• На главную страницу
  • Жития святых и подвижников благочестия
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Житие преподобного Симона, епископа Владимирского и Суздальского

    Память его празднуется месяца мая в 10-й день

     

    Вот что сказал Иисус, сын Сирахов, о Симоне, сыне Ониине[1]: “Симон, сын Онии, великий священник, при жизни своей исправил дом и во дни свои укрепил храм[2]; и еще: “Как утренняя звезда среди облаков, как луна полная во днях; как солнце, сияющее над храмом Всевышнего”[3], - это самое мы должны сказать и о преподобном отце нашем Симоне, епископе Владимирском и Суздальском, свидетеле и списателе житий угодников Печерских, втором летописце по блаженном Несторе. Поистине, он хорошо исправил дом” Божий и укрепил Церковь примером жития своего и назидательными повествованиями о житии святых, как один из тех добрых пастырей, о которых Господь обещал пророку Иеремии, говоря: “И дам вам пастырей по сердцу Моему, которые будут пасти вас с знанием и благоразумием[4]. Поистине все наименования, относимые к Симону, доброму пастырю и хранителю закона иудейского, могут быть отнесены и к сему преподобному Симону, архипастырю Владимирскому и Суздальскому.

    Этот блаженный Симон принял образ иноческий в святом монастыре Печерском, подобно ему, украшенному святыми подвижниками, как бы звездами мысленными, луною и солнцем. Поступив в монастырь, Симон с прилежанием читал повести о житии прежде бывших и Богу угодивших святых, многочисленных, как многочисленны звезды на небе. И сам блаженный Симон воспламенялся любовию к подвигам сих святых и всячески старался им подражать. С любовию вспоминал он подвиги первого строителя сей обители, преподобного Феодосия, так умножившего сии духовные звезды обители — иноков, и всячески старался подражать жизни его. Вспоминал он также и о подвигах святого Антония, просветившего всех, подобно солнцу, светом добрых дел своих; и его равноангельскому житию подражал преподобный; взирая на преподобных, умноженных как звезды, служащие луне и солнцу, Симон поучался смирению; в особенности поучался смирению примером святителя Феодосия, который, подобно луне, сиял ярче всех прочих звезд и заслужил себе у Бога более славный, сравнительно с прочими братиями, венец. От Антония, как бы солнца, идущего но небу одиноко, без прочих светил, Симон заимствовал равноангельское безмолвное житие. Подобно зеркалу, он отражал в себе все те духовные светила - звезды, луну и солнце — и сам проявлял из себя свет звездный, лунный и солнечный. Кроме того, подобно тому древнему Симону-первосвященнику, и сей был, как звезда утренняя”, как “луна полная” и как “солнце, сияющее над храмом Всевышнего”. Он усердно подвизался в святом монастыре Печерском, подобном небу, и сам Симон уподоблялся своими подвигами звезде утренней, всегда подражая Пресвятой Богородице, прекрасной как луна и славной как солнце. Сколько было у него сил, он усердно служил Матери Божией, пребывая постоянно в великом смирении, усердной молитве, как общей с братней, так и уединенной.

    Когда сей святый Симон просиял подвигами своими по многим окрестным странам, так что был даже известен и в странах весьма отдаленных, случилось, что в то время архиерейский престол епархии Владимирской и Суздальской не имел своей главы. Церкви же прилично украшаться звездным венцем[5], как пишет святый Иоанн в своем “Апокалипсисе”. На том престоле Владимирском и Суздальском не было пастыря — пресветлого солнца и красивой луны, так что та Церковь не могла похвалиться словами псалма: престол Мой как солнце предо Мною и как луна “вовек будет тверд”[6]. В это именно время, по изволению Начальника пастырей — Иисуса, вручившего некогда овец Своих любившему Его “более всех” Симону Петру[7], этот блаженный Симон, от всего сердца возлюбивший Пречистую Матерь Божию, был призван Богом на престол епископский для управления Богом хранимыми городами — Владимиром и Суздалем. Таким образом украсился венец церкви той светом звездным; престол же ее просветился как солнце и как полная луна. Сей блаженный пастырь просиял на престоле добрыми делами своими как звезда утренняя, как луна и как солнце; учением своим он просвещал всех, любовию согревал, благодатию, испрошенною от Бога, даровал всем жизнь (духовную). Сей блаженный Симон всегда представлял себя как бы звездою утреннею, которая возвещает конец ночи и начало дня, поэтому он всегда хранил себя от всех дурных и греховных дел и всеми силами устремлялся на дела добрые, благодатные. Помышлял про себя святый и то, что солнце и луна суть как бы два глаза, неусыпно бдящих на небе; поэтому он всячески заботился о том, чтобы его престол сиял как солнце и как полная луна, и лично сам старался подражать тем неусыпным очам небесным, для чего с неусыпною бодростью прилежно пас духовное стадо свое.

