• На главную страницу
  • Творения святых отцов и учителей Церкви
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Преподобный Максим Грек

    Слово XXXVI. Послание к некоторым инокиням

     

    Многогрешный инок Максим Грек кланяется до земли честным инокиням за любовь вашу, какую вы оказали мне о Господе по своему доброму изволению, потому что я даже и не просил что-либо таковое от вас, честнейших инокинь, и на ум мне никогда не приходило видеть или приять такое почтение, какое получил я от вас сверх ожидания. Поэтому я посчитал справедливым возблагодарить столь великое ваше ко мне человеколюбие тетрадкой, напоминающей [о законе евангельской жизни], поскольку вы исполнены премудрости и разума божественного, как благоугождающие Самому Подателю всякой премудрости и разума — Иисусу Христу, духовному Жениху душ ваших, от Которого вы постоянно и просвещаетесь светом всякой премудрости и высочайшего разума. Посему приимите это малое напоминание с обычною вам духовною любовью и кротостью, хотя бы в ней кое-где и встречалась речь не особенно легкая. Не удивляйтесь этому и не смущайтесь, ибо я боюсь Того, Который чрез пророка Своего Исаию говорит: “Горе полагающим тьму свет, и свет тьму, глаголющим горькое сладкое, и сладкое горькое” (1), — а также [Божественных слов апостола Павла]: “Страшно есть еже впасти в руце Бога живаго” (2). Хотя я и грешнее всех грешников, но истину евангельского законоположения я обязан всем проповедовать всею душою — и сердцем и устами. Если же кто вознегодует по причине прямоты этой тетрадки, тот сам увидит [впоследствии], ибо каждый свое бремя понесет, — сказано в Божественном Писании, — и еже каждый сеет, то и пожнет (3). Будьте здравы всегда о Господе и нас во святых своих молитвах не забывайте!

     

     

    Слово к неким честным инокиням, напоминающее о том, как должно проводить иноческую жизнь и что исполнение евангельских заповедей есть истинный страх Божий

     

    У меня, убогого и нищего добродетелями и книжным разумом, просят честные и премудрые дщери Небесного Царя напоминания о богоугодной жизни, как бы недостаточествующие в премудрости и разуме божественном, тогда как они, на самом деле, прилежнейшие ученицы Самой ипостасной Премудрости, Создателя и Владыки всех Бога и Отца. Откуда возьму я, убогий в этом отношении, потребное для предложения им душеполезной трапезы и неистощимой пищи? Надлежит тому, кто предпринимает учить других, как благоугождать Богу, прежде во всем самому делом исполнить это, чтобы жизнь его во всем согласовалась с его учением о Боге, дабы поучаемые им относились к нему с доверием и сам он получил бы воздаяние от Бога, как содействующий Ему в деле спасения верующих. Так и таинственное слово Божие учит нас, говоря: “Лицемере, изми первее бревно из очесе твоего, и тогда прозриши изъяти сучец из очесе брата твоего” (4), — и опять: “Иже сотворит и научит, той велий наречется во Царствии Небеснем” (5). Я же, имея на мысленных очах не одно бревно, но бесчисленное множество их, как возмогу изъять сучец из очей других, сам нуждаясь в таком враче? Но как слово Божие обещает, говоря: “Отверзи уста твоя, и исполню я” (6), и опять: “Господь даст глагол благовествующим силою многою” (7), то и я, повинуясь сему и надеясь на это, дерзаю приступить к сему, хотя это превосходит мои силы и сан. “Не вы бо, — говорит [Господь], — будете глаголющии, но Дух Отца Моего Небесного” (8). Призвав в помощь этого Божественного Помощника, начну поучение следующим образом.

