• На главную страницу
  • Жития святых и подвижников благочестия
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Великомученик Димитрий Солунский

    Память святого великомученика Димитрия Солунского (Фессалоникийского), Мироточивого празднуется Православной Церковью 26 октября/8 ноября

     

    Святой Димитрий был сыном проконсула в Фессалониках. Родители Димитрия были тайными христианами и воспитали сына в духе благочестия и верности Спасителю. После смерти отца Димитрий был назначен на его место императором Максимианом Галерием, гонителем христиан. Св. Димитрий вместо того, чтобы гнать христиан, стал открыто проповедовать Христа. По словам Метафраста, Димитрий стал для Фессалоник вторым апостолом Павлом”. Когда Максимиан узнал, что назначенный им проконсул христианин, его гневу не было предела. Возвращаясь из похода в Причерноморье, император пришел в Фессалоники и призвал к себе Димитрия. Молодой проконсул исповедал себя христианином. Святого заключили в темницу и утром 26 октября 306 года пронзили копьями.

     

    Текст приводится по изданию: 8 ноября / Православный календарь. 2006 год. М.: "Онега Н", 2005.

    ***

     

    П. П. Васильев

    Димитрий Солунский

     

    ДИМИТРИЙ [Δημητριος ο Μεγαλομαρτυς Μυροβλητης] Солунский [Солунь – Салоники в Греции], святой великомученик, пострадавший во время императора Диоклетиана в 306 году. Память 26 октября. Была попытка доказать, что святой Димитрий по своему происхождению – славянин (см. еп. Филарет, “Св. великомученик Димитрий и солунские славяне”, ЧОИДР, 1848, № 6). В старинных русских стихах святой великомученик Димитрий представляется помощником русских в борьбе с Мамаем. У русских и вообще у всех славянских народов мы видим с древнейших времен особенное чествование святого Димитрия. Сербы и болгары чтут его как патрона славянской народности, называют “отечестволюбцем” славянских народов. В русских летописях имя святого Димитрия встречается на первых же страницах; о нем упоминает преп. Нестор в рассказе о взятии великим князем Олегом Константинополя. По словам нашего летописца, свое поражение греки приписывали не храбрости славян, а заступлению за них святого Димитрия, их покровителя. Русские издревле старались приобретать хотя бы малейшие частички его мощей, одежды, мира или даже персти от гроба его. Этим объясняется, почему во всех древних монастырях и церквах среди частиц мощей различных святых почти непременно находится часть мощей или мира от святого Димитрия.

    В 1197 году была принесена из Солуни во Владимир великим князем Всеволодом Юрьевичем икона святого великомученика Димитрия, писанная на гробовой доске великомученика, и это событие было внесено как праздник в древние святцы. Эта икона сначала находилась в Киеве, потом во Владимире, а при великом князе Димитрии Ивановиче (Донском) в 1380 году перенесена в Москву и поставлена в Успенском соборе. Особое почтение к памяти святого Димитрия видно, между прочим, из того, что наши князья часто называли своих первенцев именем этого святого. Так было у Ярослава I, Юрия Долгорукого, Александра Невского, Ивана II, Ивана Грозного, Алексея Михайловича. В древней Руси день святого великомученика Димитрия считался в числе больших праздников; службу совершал обыкновенно сам патриарх в присутствии государя. Святой Димитрий был воин и правитель Солуни; сообразно с этим он изображается на древних иконах в военном облачении, с копьем и мечом.

    См. архиеп. Димитрий (Самбикин), Сказание о святом Димитрии, 1894. Почти во всех томах “Byzantinische Zeitschrift” идет речь о Димитрии.

     

    Текст приводится по изданию: Христианство. Энциклопедический словарь. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. Т. 1. С. 475-476

     

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100