|
Библиотека “Халкидон” ___________________ Блаженный Феодорит Кирский История боголюбцев XXII. ФАЛАССИЙ и ЛИМНЕЙ [234] 1. Есть у нас селение Тиллима, где некогда были посеяны семена нечестия Маркиона, но ныне эта пашня возделана учением Евангельским. К югу от селения есть холм, не очень высокий и не очень низкий. На нём и устроил себе подвижническое убежище дивный Фалассий — муж, украшенный многими добрыми качествами, а простотой нрава, кротостью и смиренномудрием превосходящий своих современников. Это я говорю не только по слухам, но и узнав на опыте, ибо сам много раз посещал святого мужа и наслаждался сладостными беседами с ним.2. В хор его сподвижников[235] был принят и прославляемый всеми ныне Лимней, который поступил в это училище благочестия еще в очень молодых летах и здесь был воспитан в возвышенном любомудрии. Прежде всего он, хорошо зная склонность языка к искушениям, еще в молодости положил себе за правило всегда молчать и прожил долгое время, ни с кем ни о чем не разговаривая. Позднее Лимней, уже достаточно напитавшись учением блаженного старца и усвоив себе его добродетели, перешел к великому Марону, о котором мы упоминали раньше[236]. Это случилось в то самое время, когда пришел на гору для подвигов и святой Иаков. Стяжав и здесь много полезного для себя и возлюбив жизнь под открытым небом, Лимней поселился на вершине горы, находящейся неподалеку от селения, называемого Таргалла. 3. Здесь он обитает и поныне, не имея ни дома, ни хижины, ни шатра, но ограждённый одной голой стеной, камни которой не связаны между собой даже глиной. Есть в этой стене и небольшая дверь, которая постоянно бывает замазана грязью; для других приходящих она не отворяется, но мне, когда я прихожу к нему, Лимней отворяет её. Поэтому очень много людей собирается отовсюду, когда узнают, что я хочу навестить его, желая вместе со мной войти к подвижнику. С прочими же, которые приходят к нему в другое время, он разговаривает через небольшое отверстие в стене и преподаёт им благословение, дарующее многим здоровье. Призывая имя Спасителя, он и болезни исцеляет, и бесов изгоняет, и совершает другие подобные Апостольские чудотворения. 4. И не одним только приходящим к нему Лимней подает таким образом исцеление, но и свое собственное тело он исцелял неоднократно. Однажды приключилась с ним болезнь — колики. Как велики бывают при этом страдания и мучения, хорошо знают те, которые либо сами подвергались этой болезни, либо видели у других: больные кружатся, подобно бесноватым, вертятся туда и сюда, протягивают и сжимают ноги; они то садятся, то встают, то ходят, стараясь каким-нибудь образом облегчить свои страдания; иногда садятся в ванну, и делают это многократно, ища хоть какого-нибудь успокоения. Впрочем, зачем подробно останавливаться на том, что известно всем? Заболев этой болезнью, Лимней не стал пользоваться помощью врачей, не лёг в постель, получив исцеление и облегчение не от лекарств или от пищи, но, сидя на доске, положенной на землю, он исцелился одной силой молитвы и крестного знамения, утишив свои муки призыванием имени Божия. 5. В другой раз он, идя ночью, наступил на спавшую гадюку, которая вонзила в ступню его свои зубы. Пытаясь защитить ногу, старец наклонился и прикрыл её рукой, но пресмыкающееся ужалило и руку; тогда, желая помочь правой руке левой, он и эту руку подверг укусам. Исчерпав всю свою злость и нанеся святому больше десяти ран, гадюка уползла в своё логовище; он же мучился жестокой болью, пронзающей все члены его тела. Однако и на сей раз он не стал прибегать к помощи врачебного искусства, но начал исцелять укусы одним только врачевством веры — крестным знамением, молитвой и призыванием имени Божия. 6. Мне кажется, что Господь для того и попустил злобному пресмыкающемуся неистовствовать против священного тела старца, чтобы пред всеми обнаружить твёрдость Божией души его. Так же, как мы знаем, попустил Господь и в отношении к многострадальному Иову, попустив ему подвергнуться многим и различным бурям, для того чтобы показать всем Премудрость Кормчего. И как бы иначе узнали мы и о мужестве первого, и о твёрдости последнего, если бы врагу благочестия не было позволено Богом метать различные виды стрел?7. Достаточно показав твёрдость блаженного Лимнея, упомянем и о его человеколюбии. Он, собрав около себя много слепых и нищих, устроил для них на восточной и западной стороне горы приюты, повелев им жить здесь, славословя Бога, а необходимую для них пищу приказал доставлять тем, которые приходили к нему. Сам же, затворившись среди них, побуждал всех к псалмопению, и приходящим слышно было, как они постоянно славословили Господа. Такое человеколюбие к ближним он проявлял постоянно[237]. Время подвигов Лимнея под открытым небом одинаково с временем подвижничества великого Иакова, ибо оба они подвизаются уже тридцать восьмой год.
Примечания: [234] Память 22 февраля. См.: “О Фалассии, Лимние и Варадате достоверные сказания у Феодорита в истории Боголюбцев. При патриархе Мине существовал в Царьграде монастырь святого Фалассия; до VII века восточная Церковь не знает иного Фалассия, кроме сирийского… а Фалассий, игумен ливийский, в гр. минеях 20 мая, жил в VII веке” (Архиепископ Сергий (Спасский). Указ. соч., с. 31). [235] Фалассий, вероятно, возглавлял небольшую монашескую общину. [236] В древнем монашестве сложилась довольно устойчивая практика, что новоначальный инок (αρχαριος) поступал в послушание старцу (“авве”), которому он полностью подчинялся, отсекая свою греховную волю и открывая помыслы; без такого послушания старцу невозможно было преуспеяние в духовной жизни. См.: Gould G. The Desert Fathers on Monastic Community. Oxford, 1993, p. 26-87. В связи с этим выработался обычай единства или несменяемости старцев. “Уход послушника от старца Ефрем Сирин сравнивает с предательством Иуды”. Подобный уход допускался в исключительных случаях (например, отпадение старца в ересь и т.д.). См.: Смирнов С. Духовный отец в древней восточной Церкви, с. 31-38. Переход Лимнея от Фалассия к Марону, вероятно, был осуществлен с согласия обоих старцев. [237] Ср. отношение к больным и нищим преп. Феодосия Киновиарха: он “был как бы глазом для слепых, ногою для хромых, одеждою нагим, щедрым даятелем нищих, их товарищем, слугою, и все это он делал вследствие исключительного своего человеколюбия. Нередко омывал он кровь, врачевал раны, утешал тех, которые были в несчастьи. Во всех этих случаях он вел себя смиренно, его благотворительность обличает в нем человека возвышенного и благородного духа. Не ошибется тот, кто назовет его киновию пристанищем для всех, общею лечебницею, общим кровом, общею кладовою для голодающих, жаждущих, болящих и странников” (Архимандрит Феодосий (Олтаржевский). Указ. соч., с. 166-167).
Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон" |