• На главную страницу
  • Жития святых и подвижников благочестия
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Житие преподобного отца нашего Феодора, архиепископа Ростовского

    Память его празднуется месяца ноября в 28-й день [1]

     

    Святый Феодор, первый архиепископ Ростовский, происходил из того знаменитого своим благочестием рода, к которому принадлежал великий подвижник и молитвенник земли Русской, Преподобный Сергий Радонежский. Святитель Ростовский Феодор был родной племянник Преподобного Сергия, сын его старшего брата Стефана. Сей Стефан, выселившийся, как и Преподобный Сергий, вместе с отцом своим, боярином Кириллом, из Ростовской области в подмосковную область Радонежскую, первую половину жизни своей провел на службе у Радонежского князя Андрея Ивановича, сына Московского князя Ивана Даниловича Калиты. Он был в числе главных вельмож Радонежского князя, славился воинскими заслугами, но особенно отличался своим благочестием. Он был женат и от супруги своей Анны имел двух детей: Климента и Иоанна. Благочестивая жена Стефана вскоре скончалась, и Стефан тогда решил отречься

    от мира и принять иночество. Он постригся в монастыре Покрова Пресвятой Богородицы в Хотькове и предался усердно иноческим подвигам, посту и молите. Оставив вскоре Хотьковский монастырь, он ушел в Москву, поселился в монастыре Святого Богоявления в особой келии и проводил строгий и суровый образ жизни в посте и молитве, воздерживаясь от вина и пива и одеваясь в ветхие одежды. В то время находились в том монастыре и другие знаменитые подвижники, как святый Алексий, впоследствии митрополит, старец Геронтий и другие. Их любил преосвященный Феогност, тогдашний митрополит всея России, часто к себе призывал и оказывал им почет.

    Узнав о благочестивой подвижнической жизни Стефана, великий князь Симеон Иванович, сын Ивана Даниловича, повелел митрополиту Феогносту посвятить его в священнический сан, а потом поставить и в игумены Богоявленского монастыря и избрал его в духовники себе. Духовными детьми Стефана пожелали стать и многие бояре и вельможи. Великий князь Симеон любил Стефана, почитал и часто с ним беседовал.

    Таков был отец святого Феодора, называвшегося в миру Иоанном. По достижении семилетнего возраста Иоанн отдан был благочестивыми родителями в научение грамоте и вскоре изучил все, что было ему преподано.

    По смерти матери юный Иоанн находился при своем отце, принявшем иночество. Слыша о жизни своего дяди, великого радонежского подвижника Сергия, устроявшего тогда свою новую обитель, в которую отовсюду собирались разного чина и звания люди для духовных подвигов, Иоанн горел желанием видеть Сергия и последовать ему. По Божию смотрению, отец Иоанна, Стефан, отправился из Москвы в Радонежскую область, в монастырь Живоначальной Троицы, и привел с собою и сына своего Иоанна. Он провел сына прямо в церковь и, взяв за правую руку, сам передал его в руки игумена Сергия, своего родного брата.

    Несмотря на юные годы Иоанна, которому было всего двенадцать лет, Преподобный Сергий, провидя в нем истинного подвижника, тогда же постриг его в иноческий чин, 20 апреля, на память преподобного Феодора Трихины, в честь которого Иоанн переименован был в Феодора: тогда был обычай даровать при пострижении имя того святого, память которого совершалась в день пострижения.

    Новопостриженный инок Феодор и остался на иноческое жительство в Троицком монастыре под руководством великого его основателя. Он стал вести воздержанную, целомудренную и чистую жизнь, усердно посещал церковные службы, внимательно слушал Божественное Писание и сам часто читал божественные книги. Наставника же своего, преподобного Сергия, во всем слушался со смирением, кротостью и молчанием. Усердие к церковной и келейной молитве, пост и бдение, усердное пение Псалтыри и слезы умиления молодого инока вызывали удивление у окружавших. Особенно замечательно было то, что он ничего не скрывал от Преподобного Сергия, и днем, и ночью открывая ему все свои помыслы.

