• На главную страницу
  • Православные святые Западной Европы
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Н. В. Малицкий

    Бонифаций

     

    БОНИФАЦИЙ (Bonifacius), святой, "апостол Германии". Происходил из знатного англосаксонского рода. Род. между 672—675, может быть, в Уэссексе, первоначальное имя — Винфрид. Обучался в Адесканкастрском м-ре, затем перешел в Нутсельский, где стал во главе монастырской школы. Памятниками его преподавательской деятельности остались написанная им грамматика (De octo orationis partibus), а также фрагменты просодии — сочинения, опиравшиеся всецело на предшествовавшие учебные (грамматические и метрические) опыты.

    Винфрида влекла к себе миссионерская проповедь за морем, в непросвещенной еще христианством Германии. Ближе всего к Англии лежала Фрисландия, где начал христианскую проповедь Виллиброрд. Сюда Винфрид направился весною 717, но осенью уже возвратился обратно. Весной следующего года он отправился в Рим, на этот раз навсегда покинув родину. Папа Григорий II сочувственно отнесся к его предложению распространять христианство среди германцев, назначил его миссионером, по-видимому, по этому случаю переменил его имя на Б. и указал ему для проповеди Тюрингию. Б. было поставлено условие совершать крещение по римскому обряду и во всех затруднительных случаях обращаться к римскому престолу. Б. посетил Фрисландию и затем занялся проповедью в Гессене. Успех этой проповеди повел за собой новое путешествие Б. в Рим, он был поставлен в епископы, дав клятву избегать по возможности общения с теми духовными лицами, которые поступают вопреки древним установлениям Церкви, при этом разумелись, конечно, священнослужение и проповедь, независимые от Рима. Данному обязательству Б. подчинился всецело и окончательно, вот почему успех его проповеди знаменовал собою также утверждение папской власти в варварских странах.

    В 724 Б. основывает первый монастырь в Тюрингии, в Ордруфе. Не прошло десяти лет с начала проповеди Б., как у ног папы была новая церковиая провинция — Гессен-Тюрингская. В благодарность за эти заслуги папа Григорий III в 732 возвел Б. в архиепископы. Существенную поддержку Б. получил от своих соотечественников и родичей, снабжавших его книгами, предметами церковной утвари и пополнявших ряды его помощников. При содействии англосаксонских монахов основывались монастыри, ими же по преимуществу замещались новые епископии. Поле нового путешествия в Рим в 738 главным объектом деятельности Б. является Бавария, в которой христианство распространялось ранее ирландскими и шотландскими миссионерами вне папского наблюдения, где еще господствовал в монастырях устав св. Колумбана и где также недоставало надлежащего иерархического устройства. По соглашению с герцогом Одилоном были основаны епископии в Зальцбурге, Фрейзингене, Регенсбурге и Пассау и замещены лицами, верными папскому престолу. Вслед за баварской наступила очередь и франкской Церкви — удобный момент для усиления папского влияния настал здесь после смерти Карла Мартелла. Карломан, управлявший восточной частью франкского государства, пригласил Б. для общей реформы Церкви. В то время, как в восточной части синоды под влиянием Б. издавали постановления о поднятии церковной дисциплины, о безбрачии священников, о принятии брачного права Римской Церкви, мерах борьбы против бродячих епископов, ирландских и шотландских священников, параллельно в западной части вводил реформы Пипин. На общем франкском синоде 745 было признано единство реформированной франкской церкви, причем кельнской архиепископии было придано значение митрополичьей кафедры. Против ожидания она не досталась Б., получившему более скромную кафедру — майнцскую. Главная цель Б., однако, была вполне достигнута.. На синоде 747 г. франкские епископы подписали акт, которым признавались все папские права, и франкский клир формально подчинялся папе. В 751 Б. помазал на царство Пипина. К этому времени Б. уже отстранился от руководящей церковно-политич. деятельности и весь отдался устроению своего диоцеза, уделяя главные свои заботы Фульдскому м-рю (осн. 744).

    В Фульде Б. преимущественно строил, учил, отдыхал, молился. Для этого монастыря он исходатайствовал экземцию от епископской власти и непосредственное подчинение Риму. На склоне своих дней Б. направился в страну, где он впервые начал свою миссионерскую деятельность — в Фрисландию. 5 июня 754 на его стоянку при речке Борне, в день, назначенный им для конфирмации новообращенных, напали язычники. Вышедший к ним с Евангелием в руках Б. был убит, как и его спутники. Останки Б. покоятся в Фульде.

    Кроме указанных выше учебных пособий, Б. принадлежат aenigmata — загадки, заключающие персонификации добродетелей и пороков, причем разгадки даются в форме акростиха. Большое историческое значение имеют письма Б. Полное собрание сочинений Б. в издании Джилеса (L., 1844), перепечатанном в "Патрологии" Миня (т. 99). Сведения о жизни Б., кроме писем, содержатся в его биографии, написанной его учеником Виллибальдом (издана Левисоном в "Vitae S. Bonif., archiep. Moguntini", Hannover - Lpz., 1905).

     

    Текст приводится по изданию: Христианство. Энциклопедический словарь. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. Т. 1. С. 297.

     

     

    Рекомендуем также:

    Иеродиакон Евфимий (Моисеев). Святой Бонифаций - Апостол Германии

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100