• На главную страницу
  • Жития святых и подвижников благочестия
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Житие преподобного отца нашего Аврамия Ростовского

    Память его празднуется месяца октября в 29-й день

     

    Преподобный отец Аврамий был сын благочестивых родителей [1]. С молодых лет он оставил родительский дом и мирскую суету, принял иночество и посвятил себя Богу[2]. Покорив плоть духу, он изнурял себя подвигами, очищал душу свою слезами и сподобился благодати чудотворения.

    В его время в Ростове не все еще приняли Святое Крещение и многие оставались язычниками: Чудский конец города поклонялся каменному идолу Велесу[3]. Обитавший в идоле нечистый дух наводил страх на всех, и христиане боялись проходить вблизи идола. Преподобный Аврамий пылал ревностью искоренить в Ростове остатки язычества. Он молил Господа Бога о даровании ему силы и благодати Святого Духа сокрушить идола, но молитва его долго не была услышана.

    Однажды преподобный Аврамий, в скорби и недоумении, сидел вблизи идола. И вот он видит идущего к нему благолепного старца. Аврамий встает и спешит к нему навстречу. После взаимного приветствия и благословения преподобный спрашивает: “Откуда идешь, отче, из какой ты страны?”

    “Я из Царьграда, отче, родом; в земле вашей пришлец и странник. Скажи мне, отче, почему ты сидишь в печали близ этого идола Велеса?”

    “Я молю Господа Бога о том, чтобы мне дана была сила сокрушить идола, - отвечал Аврамий, - но Господь презрел мои молитвы, и вот я сижу в печали”.

    “Если хочешь, отче, получить желаемое, - сказал Аврамию старец, - то иди в Царьград, разыщи дом Иоанна Богослова, войди в него, помолись образу святого Иоанна Богослова, - и не выйдешь тщетно, но получишь желаемое”.

    Преподобный Аврамий опечалился по причине далекого пути, но старец сказал: “Господь Бог сократит твой путь!”

    Блаженный Аврамий, исполнившись Святого Духа, взял благословение у старца и отправился в путь, забыв о его дальности.

    Когда преподобный Аврамий, вышедши за город, перешел реку Ишну[4], ему встретился неизвестный человек, видом своим внушавший страх; почти совсем без волос на голове, он был с большою круглою бородой, на лице его выражалось благоговение; он был прекрасен. В руке у него была трость.

    Блаженный Аврамий поклонился ему.

    Неизвестный сказал: “Куда идешь, старец?”

    “Иду отыскивать дом Иоанна Богослова, - отвечал Аврамий.

    Неизвестный сказал: “Подойди, старец, возьми сию трость мою и возвратись назад, приступи к идолу Велесу, ударь его тростью во имя Иоанна Богослова – и окаянный обратится в прах”.

    И с этими словами неизвестный стал невидим.

    Блаженный Аврамий понял, что это был Иоанн Богослов.

    Объятый страхом и радостью, Аврамий воротился назад, беспрепятственно подошел к идолу, ударил его тростью во имя Иоанна Богослова, - и идол тотчас превратился в прах.

    На том месте, где встретил Аврамий святого старца, он поставил церковь во имя Иоанна Богослова[5], а там, где стоял идол Велеса, преподобный, с благословения епископа, соорудил небольшую церковь во имя Богоявления Господня, поставил при ней келии, собрал иноков и учредил общежитие[6].

    Много зла потерпел преподобный Аврамнй от не веровавших во Христа язычников. Однажды они хотели даже разорить и сжечь построенную им святыню, но Бог не попустил этого ради молитв и терпения преподобного.

    Однако своим учением и терпением преподобный Аврамий в непродолжительное время всех неверующих привел ко Христу: крестились все от мала до велика и начали ходить на славословие Божие и на всенощное бдение, даже женщины и дети. Преподобный Аврамий укреплял сердца их в вере почитанием книжным и поучением духовным. Многие из детей оставляли дома родителей, тайно приходили к преподобному и принимали монашество. Так умножалась братия, которую преподобный поучал слову Божию.

    Тогда преподобный Аврамий построил большую церковь, украсил ее, как невесту Христову, чудными иконами и святыми книгами и завел благолепное пение.

    Князья Ростовские, относясь с великим уважением к отцу Аврамию, предоставили особые преимущества основанному им монастырю: давали много имения на монастырское строение и деревни на содержание иноков.

    Видя возрастание и процветание монастыря, Ростовский епископ, посоветовавшись с князьями, возвел Аврамиев монастырь на степень архимандритии, а преподобного Аврамия поставил в архимандриты.