    По достижении надлежащего возраста Феодор был посвящен в иерейский сан и продолжал совершенствоваться в иноческих подвигах и духовной жизни. Когда он служил литургию с Преподобным Сергием и своим отцом Стефаном, некоторые иноки, удостоенные особой благодати Божией, видели, как с сими святыми служителями у престола служил Ангел Божий.

    В это время Феодора стала посещать мысль об основании нового, своего монастыря, об отыскании удобного места и учреждении иноческого общежития. Мысль эту он поведал своему учителю, Преподобному Сергию, и повторил это не раз. Преподобный, видя, что мысль эта решительно овладела Феодором, усмотрел в сем действие промысла Божия.

    Феодор непрестанно предавался, по обычаю, ночной молитве. И вот однажды, стоя на молитве, он слышит голос: Феодор, иди в пустыню, ты устроишь обитель, соберешь в ней многих подвижников, мужей желаний духовных, и получишь великую награду на небесах”. Приняв сии слова за откровение свыше, блаженный никому не открыл о происшедшем. Но спустя значительное время великий прозорливец, Сергий сказал своему племяннику:

    Я, чадо, надеялся, что ты предашь кости мои гробу и станешь после меня игуменом на сем месте; но если хочешь теперь начать задуманное тобою дело, то да поможет тебе Бог и Пресвятая Богородица”.

    Благословив своего племянника и ученика, он отпустил его вместе с теми из братий, которые пожелали с ним отправиться.

    Преподобный Феодор вышел со своими спутниками из монастыря и отправился искать нужного ему, удобного для обители места. И нашел он прекрасное для построения монастыря место, называвшееся Симоново, недалеко от города Москвы, на левом берегу Москвы-реки.

    Получив известие, Преподобный Сергий сам пришел видеть это место, нашел его удобным для построения монастыря и благословил Феодора приступить к исполнению задуманного предприятия.

    Получив надлежащее архиерейское разрешение, преподобный Феодор создал на избранном месте церковь во имя Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, Честного Ее Рождества, возвел нужные для монастыря изрядные строения, собрал отовсюду многочисленную монастырскую братию и составил монастырь по строгому чину монастырей общежительных.

    Сам основатель монастыря подавал пример строгой подвижнической жизни и сиял как внутренними добродетелями, так и внешним благолепием и телесной красотой, отличаясь вместе с тем мудростью и разумом. Все эти качества возбуждали у всех уважение и почтение к нему, и слава его возрастала все более и более, так что дядя его, Преподобный Сергий, опасался, чтобы племянник его не прельстился этой честью и славой, и непрестанно молился, чтобы Господь Бог помог Феодору совершить течение жизни без преткновения.

    Когда новооснованный монастырь стал привлекать многих приходящих, Феодор, избегая шумной жизни, решил найти для себя более глухое и уединенное место. Таковое он усмотрел вблизи монастыря, на расстоянии двух выстрелов из лука, в густом лесу, близ самой реки Москвы, в пяти верстах от Московского Кремля. Здесь он построил для себя уединенную келию и стал подвизаться с новым усердием и в новых трудах.

    Но и здесь стали собираться к нему ученики, желавшие подвизаться вместе с ним. И здесь посетил его Преподобный Сергий и признал новое место удобным для подвигов и для построения монастыря. Митрополит Алексий дал благословение на основание церкви в новом Симонове, а за церковью Рождества Пресвятой Богородицы осталось наименование: “На старом Симонове".

    Основание великолепной и обширной каменной церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы преподобным Феодором положено было в 1379 году, а закончена постройка была только через 26 лет, в 1405 году, уже по смерти основателя; освящение новопостроенного храма совершено было уже митрополитом Киприаном.

    Одновременно с церковью воздвигнуты были и другие новые обширные монастырские здания, трапеза, келии. Много нашлось благотворителей новооснованному монастырю: князья и бояре и сам великий князь Димитрий Иоаннович, а потом сын его и преемник, великий князь Василий Димитриевич, щедро давали казной и разными вкладами на монастырское строение.

    Так устроился Новый Симонов монастырь, а Старый Симонов остался усыпальницей иноков.

    Еще при митрополите Алексии Феодор был поставлен в игумены Симонова монастыря; Преподобный Сергий был против этого: он желал, чтобы Феодор проводил уединенную жизнь, к которой стремился, но он должен был уступить настояниям великого князя Димитрия Иоанновича и митрополита Алексия.