    Блаженный Симон долгое время подвизался, как ревностный пастырь, усердно и внимательно заботившийся о своей пастве; и следует заметить, что преподобный весьма успешно проходил служение свое. В то же время святый не оставлял и трудов своих иноческих, всегда представляя в мысли своей труды и подвиги честных подвижников Печерских и радуясь душою своею о том, что Господь сподобил его в сей честной обители принять образ иноческий и быть как бы сожителем святых Печерских подвижников; святый Симон постоянно призывал их к себе на помощь в молитвах своих и, по предстательству их пред Богом, при помощи благодати Божией, успешно устроял дела паствы своей, так что на нем исполнились и все прочие подобия и наименования, усвояемые Иисусом, сыном Сираха, Симону, первосвященнику иудейскому, угодившему Богу в Ветхом Завете. Кроме вышеупомянутых наименований, Иисус, сын Сирахов, пишет о том Симоне, что он был как бы радугою небесною, как бы “цветом роз”, как “лилия”, как “ветвь Ливана”, как “огонь с ладаном в кадильнице”, как “кованый золотой сосуд”, как “маслина” и как “кипарис[8]. Все эти добродетели архипастырские, предуказанные этими наименованиями, проявил в своей жизни и добрый пастырь Симон. Так, он весьма заботился о сохранении и водворении между людьми мира, предуказанного небесною дугою; далее,— он учил всех самым делом своим терпению, произрастая как цветок яблочного дерева среди терний, всегда трудясь в мысленном вертограде паствы своей; наставлял всех и делом и словом чистоте духовной, как бы насаждая белую лилию; поучал всех непрестанной молитве к Богу, умножая как бы благоухающие растения ливанские; всегда благодарил Бога, даже среди скорбей своих, и к тому же поучал и паству свою, представляя собою как бы ладан, благоухающий на огне, предлагаемый всем в драгоценном сосуде любви и премудрости духовной; он укоренял среди паствы своей маслину милосердия и любви к ближнему, а также возращал в пастве своей, как кипарис, постоянную мысль о Боге.

    Сей блаженный Симон настолько изучил подвижническую жизнь святых угодников Печерских, что как бы написал ее на скрижалях сердца своего; поэтому он восхотел, чтобы и прочим, благочестивым людям, была известна жизнь Печерских подвижников; а для этого он решил составить письменное описание подвижнической жизни Печерских иноков. Следует заметить, что в это время по причине многочисленных войн и усобиц было утеряно много книг, так что многие события, описанные в этих книгах, начинали приходить в забвение. Ввиду этого блаженный Симон с большим усердием разыскивал всех очевидцев тот или другого чудесного события, случившегося в Печерской обители, и все полученные таким образом сведения преподобный с усердием собирал в одно целое, трудясь как мудрая пчела. Потому-то он и просветил нас светом солнечным, лунным и звездным, так как описал нам чудеса преподобного Антония, этого светозарного солнца, и чудесное окование раки преподобного Феодосия — луны полной; ко всему этому блаженный Симон присовокупил сказание о святой, небесам подобной, церкви Печерской, престол которой поистине сиял как солнце и как луна полная; — все это занесено преподобным Нестором в первую часть Патерика[9]. Кроме того, блаженный Симон в послании к Поликарпу предложил сведения о жизни многих подвижников Печерских, сиявших как звезды подвигами своими; — это вошло во вторую часть Патерика. Впоследствии Симон еще раз написал послание к тому же Поликарпу, в котором говорит о подвигах и многих других подвижников Печерских.