    Начало премудрости страх Господень, разум же благ всем творящим и (9). Под премудростью здесь мы разумеем не обилие разума или познания всяческих писаний — Божественных и внешних, но исполнение делом Божественных заповедей и велений, как Сам Господь учит, говоря: “Не всяк, глаголяй Ми "Господи, Господи" внидет в Царство Небесное, но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех” (10), —то есть кто прилежно исполняет спасительные Его заповеди словом и делом. Ибо кто приносит Ему только продолжительные молитвы, а о том, чтобы принести Ему плод заповедей Божиих, который есть любовь, правда и милость, не заботится, тот услышит от Него: “Что Мя глаголете "Господи, Господи", а яже Аз повелеваю вам, не творите” (11). Тому же учит Он нас и чрез божественного пророка [Давида], который говорит: “Грешнику же, то есть не по заповедям Его живущему, рече Бог: "Вскую ты поведаеши оправдания Моя и восприемлеши завет Мой усты твоими?"” (12). Вот этими словами Он явственно уничижает и отвергает того, кто украшает себя одним только большим знанием Божественного Писания и этим думает благоугодить Богу, делая противное сему. Ибо после приведенных слов следует: “Ты же возненавидел еси наказание и отвергл еси словеса Моя вспять” (13), —то есть: “Преступаешь и презираешь спасительные Мои заповеди и крадешь с крадущими, тогда как Я повелеваю тебе не красть, обижаешь с обижающими, лихоимствуешь с лихоимствующими и осуждаешь неповинного, приемля дары от обидчика, тогда как Я все это ненавижу от души и отвожу тебя от этого Моими Божественными заповедями, повелевая тебе так: "Не уповайте на неправду и на восхищение не желайте; богатство аще течет, не прилагайте сердца” (14), — то есть не вдавайте себя всецело в то, чтобы скопить себе посредством всякой неправды большие сокровища на земли, идеже червь и тля тлит, и идеже татие подкапывают и крадут” (15). Поэтому хорошо и справедливо говорит слово Божие, что начало премудрости есть страх Господень, то есть начало спасения души есть хранение и исполнение заповедей Божиих. Это оно и называет страхом Господним, как и чрез пророка тайно научает, говоря: “Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас. Кто есть человек, хотяй живот, любяй дни видети благи?” (16), как бы говоря: “Если найдется кто-нибудь, имеющий такое желание, да удержит, — говорит, — язык свой от зла, то есть от клеветы, от лжи, от хулы, оболгания, сквернословия, буесловия и празднословия, и устне да не глаголют льсти, но да говорят только истину и правду, да уклонится таковой от зла, то есть да возненавидит всякую нечистоту плоти и духа, да гнушается сим и да сотворит благо, то есть да возлюбит всякую чистоту и святость души и тела. Да отступит от неправды и да возлюбит правду; да отступит от жестокости и немилосердия и да будет милостив, щедр, нищелюбив, милосерд ко всем вообще находящимся в скудости и в различных бедах; если кто голодает, да накормит его досыта; если жаждет, да напоит; если наготует, да оденет жалкие его кости, и померзающего от холода да не презрит и да не минует тех, которые находятся в таковых бедствиях”. Ибо весь закон и пророцы (17), то есть все десять заповедей Божиих и все то, что пророки завещают вам многими и различными изречениями, — все это заключается в этих двух заповедях, то есть возлюбиши Господа Бога твоего всею душею твоею и всею силою твоею, и ближняго своего яко сам себе (18). Кто эти две заповеди исполняет делом, тот весь закон и все пророчества исполнил. А кто пренебрегает ими и попусту хвалится, говоря: “Люблю Бога”, — тот окончательно прельстился умом, ибо неложные уста Христовы говорят: “Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, то есть исполняющий их делом, той есть любяй Мя. Не любяй Мя словес Моих не соблюдает” (19). Также блаженный Иоанн Богослов в Первом соборном послании говорит: “Глаголяй, яко люблю Бога, а заповеди Его не соблюдает, ложь есть, и в сем истины несть” (20), — следовательно, и Христа в нем нет, потому что именно Христос есть истина (21). И если Христа нет в нас, то горе нам, ибо мы окажемся трудившимися напрасно, надеясь спастись одним только воздержанием от брашен, продолжительными молитвами и бдением. Несть Царство Божие брашно и питие, но правда и мир и радость о Дусе Святе (22), по святому апостолу Павлу. Здесь Царством Божиим он называет новое евангельское законоположение, которое есть не что иное, как только всякая правда, совершенная любовь и святыня, также милость и щедрость ко всякому, находящемуся в бедах и нищете. “Иже бо сими служит Христови, — говорит апостол Павел, — благоугоден есть Богови, и искусен человеком” (23).

