|
Библиотека “Халкидон” ___________________ Преподобный Стефан Махрищский Память преподобного Стефана Махрищского празднуется Православной Церковью 14/27 июля
Преподобный Стефан Махрищский родился в XIV веке в Киеве. По достижении совершеннолетия он принял монашеское пострижение в Киево-Печерской обители, где проводил жизнь в строгом воздержании, непрестанной молитве и полном послушании у старцев. Преподобный Стефан уже в юности был примером для других иноков: он первым приходил в храм и последним уходил из него, во время молитвы стоял неподвижно, иноческие послушания исполнял беспрекословно, служил братии со смирением и кротостью. Несколько лет святой Стефан прожил в Киево-Печерском монастыре, все более совершенствуясь в иноческих подвигах. Однако мирное течение монашеской жизни в Киеве было нарушено подчинением южной части России князьям Литовским, а затем - польскому королю. Католики усилили свое влияние и стали притеснять православных: отбирали у них храмы и устраивали в них костелы, не допускали православных до значительных должностей, бранили и даже избивали священников и монахов.Гонение на Православие особенно усилилось в середине XIV века . В то время многие иноки в Киеве и его окрестностях покинули свои монастыри и уединились в безвестных дебрях и пустынях для подвигов поста и молитвы. Преподобный Стефан также ушел из Киево-Печерской Лавры и отправился на север, в православную Москву, где его с любовью принял великий князь Иоанн II (1353-1359), разрешивший ему поселиться в местечке Махрище в 35 верстах от обители преподобного Сергия.Поставив себе келлию и проводя жизнь в трудах пустыннических, он, дорожа безмолвием, не принимал желавших присоединиться к нему, но потом уступил их просьбам. Не позднее 1358 года, по благословению святителя Московского Алексия, преподобный Стефан основал монастырь. Братия построила храм во Имя Живоначальной Троицы, трапезную и келлии, которые обнесли оградой. Святитель Алексий рукоположил преподобного Стефана в иеромонаха и поставил игуменом новой обители.Преподобный Стефан примером своей жизни, кроткими наставлениями учил братию монашескому деланию. Строгий к себе, он был снисходителен к другим, ни на кого не гневался и трудился более других иноков. Показывая пример нестяжания, преподобный носил грубую и ветхую одежду, покрытую заплатами. Не только иноки, но и миряне вдохновлялись подвигами святого. Некто Григорий, живший недалеко от Троицкой обители, передал монастырю свою землю и другое имущество, принял монашество и стал усердным учеником игумена.Присоединение к обители преподобного Стефана некоторых земель вызвало раздражение живших неподалеку четырех братьев Юрковских, опасавшихся, что и их имение может отойти к монастырю. С целью заставить святого подвижника уйти из этих мест они грозились убить его. Увещания преподобного не помогали. Тогда святой Стефан, оставив вместо себя священноинока Илию, тайно удалился из обители с преподобным Григорием. В шестидесяти верстах от Вологды, в древнем Авнежском княжестве, он основал Троицкую Авнежскую пустынь. Со временем слава об Авнежских иноках дошла до Москвы. Благоверный великий князь Димитрий Иоаннович Донской, узнав место пребывания преподобного Стефана, вызвал его к себе, а в монастырь сделал богатый вклад богослужебными книгами и другими пожертвованиями.По просьбе великого князя Московского преподобный Стефан вернулся в Махрищскую обитель. Он устроил в ней жизнь по общежительному уставу и в течение многих лет мирно и мудро управлял братией. Когда преподобный Сергий Радонежский удалился из своей обители, чтобы найти место для подвигов, то его принял преподобный Стефан, который дал великому подвижнику Сергию своего ученика Симона, хорошо знавшего окрестности. Преподобный Сергий поселился вместе с Симоном на Киржаче, где и основал обитель.Дожил преподобный Стефан до глубокой старости, принял великую схиму и скончался в 1406 году 14 июля. При построении нового каменного храма во Имя Святой Троицы в 1550 году его святые мощи обретены нетленными. Они прославились многими чудесами. Одно из них произошло в 1557 году, когда по молитве к преподобному произошло чудесное умножение хлеба (в тот год был голод и в обители было мало хлеба) на 2 000 богомольцев и остатков собрали столько, что братия питалась еще три месяца.
Текст приводится по изданию: Православный церковный календарь. 2006. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2005. С. 6-7.
Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон" |