|
Библиотека “Халкидон” ___________________ Повесть о путешествии Иоанна Новгородского на бесе Слово второе о том же великом Святителе Иоанне, Архиепископе Великого Новгорода, как он за одну ночь попал из Новгорода в Иерусалим-град и снова возвратился той же ночью в Великий Новгород
Нельзя забвению предать то, что случилось однажды по Божьему изволению со святителем Иоанном. Однажды святой по своему обычаю творил ночные молитвы в ложнице своей. Здесь у святого и сосуд с водой стоял, из которого он умывался[1]. И вот, услыхав, что кто-то в сосуде этом в воде плещется, быстро подошел святой и догадался, что это бесовское наваждение. И, сотворя молитву, осенил сосуд тот крестным знамением, и заключил в нем беса. Хотел бес постращать святого, но натолкнулся на несокрушимую твердыню и твердыни этой поколебать не смог, а сам лукавый был сокрушен.И не в силах терпеть ни минуты , начал бес вопить: “О, горе мне лютое! Огонь палит меня, не могу вынести, поскорее освободи меня, праведник Божий!” Святой же вопросил: “Кто ты таков и как попал сюда?” Дьявол же ответил: “Я бес лукавый, пришел, чтобы смутить тебя. Ведь надеялся я, что ты, как обычный человек, устрашишься и молиться перестанешь. Ты же меня, на мое горе, заключил в сосуде этом. И вот как огнем палим я нестерпимо, горе мне, окаянному! Зачем польстился, зачем пришел сюда, не понимаю! Отпусти меня теперь, раб Божий, а я больше никогда не приду сюда!”И сказал святой беспрерывно вопившему бесу: “3а дерзость твою повелеваю тебе: сей же ночью отнеси меня на себе из Великого Новгорода в Иерусалим-град, к церкви, где Гроб Господен, и в сию же ночь из Иерусалима-града — назад, в келию мою, в которую ты дерзнул войти. Тогда я выпущу тебя”. Бес клятвенно обещал исполнить волю святого, только умолял: “Выпусти меня, раб Божий, люто я страдаю!”Тогда святой, закляв беса , выпустил его, сказав: “Да будешь ты как конь оседланный, стоящий перед кельею моею, а я сяду на тебя и исполню желание свое”. Бес черным дымом вышел из сосуда и встал конем перед кельею Иоанна, как нужно было святому. Святой же, выйдя из кельи, перекрестился и сел на него, и очутился той же ночью в Иерусалиме-граде, около церкви святого Воскресения, где Гроб Господен и часть Животворящего Креста Господня.Беса же заклял святой, чтобы он не мог с места того сойти. И бес стоял, не смея сдвинуться с места, покуда святой ходил в церковь святого Воскресения.Подошел Иоанн к дверям церковным и, преклонив колени, помолился, и сами собой открылись двери церковные, и свечи и паникадила в церкви и у Гроба Господня зажглись. Святой же возблагодарил в молитве Бога, прослезился, и поклонился Гробу Господню, и облобызал его, поклонился он также и Животворящему Кресту, и всем святым иконам, и местам церковным. Когда вышел он из церкви, осуществив мечту свою, то двери церковные снова сами собой затворились.И нашел святой беса, стоящего конем оседланным, на том месте, где повелел . Сел на него Иоанн и той же ночью оказался в Великом Новгороде, в келье своей.Когда уходил бес из кельи святого, то сказал: “Иоанн! Заставил ты меня в одну ночь донести тебя из Великого Новгорода в Иерусалим-град и в ту же ночь из Иерусалима-града в Великий Новгород. Ведь заклятием твоим, как цепями, был я крепко связан и с трудом это все претерпел. Ты же не рассказывай никому о случившемся со мной. Если же расскажешь, то я тебя оклевещу. Будешь тогда как блудник осужден, и сильно надругаются над тобой, и на плот тебя посадят, и пустят по реке Волхову”. И когда так пустословил лукавый, святой перекрестил его, и исчез бес.Однажды Иоанн, как это было в его обычае, вел душеспасительную беседу с честными игуменами, и с многоразумными иереями, и с богобоязненными мужами, поучая и рассказывая о жизни святых, для пользы душевной людям. Люди же в сладость слушали поучения святого: не ленился он учить людей. И поведал он тогда, как будто о ком-то другом рассказывая, что с ним самим случилось: “Я,— говорил, - знаю такого человека, который за одну ночь успел попасть из Новгорода Великого в Иерусалим-град, поклонился там Гробу Господню и снова той же ночью вернулся в Великий Новгород”. Игумены же, иереи и все люди подивились этому.