    С того времени Аврамий стал еще усерднее подвизаться и прилагал труды к трудам, предаваясь посту и молитве; он был образцом для всех, отличаясь смирением и показывая нелицемерную любовь ко всякому приходящему и равно к великому и малому.

    Исконный ненавистник добра, диавол, не оставлял преподобного в покое, вооружился на него и творил ему огорчения и днем и ночью. Но, огражденный Христовою благодатию и крестным знамением, Аврамий не страшился.

    Однажды, когда преподобный Аврамий в своей келии перед литургиею, прочитав обычные молитвы ко Святому Причащению, хотел умыть руки перед отходом в церковь, дьявол вошел в умывальницу, желая причинить преподобному неприятность. Уразумев присутствие нечистого духа в сосуде, преподобный взял честной крест, положил поверх сосуда, оградил сосуд крестным знамением и так оставил, долгое время не касаясь его. Бес, палимый крестною силою, мучился и не мог выйти из сосуда.

    У Ростовских князей тогда был обычай ездить за город на охоту и на обратном пути заходить в монастырь, чтобы помолиться в церкви и получить благословение от преподобного Аврамия. Так случилось и теперь. По обыкновению, князья зашли в келию преподобного, но его там не случилось, ибо у него был обычай ежедневно трудиться на братию: то он колол дрова для монастырской пекарни, то мыл власяницы на братию, то носил воду в поварню. Услышав о приходе князей, он поспешил о келью, чтобы благословить их.

    Между тем князья, находясь в келии в ожидании преподобного, заметили сосуд, покрытый честным крестом, и недоумевали, что бы это могло значить. Одни из князей дерзнул снять с сосуда крест, чтобы благословиться им, - и бес тотчас вышел из сосуда, как дым черный и злосмрадный, так что устрашил всех присутствующих.

    Когда преподобный приближался к келии, нечистый дух встретил его при входе и стал поносить Аврамия и грозить ему: “Как ты принудил меня силою невидимого Бога мучиться и сожигаться силою крестною, так и я сотворю тебе пакость, в скором времени одолею тебя: возведу на тебя клевету, предам тебя мукам и позору: ты будешь посажен на пегой ослице без седла и обут в женские красные башмаки. И многое другое потерпишь ты, как и я потерпел от тебя”.

    Преподо6ный оградился крестным знамением, и бес тотчас же исчез.

    Когда Аврамий вошел в келию, князья стали спрашивать о происшедшем, о злосмрадном дыме, вышедшем из накрытого крестом сосуда, но преподобный ничего не сказал об этом, а только благословил князей с душеполезным наставлением и отпустил с миром.

    Спустя некоторое время, желая отомстить преподобному, бес принял образ некоего воина, явился к великому князю во Владимир и стал возводить на Аврамия тяжкие обвинения.

    “Государь, я хочу поведать тебе великую тайну, - говорил бес, - есть в твоей державе, в городе Ростове, некий монах Аврамий, волхв, который, однако, с виду кажется смиренным и святым и прельщает людей. Он нашел в земле великое хранилище, медный сосуд, наполненный золотом, который по праву должен принадлежать твоей державе. Золотых сосудов, найденных в этом хранилище, золотых поясов и цепей невозможно оценить, и невозможно исчислить серебра и иных драгоценностей. На эти сокровища он построил великую церковь, а тебе не поведал”.

    Великий князь воспылал гневом на преподобного и послал за ним одного лютого воина, приказав взять Аврамия, не говоря ему ни слова, и привести в таком виде, в каком найдет его.

    Все это произошло по внушению злого духа.

    Когда посланный князем воин явился, преподобный, после соборной молитвы, стоял на молитве келейной в одной власянице и без обуви. Воин, без всякой милости, не дав преподобному ни слова вымолвить, ни одеться, ни обуться, взял его с собою на коня и погнал к городу Владимиру.

    На другой стороне Ростовского озера попался им человек, пахавший на пегой ослице и державший в руке красные женские башмаки. Воин посадил преподобного на ослицу, обул его в женские башмаки и быстро доставил его в таком позорном виде к великому князю.

    Великий князь приказал поставить пред собою и воина-обвинителя.

    Мнимый воин повторил те же слова против преподобного относительно хранилища драгоценностей, что и прежде.

    Преподобный, услышав это, воздел руки к небу и запретил духу лукавому, говоря: “Запрещаю тебе именем Господа нашего Иисуса Христа, скажи мне, кто ты, такими словами оклеветавший меня?”

    Бес затрепетал и сказал: “Я бес, искони ненавидящий добро в человеческом роде, особенно же в иноках, боящихся Бога. Видишь, старец, что я прежде сказал тебе, то и сделал — за то, что ты меня мучил в убогом твоем сосуде”.