    Всем этим мы достоверно научаемся, что начало премудрости, то есть спасения души, есть страх Божий, который заключается в соблюдении святых Его заповедей, как и божественный Песнопевец говорит: “Блажен муж, бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело” (24), — то есть всею душою любит жить по ним и всегдашним исполнением их старается благоугодить Богу. А кто склоняется к душепагубной мысли, что-де ныне люди слабы по естеству и необходимо снисходить к человеческой немощи, то и я скажу тому то же, — только снисходить можно в том, в чем снисхождение не противно заповедям Божиим и не нарушает отеческих иноческих уставов, которые заключаются в нестяжании, в безмолвии, в жизни беспопечительной, в несребролюбии, в нелихоимстве, в смиренномудрии и кротости, в любви нелицемерной, в милосердии и жалости ко всем находящимся в бедах. Всякое же снисхождение, соединенное с нарушением сих заповедей и установлений, есть совершенная погибель души, а не спасение. Какое спасение в том, чтобы вопреки данным нами обетам опять приобретать имения и стяжания и обильные сокровища на земле, с нарушением евангельской заповеди, посредством неправды и лихоимания, от которых происходит бесчисленное множество всякого нестроения и бесчиния помыслов и дел мирских, ссоры, брани, по причине которых мы только пострижением и черной одеждой отличаемся от мирян. Но об этом достаточно сказанного для тех. которые искренно любят шествовать тесным и прискорбным евангельским путем, без самооправдания, а для непокоряющихся истине евангельской и хвалящих пространный путь мною достаточно сказано в ином слове, — пусть оттуда почерпают для исправления, если хотят. Мы же возвратимся к остальным душеполезным завещаниям Святого Духа.

    Желая поощрить нас к деланию страха Божия, то есть заповедей Владыки, [слово Божие] перечисляет нам происходящие отсюда плоды духовных дарований, которых сподобились блаженные делатели их. Таковы суть от века благоугодившие Богу патриархи, пророки, апостолы, мученики и богоносные отцы наши, основатели и наставники иноческого жития. Каковы же те дарования, которых сподобятся таковые, слушай. “Сильно, — говорит [Божественное Писание], — на земли будет семя его” (25). Сильно не золотом, не серебром или обилием житейских стяжаний, как некоторые неправо думают, но сильно верою и правдою и любовью к Богу и ближнему, каковым был тот, который говорит: “Кто ны разлучит от любве Божия? Скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч? Известихся бо, яко ни смерть, ни живот, ни Ангели, ни Начала, ни Силы, ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе, Господе нашем” (26). И в другом месте он же: “Во плоти ходяще, не по плоти воинствуем. Оружия бо воинства нашего не плотская, но сильна Богом на разорение твердеем, помышления низлагающе и всяко возношение, взимающееся на разум Божий” (27). Семенем же их, по справедливости, назовем евангельскую проповедь, которая, будучи посеяна по всей вселенной бесчисленным множеством правоверных, сильных во всякой святыне и правде и преподобии, плодоносит Небесному Делателю мучеников, преподобных иноков и всяких праведников, которые твердостью веры и теплотою любви к Спасителю Христу отогнали отовсюду тьму прелести богомерзких идолов и ввели данный от Бога свет неложиого благочестия. Они были сильны в брани, как духовной, так и телесной, ополчаясь верою во Христа Бога и любовью к Нему не только против начал и властей тьмы прелестного века сего и против лукавых духов, но и против самых нечестивых гонителей — греков, римлян и иудеев, и их неистовство на Христа и безмерную их гордость смирили и повергли на землю, и как прах, который на пути, говоря псаломски, развеяли (28).

    Итак, хорошо сказал божественный Давид, что сильно будет на земли семя праведника, после чего прибавляет: "Слава и богатство в дому его" (29), то есть в доме боящегося Господа и исполняющего делом Его заповеди. Богатство же и славу должно разуметь не маловременные и земные, которые быстро исчезают, но славу, ниспосылаемую свыше преподобным угодникам Божиим, и богатство духовных дарований, которыми были обогащены богоносные апостолы, преподобные и праведные, еще в настоящей жизни, а также наслаждение вечных благ, которых око не виде и ухо не слыша (30), как написано. Об этом обогащении говорит Песнопевец к Создателю и Владыке всех: "Посетил еси землю, то есть человеческое естество, и упоил еси ю, то есть преисполнил духовного веселия и радования, умножил еси обогатити ю, то есть благоволил преизобильно оградить и украсить естество человеческое силами и знамениями и всякими духовными дарованиями" (31). Оно находилось в крайней нищете, не имея познания о Боге, Создателе своем, Питателе и Промыслителе, богатела же она всякой бесовской прелестью и нечестием, всяким безумием и всякой злобою. Отвергнув истинный разум и страх Божий и поработившись окончательно лукавым бесам, оно управлялось ими, как некое бессловесное животное, и вовлекалось во всякую пропасть безбожия и скотского блужения. Но не презрел до конца Всеблагой Бог естество человеческое, но, ущедрив, посетил оное, недугующее всяким безбожием, и не просто только посетил, но упокоил и обогатил, украсив и озарив более прежнего всяческими дарованиями Святого Духа, как выше сказано мною. Поэтому и правда его пребывает во веки (32), то есть благочестивые дела его и предприятия не погибают вместе с окончанием этой временной жизни, как лукавые дела людей нечестивых и грешных, но последуют благочестивым по исходе их из этой жизни и вечно пребывают при них. Такими дарованиями украсится от Бога всякий истинно Божий человек, то есть всякий боящийся Господа.

