• На главную страницу
  • Жития святых и подвижников благочестия
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Блаженный Иоанн Мосх

     

    О блаженном Иоанне Мосхе - византийском церковном писателе конца VI и начала VII века, авторе знаменитой книги Луг Духовный”, - сохранилось немного сведений.

    Первые годы подвижничества блаженного Иоаннасвязываются с обителью святого Илии на берегу реки Иордана. В конце семидесятых и начале восьмидесятых годов VI столетия он появляется в Египте, который раздирался в то время монофизитской ересью. В конце того же века он вернулся в Палестину” [1]. Здесь, в обители преподобного Феодосия Великого, он познакомился и подружился с послушником Софронием, впоследствии святителем Иерусалимской церкви († 638; память 11 марта ст. стиля), известным борцом с монофелитской ересью.

    Изучив предания о великих подвижниках обители преподобного Феодосия, друзья решили посетить другие центры иночества, - и отправились в великое путешествие по обителям Палестины, Сирии, Египта” [2].

    Прибыв в Египет, “два ученых друга проводили время не только в пустыне, но и в интеллектуальной атмосфере Александрии” [3]. В столице Египта они пробыли довольно долго, при святых патриархах Евлогии (570-608) и Иоанне Милостивом (610-619) [4]. Во время пребывания в Александрии Софроний тяжело заболел, но получил чудесное исцеление от святых целителей-бессребренников Кира и Иоанна († 311). Впоследствии он написал книгу о чудесах этих святых.

    Блаженный Иоанн Мосх и святой Софроний посетили, кроме Палестины, Сирии и Египта, также Синай, Кипр, Самос, Константинополь… “На это путешествие ушли десятки лет трудничества. Ревностных путников ничто не страшило и не останавливало: ни топкие болота, ни бурное озеро Мареотис, ни дикие звери, хищники, множество крокодилов. Особенно опасной оказалась Скитская пустынь, лежащая ближе к Нилу, чем другие пустыни. Чтобы достигнуть ее, нужно было преодолеть немало препятствий. Везде путники-друзья встречались с великими старцами, собирали сведения о великих подвижниках, "подобно мудрой пчеле", что потом блаженный Мосх правдиво изобразил для назидания грядущим векам

    Последние два года жития блаженный Иоанн Мосх провел в Риме, где привел в порядок свои записи, передал их своему "верному чаду" и другу Софронию” [5].

    Точно не известно, когда почил блаженный Иоанн. Называется 619 год [6], 622 год [7], а также время около 620 года [8]. “Перед мирной кончиной он простился со своими учениками и попросил их перевезти его прах на дорогой его сердцу Восток. Просьба была исполнена - тело его похоронили в обители преподобного Феодосия Великого, в пещере, в которой, по преданию, ночевали волхвы, возвращаясь из Вифлеема после поклонения Богомладенцу иным путем (См.: Мф. 2, 12), то есть не через Иерусалим, и в которой много лет подвизался великий палестинский киновиарх преподобный Феодосий” [9].

    Собранные блаженным Иоанном во время его путешествий рассказы о жизни подвижников разных стран и их изречения вошли в его книгу, известную под названием Лимонарь (Λειμωνάριον), или Луг Духовный. Эта книга называется также “Синайский патерик” [10].

    “"Луг духовный", состоящий из 219 глав или описаний отдельных событий и размышлений, принадлежит к числу известнейших и самых распространенных на Руси агиографических и святоотеческих творений. Наши православные предки с усердием распространяли его, любили читать, запоминали сказанное в нем, охотно передавали друг другу узнанное и старались воплотить в своей жизни его наставления” [11]. Труд этот служит свидетельством твердости святого Православия в хранении веры и священных обрядов.Уже VII Вселенский Собор (787 год) подчеркнул догматическую важность "Луга духовного" - во время деяний Собора читались 45-я и 180-я главы "Луга духовного" (о почитании образа Пресвятой Богородицы).

    Сам автор "Луга духовного" блаженный Иоанн Мосх, обращаясь к своему другу и спутнику Софронию…, определяя название своего творения, говорит о его содержании и пользе. "Возлюбленный, - пишет он святителю Софронию, - что может быть приятнее зрелища, которое представляет собою весенний луг, испещренный разнообразными цветами?.. Вот с таким же удовольствием прими и настоящий труд, благодатное и верное чадо Софроний! Ты найдешь в нем добродетели святых мужей, просиявших в наше время... Срывая из цветов неувядающего луга наиболее прекрасные, я сплел для тебя венок, и подношу его тебе, вернейшее чадо, а чрез тебя и всем. По этой-то причине и этот труд я назвал Лугом: каждый может найти в нем духовное наслаждение, благоухание и пользу".

    Непреходящее значение "Луга духовного" усматривается в том, что как весь подвиг святых, так и их наставления представляются в нем не просто в виде суммы хороших поступков или накопления добрых дел, а как полное перерождение ветхого - греховного - человека в нового - "по образу Создавшего" - при содействии благодати Божией (См.: Кол. 3, 9-10).

    Читая эту славную летопись деяний подвижников духа, милостью Божией сохраненную для нас, невольно присоединяешься к святым путешественникам, двум великим мужам, вместе с ними узнаешь житие и слушаешь наставления "земных ангелов и небесных человеков"” [12].

     

    Примечания:

    1 Скурат К. Е.. Великие Учители Церкви. http://www.wco.ru/biblio/zip/skurat3.zip

    2 Там же

    3 Дворкин А. Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Н. Новгород, 2003. С. 454

    4 Флоровский Георгий, прот. Византийские Отцы V-VIII веков. Минск, 2006. С. 163

    5 Скурат К. Е.. Великие Учители Церкви. http://www.wco.ru/biblio/zip/skurat3.zip

    6 Дворкин А. Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Н. Новгород, 2003. С. 454

    7 Скурат К. Е.. Великие Учители Церкви. http://www.wco.ru/biblio/zip/skurat3.zip

    8 Флоровский Георгий, прот. Византийские Отцы V-VIII веков. Минск, 2006. С. 163

    9 Скурат К. Е.. Великие Учители Церкви. http://www.wco.ru/biblio/zip/skurat3.zip

    10 Христианство. Энциклопедический словарь. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. Т. 1. С. 629

    11 Скурат К. Е.. Великие Учители Церкви. http://www.wco.ru/biblio/zip/skurat3.zip

    12 Там же.

     

    © Е. М. Скитер, 2007

     

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100