    Великий князь Димитрий Иоаннович избрал игумена Феодора в духовные отцы себе; духовными детьми Феодора пожелали стать и многие бояре и вельможи.

    Как духовник великого князя и многих бояр, как племянник знаменитого подвижника Сергия, хорошо известный и властям духовным, Симоновский игумен Феодор должен был принимать живое участие в делах церковных.

    По смерти митрополита Алексия настали замешательства в Русской митрополии. В Киеве находился Киприан, поставленный в Киевские митрополиты еще при жизни святого Алексия и стремившийся распространить свою власть и на Церковь Московскую, а в Константинополе в 1380 году, без ведома и согласия Московского великого князя, был поставлен в митрополиты Киевские и всея России Пимен. Великий князь пожелал иметь митрополитом Киприана и отправил звать его в Москву духовника своего, Симоновского игумена Феодора, который и выполнил данное поручение с успехом. Впоследствии несколько раз Феодор исполнял подобные же поручения. Так, в 1384 году он по воле великого князя вместе с Суздальским архиепископом Дионисием путешествовал в Константинополь по делам Русской митрополии, так как смута еще продолжалась: в Москве занимали митрополичью кафедру то Киприан, то Пимен.

    В эту поездку свою в Константинополь игумен Феодор получил от патриарха Нила[2] сан архимандрита, а Симонов монастырь сделан был патриаршим ставропигиальным. В 1387 году архимандрит Феодор снова путешествовал в Константинополь по делам митрополии, когда туда же ездили и оба митрополита, Пимен и Киприан. Из этой поездки Феодор возвратился в сане архиепископа Ростовского вместе с митрополитом Пименом.

    И после своего назначения на архиепископскую Ростовскую кафедру, оставшуюся праздною после удаления святого Иакова[3], Феодор продолжал принимать деятельное участие в церковных делах. Так, в 1389 году он вместе с другими епископами провожал из Москвы до Рязани Пимена в третью, последнюю поездку его в Константинополь.

    19 мая 1389 года скончался великий князь Димитрий Иоаннович. Сын и преемник его великий князь Василий Димитриевич, оказывал такое же уважение и внимание архиепископу Феодору, как и его отец, и пользовался его услугами в делах церковных.

    Новым патриархом Антонием[4] Пимен был низложен окончательно и вскоре умер[5]. Великий князь Василий Димнтриевич решил принять в Москву митрополита Киприана, находившегося в Константинополе, и для приглашения его отправил не раз уже бывавшего там опытного Ростовского архиепископа Феодора.

    1 октября 1389 года Митрополит Киприан вместе с приехавшим за ним Феодором отправился из Константинополя через Киев, где они оставались до февраля 1390 года, а на средокрестной неделе Великого поста этого года выехали в Москву.

    Так кончились замешательства в Русской митрополии, а вместе с ними и странствия архиепископа Феодора. Много трудов, опасностей на суше и на море, огорчений и неприятностей пришлось ему перенести за это время, но он с юных лет приучил себя к трудам и подвигам и не думал о покое. Господь Бог укреплял дух его и тело.

    Будучи игуменом и архимандритом Симонова монастыря, Феодор хотя и был отвлекаем общецерковными делами, однако постоянно и неослабно руководил монастырскою жизнью и во своих учениках воспитал многих великих и славных подвижников. К нему приведен был блаженным Стефаном Махрищским[6] благородного происхождения юноша, по имени Косма, воспитывавшийся в Москве в доме боярина Вельяминова, и был пострижен в Симоновом монастыре под именем Кирилла. Это был знаменитый впоследствии основатель Кирилло-Белозерского монастыря. Первыми подвигами монашеского послушания он обратил на себя общее внимание в Симоновом монастыре, трудясь в пекарне, поварне и других послушаниях. Здесь заметил его нередко посещавший обитель Преподобный Сергий и любил с ним беседовать. Когда архимандрит Феодор был возведен в сан архиепископа Ростовского, братия Симонова монастыря избрала Кирилла настоятелем. Но, жаждавший уединенных подвигов, Кирилл тяготился этим положением, отказался от настоятельства и затворился в своей келии. Однако слава его подвигов и сюда привела почитателей и посетителей, и он решил удалиться на север, где и основал свой, славный впоследствии монастырь[7].

