|
Библиотека “Халкидон” ___________________ Священномученик Зиновий, епископ Егейский, Память священномученика Зиновия, епископа Егейского, и сестры его мученицы Зиновии празднуется Православной Церковью 30 октября/12 ноября
Тридцатого октября Святая Церковь воспоминает страдания священномученика Зиновия и сестры его Зиновии. Они родились в каппадокийском городе Егее от благочестивых родителей, которые воспитали их в законе Господнем. Рано они остались сиротами, - но добрые наставления родителей уже укоренились в них, и они решились раздать свое богатое имение бедным и жить лишь для служения Богу. Господь принял жертву их, и Зиновий получил от Господа дар чудотворения. Он мог молитвою и возложением рук исцелять больных. Скоро чудеса и добродетели прославили его по всей области, и христиане егейские избрали его в епископа. Святой Зиновий ревностно наставлял паству и словом, и примером своей святой жизни. Но вот вспыхнуло страшное Диоклетианово гонение, - в город Егею был послан царский сановник для того, чтобы склонять христиан к отречению от веры и предавать непокорных казни. Многие из христиан прославились мученическою смертию за Христа. Призвали к допросу и святителя Зиновия. “Мне незачем с тобою долго беседовать, - сказал ему языческий сановник, - вот тебе жизнь и смерть: жизнь, если поклонишься богам нашим, смерть, если не поклонишься; выбирай!” “Жизнь без Христа и есть смерть, - отвечал епископ, - смерть же телесная Христа ради есть вечная жизнь. Хочу умереть здесь и жить вечно со Христом”. “Увидим, поможет ли тебе Христос твой!” - сказал сановник, и велел жестоко бить епископа. Святая Зиновия, узнав, что брат ее страдает за Христа, поспешила на судилище и, став пред мучителем, воскликнула: “Я христианка, так же, как и брат мой, исповедую Бога и Господа Иисуса Христа. Вели же мучить и меня; я хочу умереть одною смертию с братом”. Сановник царский стал увещевать девицу, убеждал ее отречься от веры, представлял ей ужас и позор всенародной казни. Святая Зиновия оставалась непреклонна. Тогда разгневанный язычник велел и ее, и брата ее положить на железную решетку, под которою горели уголья. “Что же, помогает ли вам Христос ваш?” – спрашивал он мучеников, ругаясь над верою их. “Он невидимо с нами, - отвечали они. - Он освежает нас росою благодати Своей, и мы не чувствуем мучений”.Сняли их с решетки и бросили в котел с кипящею смолою. Но, хранимые Господом, они остались невредимы и воспевали хвалебный псалом Богу. Тогда отдали их на смертную казнь. Мученики шли на смерть с радостию. “Благодарим Тебя, Господи, - воскликнули они, - что Ты сподобил нас подвизаться подвигом добрым, течение скончать, веру сохранить; соделай нас участниками славы Твоей и причисли нас к тем, которые благоугодили пред Тобою, ибо Ты благ во веки”. Голос с неба призвал их к жизни вечной и к венцам нетленным, и они радостно предали душу Богу. Что всего поразительнее – это братская любовь, соединявшая воедино сердца брата Зиновия и сестры его Зиновии, - это единомыслие умов и сердец их. Что делает брат, то делает и сестра. Брат идет страдать за Христа, и сестра так же. Вот образец того, как братья и сестры должны себя вести в отношении друг к другу. Особенно должны поучиться этому там, где много братьев и сестер. Но, нужно сказать правду, редко они растут в полной любви и согласии: ссоры, друг на друга жалобы, нехотение послужить друг другу, - вот что большею частию бывает в больших семействах. А когда придут в возраст, часто совсем охладевают друг к другу и живут, как чужие. Не так должно быть по духу учения нашего Господа. Если все верующие должны быть между собою единодушны и единомысленны, то тем более братья и сестры. Пусть они различны по возрасту, по характеру, по способностям, а когда придут в возраст, и по роду занятий, и по средствам к жизни, - что до того? – несмотря на все различие, у них много общего, связывающего их единым тесным союзом. Общее – это одна у всех забота о приобретении неба и его радостей, это труды для Царства Небесного. Вот на этом-то они и должны сосредоточивать свое внимание, тут-то и должны показать свою братскую любовь. Каждый брат, каждая сестра друг о друге должны заботиться: благоугодно ли проводят жизнь, с пользою ли для семьи? к утешению ли родителей и родных? прославляется ли чрез их жизнь имя Божие? близки ли они ко спасению? Все должны замечать друг в друге добрые стороны и подражать им, а недостатки братски, кротко исправлять. Кто ближе к брату, как не ты, сестра или брат? Скажи же ему, если он не так живет, как должно христианину, - напомни ему о долге христианском, о звании, которое он носит, - твое братское слово, сказанное от любящего сердца, не может остаться для него бесплодным.Часто старшие братья стараются доставить младшим, любя их, то или другое удовольствие, - этого, конечно, строго нельзя осуждать. Но вы еще лучше бы сделали, если бы побольше находили времени побеседовать с ними о Христе, почитать им Евангелие, жития святых, если бы постепенно приучали их к молитве, собеседованию с Господом, к храму Божию. Особенно, брат и сестра, старайтесь подавать друг другу добрый пример. Смотрите, как на Зиновию подействовал пример брата ее Зиновия. Брат идет на мучения и смерть за Христа, - и сестра, подражая ему, тоже. И вы друг друга учите добру своим примером, - примером учите младших страху Божию, послушанию, любви к молитве, к церковной службе и благоговейному стоянию в храме. Пример – великое дело, он сильнее всяких слов. О, если бы Христов дух царил в наших семьях, тогда не было бы раздоров, ни ссор, ни брани, но была бы самая горячая любовь; потому что все искали бы не своих личных выгод, а того, что ведет к благу общему, семейному. Любовь священномученика Зиновия и сестры его Зиновии основана была на любви ко Христу, за Которого они пострадали. Да соединяет и нынешних братьев и сестер любовь ко Христу! Постараемся все ее приобрести. Будет любовь ко Христу, будет и братская любовь. Тогда жить для друг друга братьям и сестрам будет и приятно, и легко, и утешительно; потому что тут, в лице брата или сестры, будет все делаться для Христа.
Текст приводится по изданию: Братья и сестры // Искра Божия. Сост. прот. Григорий Дьяченко. Полоцкое епархиальное управление, 1991. (Репринт. с изд. М., 1903 г.) С . 110-112
Кондак священномученику Зиновию и сестре его, мученице Зиновии, глас 8-й: Истины свидетели и благочестия проповедники, двоицу достойно почтим в богодухновенных песнех, Зиновия вкупе с мудрою Зиновиею, купно жившия и отшедшия, и мучением приимшия венец нетленный. Текст приводится по изданию: Целебный календарь на 2003 год. М.: Благо, 2002. С. 325.
Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон" |