    Сказавши это, бес мгновенно исчез.

    Великий князь, видя днавольскую прелесть и поругание стоявшего пред ним преподобного, объят был великим страхом, равно и все окружавшие князя. И начал князь молить преподобного о прощении и говорил со слезами: “Отче, я виновник твоего невольного прихода, я жестоко оскорбил те6я. Прости мне, отче, все то, чем я тебя прогневал. Враг, отче, помрачил мое сердце и возбудил во мне ярость против тебя и поверг меня во грех”.

    Старец сказал: “Господь простил тебя, государь, ибо это дело древнего врага диавола, а потому, государь, не дивись сему: искони враждуя против людей, он особенно привык причинять препятствия боящимся Бога”.

    Князь, видя смирение преподобного и тихие и кроткие слова его, как будто старец не испытал никакого зла, еще более принялся ублажать его и воздал ему великую честь.

    На устроение монастыря князь пожаловал много домов, сел и рабов, сделал Аврамиев монастырь своим монастырем и поставил его выше всех прочих монастырей Ростовских и все это утвердил жалованными грамотами.

    После всего этого князь отпустил преподобного с великою честью.

    Преподобный Аврамий жил в своем монастыре в великом смирении, прилагая труды к трудам, и с миром отошел ко Господу, Коего измлада возлюбил [7].

     

    Примечания:

    [1] Жизнь преп. Аврамия Ростовского излагается здесь по древнейшему Житию, которое с сокращениями пересказано в Прологе и с некоторыми позднейшими добавлениями в Великих Четьи-Минеях митрополита Макария. Древнее житие преп. Аврамия впоследствии дважды дополнялось, главным образом в начальной части, где рассказывается о жизни Аврамия до пришествия его в Ростов.

    [2]. В первичном дополнении сообщается, что Аврамий родился в пределах Галицких, в городе Чухломе (ныне Костромской губ.), отправился в Новгородские пределы для ознакомления с иноческим подвижничеством в тамошних обителях и принял пострижение в Валаамском монастыре на Ладожском озере. Во вторичном дополнении говорится, что родители Аврамия в Чухломе были еще язычники. Аврамий назывался сначала Иверик и до осьмнадцати лет лежал на одре болезни в расслаблении и не мог ходить. Новгородские захожие купцы сообщили ему первые начатки христианского учения. Иверик после глубокого размышления уверовал во Христа, внезапно получил исцеление от болезни, отправился в Новгородские пределы и на Валааме принял крещение с именем Аверкия, а потом и пострижение в иноки с именем Аврамия .

    [3] Под Чудским концом нужно разуметь часть древнего города по левую сторону дороги из Ярославля. – Языческий бог древних славян Велес (иначе – Волос), по летописям, считался покровителем скота.

    [4] Река Ишна пересекает дорогу из Ростова в Москву при своем впадении в озеро Неро близ самого города Ростова, в четырех верстах от того места, где стоял идол Велеса.

    [5] С тех пор до настоящего времени вблизи реки Ишны существует храм во имя Иоанна Богослова. Существующая в настоящее время церковь деревянная, представляющая собою редкую древность: она построена в 1687 году на средства Аврамиева Богоявленского монастыря, за которым село Богословское подтверждено было грамотою царя Феодора Иоанновича в 1587 году. По учреждению монастырских штатов в XVIII веке Богословская церковь стала самостоятельною приходской, но, по малочисленности прихода, еще в 1804 году приписана к соседней Юрьевской слободе, причтом которой и совершается в ней богослужение раз в месяц.

    [6] Основанный преп. Аврамием Богоявленский монастырь существует и в настоящее время на том же месте, в одной версте от Ростовского кремля, при въезде в Ростов от Ярославля по левую сторону дороги.

    [7] Преп. Аврамий погребен был в основанном им монастыре. Святые мощи его в настоящее время почивают открыто в серебряной раке в приделе его имени при главном монастырском каменном храме во имя Богоявления Господня, построенном по повелению и на средства царя Иоанна Васильевича Грозного и освященном в его присутствии 2 октября 1553 года. Царь Иоанн Васильевич не раз бывал в Ростове и поклонялся тамошним святыням. В одно из посещений Аврамиева монастыря, еще до взятия Казани, он взял хранившийся при гробнице Аврамия жезл, которым преподобный сокрушил идола. Медный крест, служивший рукоятью жезла, до сих пор хранится в отдельном киоте в арке при входе в придел преп. Аврамия.

     

    Текст приводится по изданию: Житие преподобного отца нашего Аврамия Ростовского // Четьи-Минеи. Святые русского православия. М., 2004. С. 177-185.

     

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100