    Возсия во тме свет правым (33). Как воссиявший солнечный свет рассеивает ночную тьму, так и праведник лучами благих и богоугодных своих деяний просвещает разумно сидящих во тьме неведения Бога, если они принадлежат к числу праведных и достойны сподобиться такой благодати, как сказал верховный [апостол] Петр: "Поистине разумеваю, яко не на лица зрит Бог, но во всяцем языце бояйся Его и делаяй правду приятен Ему есть" (34), - то есть удостаивается Им евангельской благодати и проповеди, разума о Христе и веры в Него. И это так. Но послушаем о дальнейших исправлениях боящегося Господа. “Милостив, - говорит [Писание], - и щедр, и праведен. Благ муж, щедря и взаим дая” (35). Такое расположение дарует страх Божий тому, кто делом исполняет заповеди Божии и с несомненною верою приемлет сказанное Господом: “Блажени милостивии, яко тии помиловани будут”, - и опять: “Будите убо вы совершени и щедри, яко же Отец ваш Небесный совершен и щедр есть” (36). Воистину нет ни одного другого доброго дела, совершаемого нами, которое было бы так сильно преклонить на милость к нам Создателя всех, как человеколюбие, милость и сострадание к нищим и находящимся в бедах и скорбях. Это явствует из многих мест Писания, в особенности же из того, что Сам Праведный Судия ни за какое другое дело похвалит тогда, на суде, стоящих одесную Его и дарует им Царство Небесное, как только за то, что они Его, алчущего, накормили, жаждущего напоили, нагого одели, странного ввели (то есть в дома свои милостиво приняли и всячески упокоили), когда находился в темнице, то пришли к Нему и всяким способом утешали Его, и болящего посетили. Ради всех этих добрых дел, оказанных живущим в бедах, увенчает тогда праведных – Праведный, и милостивых – Милостивый и Человеколюбивый, умолчав об остальных исправлениях их и подвигах духовных, как то: о великом пощении, молитве, всеношных стояниях и удалении в дальние и необитаемые пустыни. Этим Он, Всемилостивый, желал показать то, что без милости и человеколюбия, оказываемых находящимся в бедах, все те подвиги не приносят никакой пользы и считаются пред Ним недостойными упоминания; ибо Сам говорит: “Милости хощу, а не жертвы, и уведения Божия, нежели всесожжения” (37). Этим Спаситель как бы так говорит: “Если идешь в церковь помолиться Мне и принести какую-нибудь жертву, и на пути встретишь бедного нищего, который нуждается в помощи или просит у тебя милостыни, - отдай просящему у тебя нищему то, что хотел ты дать иерею Моему на молебен или на совершение святой службы, и не презри нужду и скудость нищего, предпочитая ему приносимую Мне молитву и святую службу. Ибо милость, оказанная ему, то Мне от тебя – и жертва благоприятная, и молитва благоугодная, если без сомнения послушаешься Меня, как и Я послушался без сомнения Отца Моего Небесного и принес Самого Себя в жертву и приношение за падшего Адама и за весь происшедший от него род человеческий”. Еще яснее научил нас сему неподкупный Судия притчей о пяти буиих девах, оставленных вне Божественного чертога за то, что не взяли с собой в сосуды достаточно елея. Буии же девы, как учат божественные отцы, суть души мужей и жен благочестивых, подвизающихся всегда во всенощных молитвах и много упражняющихся в пощении для очищения себя от всякой скверны плоти и духа; елея же, которым обозначается милосердие и сострадание к нищим и живущим в бедах, не только не озаботились приобрести, а напротив, угнетали их ежегодными требованиями бесчеловечных [процентных] ростов. Поэтому справедливо таковые души благочестивых названы страшным Судией — буиими, ибо, одолев страсти, которые выше естества и силы человеческой, и утишив в себе скотоподобное плотское стремление, они были побеждены страстью иудейского сребролюбия и поработились ненасытному лихоимству, не позаботившись о дарованных им по естеству милости, человеколюбии и благости, а превратили естество свое в зверское, постыжая себя приобретением всяким неправедным образом имений и стяжаний. Таковых кто может достойно оплакать, которые не только не милуют нищих по Божественной заповеди Спасителя, но еще расхищают и остальное именьице бедных и убогих ежегодными требованиями с них обременительнейших [процентных] ростов. А есть и такие, которые настолько побеждены страстью иудейского сребролюбия и ненасытного лихоимства, что злоумышленно придумывают разные клеветы против некоторых богатых людей, которые никого ничем не обидели. Кто может описать окаянство таковых? Никакое искусство риторского слова не в состоянии изобразить это ни с чем не сравнимое зло. Но предоставим исправление и исцеление их Спасителю и общему всех Врачу, Господу нашему Иисусу Христу; мы же возвратимся к предлежащему. “В память вечную, — сказано [в том же псалме], — будет праведник, от слуха зла не убоится” (38). Этим Песнопевец, или, правильнее — воодушевлявший его божественный огнь Святого [Духа-] Утешителя, показал нам, чем награждает праведных делание со страхом Божиим Его заповедей. Что же это такое? А то, что они никогда не придут в забвение, но сподобятся быть поминаемы в бесконечные веки, то есть всегда будут совершаться чрез них хваления Богу и Спасителю Христу. Ибо как память нечестивых и грешных погибает с шумом (39), как говорит Писание, так и память праведных пребывает в бесконечные веки с похвалами пред Богом (40), и они ненасытно наслаждаются Божественной славой, боговидением и беседой с Богом, [причем —] с большим дерзновением. “Таковой, — говорит [пророк], — от слуха зла не убоится”. Ибо к стоящим ошуюю Судии будет произнесен оный страшный и горький глас:Идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его” (41). Что может быть страшнее и болезненнее сего окончательного вечного осуждения? Этого слуха зла, говорит [Псалмопевец], не убоится тогда праведный, ибо он услышит нескончаемое и неложное оное благословение, которое будет сказано ко всем, стоящим одесную Его: “Приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира” (42). Эту милость окажет им Праведный Судия и богатый Мздовоздаятель за их человеколюбие и милость и благоустроение, какие они оказывали всякому нищему и всякому находящемуся в беде, как говорит божественный Песнопевец: “Расточи, даде убогим, — правда его пребывает во веки” (43). Этим кратким изречением Дух Святой ясно научил, каким образом боящийся Господа и заповеди Его исполняющий делом сподобляется вечной памяти у Бога и не убоится злого того слуха: потому, — говориг [он], —в помять вечную будет праведник и от слуха зла не убоится, что он делом исполнил заповедь Спасителя, которая говорит: “Аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим, и имети имаши сокровище на небеси” (44). Кто от всей души и от всего помышления, от всего сердца и от всей крепости своей возлюбит Господа и неизреченные Его блага, тот не только раздаст все свое имение и стяжания, но и все плотские свои страсти окончательно возненавидит, и все свои желания отсечет, и с каждым днем будет преуспевать в богоугодных добродетелях, полностью отвергнув все житейское, возбраняющее ему восхождение к Богу. “Ибо никтоже, — говорит [Господь], —может двема господинома работати — Богу и мамоне” (45), — то есть никто из работающих неправедному богатству не может благоутодить Богу. А кто снова опутывает себя житейскими попечениями после того, как раз и навсегда отрекся сего пред Самим Богом и избранными Его Ангелами, тот пусть услышит Законодателя, Который ясно говорит: “Никтоже возложь руку свою на рало, и возвратившись вспять, управлен есть в Царствии Божии” (46). И опять: “Всяк, иже слышит словеса Моя сия, и творит я, уподоблю его мужу мудру, иже созда храмину свою на камени, которую не могли нисколько поколебать ни сильнейшие ветры, ни проливные дожди, ни множество других приражений рек. А слышай и не творя их, то есть кто не исполняет делом Моих заповедей и повелений, тот уподобится мужу уродиву, иже созда храмину свою на песце, на которую когда сниде дождь, и приидоша реки, и возвеяша ветри, то тотчас обрушили ее, и бе падение ея велие” (47). Храминою же, думаю, Законодатель называет явившийся во мне добрый помысел, рассуждение и произволение, когда я решил сам про себя оставить мирскую бесчинную жизнь и все суеты и неистовления ложная (48), и принять иноческое безмолвное житие, доставляющее бесчисленные духовные блага. И если это свое благое решение и произволение исполню и совершу по заповедям Господним, и не перестану всегда прилепляться Ему всякою правдою, безмолвием и беспопечительностью, отрекаясь от удовольствий и наслаждений плоти, и возлюблю до конца совершенное нестяжание и иноческое жестокое пребывание, тогда воистину создал я храмину свою, то есть иночество, на камени, который есть Сам Христос Спаситель, Который называется духовным камнем и составляет твердость и утверждение для всех любящих Его, Который и сохраняет их невредимыми от нападения всяких бесовских козней, которые и называются иносказательно ветром и дождем и сильными реками. Если же по причине слабости своей мысли я, после того как сочетался Христу и отрекся житейского мятежа и суеты, опять опутаю себя ими, и опять начну приобретать всякие стяжания и сокровища на земле — золото и серебро, и вдам себя в излишние и суетные заботы и попечения, к которым приплетаются споры и тяжбы, а от этих рождается зависть и рвение, памятозлобие и вражда и прах бесчисленного множества злых и душетлительных помыслов, тогда воистину уподоблен буду Праведным Судиею мужу уродиву [— безумному], создавшему храмину свою на песке, то есть на преступлении и преслушании спасительных евангельских заповедей, и удобнопленяемому бываю моим противником, и при всяком нападении на меня нечистых помыслов оказываюсь бессильным к борьбе с ними и совершенно неискусным. Придя в такое состояние по причине своего великого безумия и нечувствия, не нахожу никого окаяннее себя. “Ходящии, — говорит [пророк], —хождаху и плакахуся, метающе семена своя; грядуще же приидут с радостию, вземлюще рукояти своя” (49). Это священное изречение произнесено Духом Святым не только относительно мучеников и страдальцев, но и о преподобных иноках, добровольно располагающих себя к терпению всякой скорби и тесноты и неленостно шествующих путем, ведущим к Богу, которые со многими слезами и трудами постничества метают духовные семена своя, то есть благие деяния. Поэтому и во время всеобщего воскресения грядуще приидут с радостию, вземлюще рукояти своя, то есть приимут от бессмертной десницы Владыки уготованные им вечные воздаяния, то есть наслаждение вечными благами, уготованными для праведных, которые суть бессмертие, бесконечное Царство Божие, познание, исполненное премудростью Божиею, и радость неизреченная, коих да сподобимся и мы получить милостью и щедротами и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и в бесконечные веки. Аминь.