И вот с того времени попущением Божиим начал бес клевету возводить на святого. Жители того города неоднократно видели, будто блудница выходила из кельи святого: это бес преображался в женщину. Горожане же, не зная, что это бесовское наваждение, были уверены, что это на самом деле блудница, и впадали в сомнение. Случалось также, что начальствующие города этого, приходя в келью святого для благословения, видели там мониста девичьи, и обувь женскую, и одежду, и негодовали на это, не зная, что и сказать. А все это бес наваждением своим показывал им, чтобы восстали на святого, неправедно осудили его и изгнали.Посоветовавшись с начальствующими своими, горожане порешили между собой: “Не подобает такому святителю, блуднику, быть на апостольском престоле: идем и изгоним его!” Ведь это о таких людях Давид сказал: “Пусть онемеют уста льстивые, в гордыне изрекающие ложь о праведнике”,—потому что поверили они бесовскому наваждению, как некогда еврейский народ.Но возвратимся к нашему рассказу. Когда пришел народ к келье святого, то бес перед глазами всех людей побежал в образе девицы, будто из кельи святого. Люди же закричали, чтобы схватить ее. Но хоть и долго гнались, не смогли поймать.Святой же, услышав говор людской у кельи своей, вышел к народу и спросил: “Что случилось, дети мои?” Они же рассказали все, что видели, и, не внимая оправданиям святого, осудили его как блудника. И схватили его насильно, и надругались над ним, и, не зная, что еще сделать с ним, надумали так: “Посадим его на плот на реке Волхове — пусть выплывет из нашего города вниз по реке”.И вывели святого и целомудренного великого святителя Божьего Иоанна на Великий мост [2], что на реке Волхове, и, опустив святого с моста, на плот посадили. Так сбылось предсказание лукавого дьявола. Дьявол же этому возрадовался, но Божья благодать, и вера святого в Бога, и молитвы пересилили.Когда посадили Божьего святителя Иоанна на плот на реке Волхове, то поплыл плот, на котором сидел святой, вверх по реке, никем не подталкиваемый, против самой быстрины, которая как раз у Великого моста, к монастырю святого Георгия[3]. Святой же молился о новгородцах, говоря: “Господи! Не вмени им это во грех: ведь сами не ведают, что творят!” Дьявол же, видев это, посрамился и возрыдал.Люди же, узрев такое чудо, стали рвать одежды на себе и пошли, говоря: “Согрешили мы, неправедно поступили —овцы осудили пастыря. Теперь-то видим, что бесовским наваждением все произошло!” И побежали в храм великой Премудрости Божией[4] и велели Священному Собору — иереям и дьяконам - идти с крестами вверх по берегу реки Волхова к монастырю святого Георгия, и молить святого, чтобы возвратился на престол свой. Священники поспешно взяли честной крест и икону Святой Богородицы, как подобает, и пошли по берегу реки Волхова вослед за святым, умоляя его, чтобы возвратился на престол свой.Так же и те люди, которые прежде на святого клевету возводили, шли по берегу реки Волхова к монастырю святого Георгия, с мольбой восклицали, говоря: “Возвратись, честный отче, великий святитель Иоанн, на престол свой, не оставь чад своих осиротевшими, не поминай наше согрешение перед тобой!” И, обогнав святого и крестный ход, остановились за полпоприща до монастыря святого Георгия, и. кланяясь до земли и проливая слезы, умоляли святого, повторяя: “Возвратись, честный отче, пастырь наш, на престол свой! Пусть грех наш падет на нас — прельстились кознями лукавого дьявола и согрешили перед тобой. За дерзость свою прощения просим, не лиши нас благословения своего!” И многое другое говорили, умоляя святого.Тихо плыл Иоанн на плоте своем против сильного течения, как будто некоей божественной силой несло его благоговейно и торжественно, чтобы не обогнать крестного хода, - наравне с несущими честные кресты иереями и дьяконами плыл он. И когда Священный Собор с честными крестами подошел к тому месту, где стоял народ, то все вместе стали еще горячее молить святого, чтобы возвратился он на престол свой.