• На главную страницу
  • Жития святых и подвижников благочестия
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    В. Ф. Боцяновский

    Иосиф Волоцкий

    Память преподобного Иосифа, игумена Волоцкого (Волоколамского), чудотворца празднуется Православной Церковью 9/22 сентября и 18/31 октября

     

    ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ (Санин), знаменитый полемист. Род. в 1439 или 1440, учился грамоте в Воздвиженском монастыре, около 1459 принял монашество в обители Пафнутия Боровского. Назначенный после смерти Пафнутия настоятелем этой обители, он пытался ввести строгий общежительный устав; встретив сильный отпор со стороны иноков, оставил монастырь и, недовольный жизнью нескольких монастырей, в которых побывал, основал в 1479 известный впоследствии Волоколамский монастырь. Основной добродетелью инока, по уставу Иосифа Волоцкого, было беспрекословное повиновение настоятелю, власть которого была безгранична. Вся жизнь монаха была точно распределена и регламентирована. Бόльшая часть дня уходила на богослужение, и потому Иосиф Волоцкий считал необходимым и вполне законным для содержания монахов и помощи бедным, чтобы монастыри владели селами и землей. Ересь жидовствующих нашла в Иосифе Волоцком сурового обличителя. Враг всякого “мнения, всяких новшеств, Иосиф Волоцкий требует казни для еретиков. В своем “Просветителе”, состоящем из 16 обличительных слов, он старается доказать неправильность “нового учения” с целью преследования еретиков, убеждает не верить в искренность их покаяния, всячески разыскивать их, заточать и казнить. Не одни только еретики служили предметом обличений Иосифа Волоцкого. Заволжские старцы, выступавшие против казни еретиков, а также Вассиан Патрикеев (ратовавший против монастырских имуществ), вызвали со стороны Иосифа Волоцкого целый ряд посланий, в которых он доказывал законность монастырского землевладения, защищал богатую внешность храмов, украшение их богатыми образами, книгами и т.д. Мнения Иосифа Волоцкого одержали верх над мнениями противников благодаря близости Иосифа Волоцкого к великому князю, власть которого Иосиф Волоцкий всегда старался окружить ореолом божественности. Иосиф Волоцкий утверждал, что государь “естеством подобен всем человекам, властию же - Богу”, что он наместник Божий на земле, глава государства и церкви, самодержец в полном смысле этого слова. Во всех своих сочинениях Иосиф Волоцкий является древнерусским книжником, начетчиком. Умер 9 сентября 1515, канонизирован в 1579.

     

    Ср. “Просветитель”, изд. 2-е, Казань. 1882; Хрущов, Исследование о сочинениях Иосифа Санина, СПб., 1868, В. Жмакин, Митрополит Даниил и его сочинения, М., 1881; Е. Голубинский, разбор соч. Жмакина в “Отчете о 25-м присуждении Уваровских наград”.

     

    Текст приводится по изданию: Христианство. Энциклопедический словарь. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. Т. 1. С. 640

     

     

    Рекомендуем также:

    Волоколамская икона Божией Матери

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100