    Здесь же, в Симоновом монастыре, при архимандрите Феодоре принял пострижение молодой волоколамский дворянин Феодор Поскочин, названный в иночестве Ферапонтом. Подобно Кириллу, он прославился своим подвижничеством и был известен Сергию Радонежскому. Вместе со своим другом Кириллом он удалился в Белозерский край и основал там монастырь, который стал известен под именем Ферапонтова. Призванный князем Андреем Димитриевичем Можайским, которому принадлежало и Белоозеро, Ферапонт основал в Можайске новый монастырь — Лужецкий, в котором и скончался архимандритом своей обители[8].

    Много н других лиц подвизались в Симоновом монастыре под руководством архимандрита Феодора. Строгое общежитие, установленное в Симоновом монастыре, служило образцом для других общежительных монастырей, основатели которых прежде жили в монастыре или посещали его.

    По окончании трудов по делам Русской митрополии архиепископ Феодор прибыл в Ростов и, поклонившись иконе Богоматери и мощам святителя Леонтия, занялся усердно новым пастырским служением. В мире и любви пребывал он с ростовским княжеским семейством и руководил им по пути благочестия. У сына тогдашнего Ростовского князя Александра Константиновича Иоанна заболели глаза, и он потерял зрение. Отец обратился к святителю Феодору и просил помолиться за больного. Феодор направил князей к мощам святого Леонтия в Ростовскую соборную церковь, и по совершении молебствия больной князь исцелился и прозрел. Впоследствии, уже после кончины святителя Феодора, наученный сим пастырем, князь Иоанн, когда снова впал в очную болезнь, опять обращался с горячею молитвою к чудотворцу Леонтию и опять получил исцеление[9].

    Архиепископ Феодор оставил также по себе память основанием в Ростове Рождественского Девичьего монастыря, существующего и в настоящее время.

    О святителе Феодоре известно также, что он, будучи настоятелем Симонова монастыря, занимался иконописью и украсил своего письма иконами различные московские церкви[10].

    Из всех Ростовских святителей Феодор первым поставлен был в сан архиепископа, каковой сан на Руси дотоле принадлежал только владыке древнего Новгорода Великого. Недолго святитель Феодор управлял Ростовскою паствою. Блаженная кончина его последовала 28 ноября 1395 года. Мощи его почивают под спудом в Ростовском Успенском соборе в юго-западном углу. Над ним устроена 6огато украшенная гробница под золотою сению[11].

     

    Примечания:

    [1] Житие святого Феодора имел намерение составить знаменитый Епифаний Премудрый, написавший житие Преподобного Сергия Радонежского и святого Стефана, епископа Пермского, но сие намерение Епифания не было осуществлено. Древнего жития святого Феодора не отыскано. Существует в рукописи пространное житие Феодора, составленное по разнообразным источникам в XVII в. Сие житие и положено в основание настоящего изложения с проверкой по летописям и документам.

    [2] Нил был патриархом с 1378 г. по 1388 г.

    [3] Память святого Иакова — 27 ноября.

    [4] Антоний патриаршествовал с 1388 г. но 1395 г.

    [5] Митрополит Пимен скончался 11 сентября 1389 г. в малоазиатском городе Халкидоне и там погребен.

    [6] Память его — 14 июля.

    [7] Память преп. Кирилла Белозерского — 9 июня.

    [8] Преп. Ферапонт скончался в глубокой старости в 1426 г. мая 27-го.

    [9] О сем повествуется в житии святого Леонтия, Ростовского Чудотворца.

    [10] О занятиях святого Феодора иконописанием говорится в "Сказании о святых иконописцах (Буслаев. Ист. Очерки, II, 379).

    [11] В лике святых Феодор встречается в агиографических памятниках с XV ст. В рукописях встречаются написанные в честь его тропарь и кондак.

     

    Текст приводится по изданию: Житие преподобного отца нашего Феодора, архиепископа Ростовского // Четьи-Минеи. Святые русского православия. М., 2004. С. 445-455.

     

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100