|
Библиотека “Халкидон” ___________________ Житие преподобного Нестора Летописца Память его празднуется месяца октября в 27-й день Всякое событие, если бы не было закреплено писанием, забылось бы и утратилось для знания. Так, если бы Моисей, наученный Богом, не оставил нам в своих книгах известий о самом начале и первом строении мира, а также о родоначальнике нашем Адаме, то все сие продолжительность времени покрыла бы, как тьмою, и привела бы в забвение. Но Бог, сохраняющий в людях память о Своих чудесах, в какое захочет время, воздвигает описателей, дабы последующие поколения, прочитавши начертанное ими, могли сим воспользоваться. Подобным образом Господь явил и в нашей Русской земле, в святом Киево-Печерском монастыре, приснопамятного писателя, преподобного отца нашего Нестора, который просветил очи наши, изложив полезное для нас, и тем вызвал у нас благодарение Богу[1] . Он написал нам о начале и первом устроении нашего Русского мира, не только внешнего, но и особенно внутреннего, духовного, то есть об основании и благоустройстве на Руси иноческого жития, насажденного, как в раю, в святом Печерском монастыре, а равно о духовном родоначальнике нашем, преподобном Антонии, и о других последовавших ему и порожденных его духом Печерских святых. Одним из них был и достохвальный сей писатель, который совершеннейшие жития их записал не только тростью на хартии, но и подобными же подвижническими деяниями на непорочной душе своей. Этим трудом он и самого себя вписал в книги живота вечного, так что и сам он достоин слышать о себе: “Радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах”[2].В то время, когда преподобный Антоний посвятил себя 6езмолвию в пещере, а блаженный Феодосий строил монастырь, пришел к ним, желая принять святой иноческий образ, сей блаженный отец наш Нестор, имевший тогда только семнадцать лет от рождения. Еще не будучи иноком, он обнаружил навык во всех иноческих добродетелях, как то: в заботливости о чистоте телесной и душевной, в добровольной нищете, глубоком смирении, беспрекословном послушании, строгом постничестве, непрестанной молитве, неусыпном бодрствовании и в других равноангельских подвигах, в коих он был усердным подражателем жизни первых святых Печерских — Антония и Феодосия. От сей святой двоицы он принимал в своей цветущей красотою юности всякую заповедь с такою же любовью, как младенец — молоко от сосцов и как жаждущий олень - воду из двух источников, текущих среди гор, в пещерах. И действительно, своими писаниями он обнаруживает, какую великую любовь питал он к сим преподобным основателям монастыря — любовь, являемую “не словом или языком, но делом и истиною”[3]. Видя сияющие добрые дела сих двух великих светил Российского неба, он усердно прославлял Бога в телеси своем и в душе своей[4]. После честной пред Господом смерти преподобных отцов Антония и Феодосия блаженный отец наш Нестор и сам умер для мира не только мирскими делами, что он сделал еще раньше, не пребывая в искусе, но и мирским образом, приняв святой ангельский образ инока от преподобного Стефана, игумена Печерского. Потом им же был он возведен в сан диакона. Тогда, видя на себе двоякий ангельский сан, иноческий и диаконский, он со дня на день увеличивал свои добродетели, умерщвляя все плотские страсти и соблюдая всякую истину, чтобы совершенно освободиться от власти плоти, и стал вполне духовным, а равно истинным рабом и поклонником Бога. Ибо он хорошо знал, что сказал Сам Господь: “Бог есть дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине”[5]. И подлинно: чем побеждал духа лукавого, чуждого всякой истины, Нестор достаточно ясно показывает в своем писании: он обнаруживает везде величайшее смирение и постоянно унижает себя, называя себя “недостойным, грубым, невеждою, и исполненным множества грехов”. Когда же по внушению Божию братия решили на совете выкопать честные мощи преподобного Феодосия и перенести их из пещеры в святую, Богом созданную, Печерскую церковь, первый принял на себя сие послушание блаженный Нестор. Копая землю с великою верою и молитвою, он трудился всю ночь и ископал для святого Печерского монастыря многоценный бисер, мощи преподобного Феодосия. Он вынес их из пещеры и был очевидцем великих, совершавшихся при сем чудес, о чем сам свидетельствовал. И прожил он много лет, трудясь над составлением летописания. Памятуя о летах вечности, он благоугождал Творцу лет, к Коему перешел в вечность после своей временной жизни. Он положен в пещере, где и доныне почивает его нетленное честное тело, источая чудотворения и тем свидетельствуя, что преподобный сей составитель житий святых и летописи приобрел для себя нетленное жилище на небесах и удостоился нетленного венца в Царстве Божием. По молитвам преподобного сего писателя да сподобимся и мы быть вписанными в книгах живота Агнца Божия, лета Коего не оскудеют. Ему с Богом Отцом и Животворящим Духом подобает от нас всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Примечания: [1] Преп. Нестор в 17-летнем возрасте постригся в Киево-Печерском монастыре, в 1091 году участвовал при открытии мощей преп. Феодосия Печерского, трудился в составлении Русской Летописи, жизнеописании киево-печерских угодников. Из его творений, кроме летописи, до нас дошли: Житие преп. Феодосия Печерского и Житие святых Бориса и Глеба. Преставился преп. Нестор около 1114 года, 27 октября. [2] Лк., 10, 20. [3] 1 Ин., 3, 18. [4] 1 Кор., 6, 20. [5] Ин., 4, 24.
Текст приводится по изданию: Житие преподобного Нестора Летописца // Четьи-Минеи. Святые русского православия. М., 2004. С. 171-175.
Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон" |