийством, явлю силу Того, чьи ноги меня попирали. Они сорабы мне, а Он Владыка; Его страхом я привожу их в смущение; Владыка шествовал по морю немокрыми стопами, а они плывя на судне испытывали смущение; страх опасности вынудил их кричать, а Человеколюбец повелевал не страшиться: дерзайте! Аз есмь! Не бойтеся (Мрк. VI, 50)! Дерзайте, имеющие якорь веры: вас не осквернила грязь идолослужения! Дерзайте: буря иудейская вас не потопила! Мужайтесь: еретическое волнение вас не поколебало! Я собезначальное Слово Отчее, отрасль несозданного Начала, Агнец, вземлющий грехи мира, Кормчий, сохраняющий города от крушения, сокровище православной веры, увенчивающий подвиги мучеников. Аз есмь! Не бойтеся! Где Бог, там нет опасности по благодати Божией. Ему слава и держава во веки веков. Аминь.

     

     

    Рекомендуем также:

    Святитель Димитрий Ростовский. Слово в первый день индикта, или нового года

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100