    Из сочинений сего блаженного Симона видно, что он имел великую любовь к Пресвятой Богородице и к преподобным отцам — Антонию и Феодосию Печерским, так что он с сими преподобными обитал духом и умом своим как бы в одной пещере, несмотря на то что телом своим жил в своей епархии.

    Подобно тому как Симон Петр более прочих апостолов любил Господа, так и этот Симон, тезоименитый тому славному апостолу, выказывал больше всего любовь и ревность к Пресвятой Богородице и обители Ее Печерской.

    Во дни жизни его верующие видели на небе чудное знамение,— именно они видели, что Некая Жена, “Невесто Неневестная”, Пречистая Богородица, имела под ногами Своими не только свет лунный, по и звездный и солнечный; ибо этот пастырь добрый сиял своими делами благими (как мы сказали выше), как звезда и как луна, причем являл столь великое смирение, что, будучи епископом, писал в послании своем, что считал бы честию для себя быть сором, попираемым и разбрасываемым в сторону ногами проходящих, как об этом свидетельствует послание его.

    Этот добрый пастырь потрудился довольно продолжительное время, питая духовных овец своих пищею нетленною, ведущею в жизнь, так как предлагал всем пасомым своим жития святых, подвизавшихся в обители Печерской, и в письмени и самым делом жизни своей.

    Пробыв двенадцать лет на архипастырском престоле, блаженный Симон отошел к пастырям, восседающим на двенадцати престолах, и к Самому Пастыреначальнику, Господу Иисусу, дабы восприял от Него неувядаемый венец славы. Тело же его честное, согласно его желанию, выраженному в послании к блаженному Поликарпу, а также в соответствии его любви к святым подвижникам Печерским, положено в Печерских пещерах, где и доныне пребывает в нетлении, в честь, славу и хвалу Отца и Сына и Святого Духа, Единого Бога в Троице славимого, ныне и всегда, и во веки веков[10]. Аминь.

     

    Примечания:

    [1] Здесь разумеется Симон I, первосвященник иудейский, сын и преемник первосвященника Онии I, за благочестие свое прозванный современниками праведным”. Воспользовавшись спокойным временем под владычеством царей египетских, он возобновил укрепления Иерусалима, украсил храм, обнес его высокими стенами и сделал в нем значительные исправления и улучшения; но что самое важное он поднял религиозно- нравственную жизнь народа примером своей благочестивой жизни, почему и оставил по себе самые добрые воспоминания (см: Книга Иисуса, сына Сирахова, гл. 50, с. 1-21). Первосвященническое служение свое Симон проходил в начале III века до Р. Х.

    [2] Сир., 50

    [3] Сир., 50, 6-7

    [4] Иер., 3, 15

    [5] Ср.: Откр., 12, 1

    [6] Пс., 88, 38

    [7] Ин., 21, 15-17

    [8] Сир., 50, 8-11

    [9] Патерик (греч. – “отечник”) – сборник, заключающий в себе краткие повести о жизни подвижников благочестия или нравоучительные слова их. Киево-Печерский “Патерик представляет собою собрание кратких повестей о подвигах Печерских иноков. В основу “Патерикавошли 14 сказаний Симона, епископа Владимирского и Суздальского, затем жизнеописания святых, составленные летописцем Нестором и другими лицами. – Что касается до сказаний Симона, до 9 из них повествуют о чудотворцах Печерских и 5 - чудесах, сопровождавших построение главной Печерской церкви.

    [10] Кончина преп. Симона последовала в 1226 году, на 11-м году управления с 1215 года по 1226 год епархией Владимирской и Суздальской

     

    Текст приводится по изданию: Житие преподобного Симона, епископа Владимирского и Суздальского // Четьи-Минеи. Святые русского православия. М., 2004. С. 231-239.

     

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100