Святой же, вняв мольбе их, словно по воздуху несомый , подплыл к берегу и, поднявшись с плота, сошел на землю. Люди же, видевшие все это, радовались, что умолили святого возвратиться, и плакали о своем согрешении перед ним, прощения прося.Он же, беззлобная душа, простил их всех. Многие из них в ноги падали ему, слезами обливая ноги его, другие же прикладывались к ризам святого. И, попросту сказать, теснились и толкали друг друга, чтобы хоть увидеть святого. Святой же благословлял их. И пошел чудотворец архиерей Божий Иоанн с крестным ходом в монастырь святого Георгия, совершая молитвенные пения со Священным Собором. И множество народа следовало за ними, восклицая: “Господи, помилуй!”Архимандрит же и иноки того монастыря не знали, что архиерей Божий Иоанн грядет в их монастырь. А в те времена в монастыре святого Георгия жил некий человек, юродивый, получивший от Бога благодать прозорливости. Сей человек быстро пришел к архимандриту монастыря и, постучав в дверь его кельи, сказал: “Иди, встречай великого святителя Божьего Иоанна, архиепископа Великого Новгорода,—грядет он к нам в монастырь!” Архимандрит же не поверил и послал посмотреть. Посланные же отправились, и узнали от людей, там бывших, о всем случившемся со святым, и, быстро вернувшись, рассказали архимандриту. Архимандрит же повелел в большие колокола звонить.И собрались иноки этой великой лавры, взяли честные кресты, и пошли из монастыря навстречу святителю Божьему Иоанну. Святой же, увидев их, благословил каждого и, придя в монастырь, вошел в церковь святого Христова великомученика Георгия с архимандритом монастыря того, со всем Священным Собором и с иноками, и со всем множеством народа . И, совершив молебен, с великой честью вернулся на престол свой в Великий Новгород.Все это о себе поведал он сам Священному Собору и другим людям; как его бес хотел устрашить, как он побывал за одну ночь в Иерусалиме-граде и вернулся назад в Новгород, и все, что случилось с ним, по порядку рассказал, как об этом выше повествовалось. И поучал их святой, говоря: “Дети мои! Каждое дело творите, сначала проверив все, чтобы не оказаться прельщенными дьяволом. А то может случиться, что с добродетелью зло переплетется, тогда виновны будете перед Божьим судом: ведь страшно впасть в руки Бога Живого!”Но об этом пока многого говорить не будем. Князь же и начальствующие города того, посоветовавшись со всем народом, поставили крест каменный на том месте на берегу, куда приплыл святой. Крест этот и ныне стоит во свидетельство преславного чуда этого святого и в назидание всем новгородцам, чтобы не дерзали сгоряча и необдуманно осуждать и изгонять святителя.Ведь сказал Христос о святых Своих: “Блаженны изгнанные правды ради, потому что им принадлежит Царство небесное!” А те, которые изгоняют святых несправедливо, что скажут в ответ?”Перевод Л. А. Дмитриева В 1167 году в Новгороде была установлена архиепископия и первым архиепископом стал Иоанн. С его именем, пользовавшимся в то время большой популярностью, связано несколько преданий, широко бытовавших в устной традиции, но письменно зафиксированных лишь в XV веке, когда было составлено “Житие Иоанна Новгородского”. Наиболее интересный и самый популярный рассказ об Иоанне – легенда о его чудесном путешествии на бесе в Иерусалим, сюжет которой – служение человеку заклятого крестным знамением беса – восходит к древнерусскому сказочному мотиву, нашедшему отражение в “Ночи перед Рождеством” Н. В. Гоголя.
[1] В Новгородском музее хранится древний рукомойник, якобы принадлежавший Иоанну. [2] Осужденных на казнь новгородцев сбрасывали с моста в Волхов. [3] Юрьев монастырь, расположенный вблизи того места, где Волхов вытекает из озера Ильмень. [4] Софийский собор.
Текст приводится по изданию: Повесть о путешествии Иоанна Новгородского на бесе // Изборник: Повести Древней Руси. М., 1987. С. 208-213. [Комментарии приводятся с сокращениями.]
Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон" |