     

    Примечания:

    1. Ис. 5,20.
    2. Евр.10,31.
    3. Гал. 6,5,7.
    4. Мф. 7,5.
    5. Мф. 5,19.
    6. Пс. 80, 11
    7. Пс. 67,12.
    8. Мф. 10,20.
    9. Пс.110,10
    10. Мф. 7,21.
    11. Лк. 6,46.
    12. Пс.49,16.
    13. Пс. 49,17.
    14. Пс. 61, 11
    15. Мф. 6, 19
    16. Пс. 33, 12-15
    17. Мф. 22,40.
    18. Мк. 12, 30-31.
    19. Ин. 14, 21, 24.
    20. 1 Ин. 2, 4.
    21. См.: Ин. 14,6.
    22. Рим. 14,17.
    23. Рим. 14,18
    24. Пс.111.1.
    25. Пс. 111, 2.
    26. Рим. 8,35,38-39.
    27. 2 Кор. 10,3-5.
    28. См.: Пс. 17, 43
    29. Пс. 111,3.
    30. 1 Кор. 2, 9.
    31. Пс. 64,10.
    32. Пс. 111,3.
    33. Пс. 111, 4.
    34. Деян. 10,34-35
    35. Пс. 111, 4-5; 36, 26
    36. Мф. 5, 7, 48
    37. Ос. 6, 6. См.: Мф. 9, 13; 12, 7. Мк. 12, 33-34
    38. Пс.111,6-7.
    39. См.: Пс. 9, 7
    40. См.: Притч. 10,7.
    41. Мф. 25,41.
    42. Мф. 25,34.
    43. Пс. 111,9.
    44. Мф. 19, 21.
    45. Мф. 6, 24.
    46. Лк. 9,62.
    47. Мф. 7,24-27.
    48. Пс. 39.5.
    49. Пс. 125, 6

     

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100