• На главную страницу
  • Жития святых и подвижников благочестия
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Житие преподобного отца нашего Ефрема Сирина

    Память его празднуется месяца января в 28-й день

     

    Святой Ефрем [1] был родом из Месопотамии, из города Низибии[2]. Он родился в царствование Константина Великого[3] от христианских родителей[4] и дожил до царствования Феодосия Великого[5]. Еще в юных годах святой Ефрем отрекся от мира и ушел в пустыню, где стал иноком[6]. Он получил от Бога дар премудрости; из уст его истекала благодать, подобно сладкой реке напоившая умилением души всех, слушавших его поучения. Это было предзнаменовано ему в самом раннем возрасте. Когда он был еще ребенком, родители его видели о нем следующий сон: виноградная лоза взошла на языке мальчика и, выросши, наполнила ветвями и гроздьями всю поднебесную. Птицы небесные собирались и ели плоды винограда и, сколько они съедали, настолько же количество винограда увеличивалось. Когда затем святой Ефрем подвизался на одной пустынной горе, исполненный великого умиления и сердечного сокрушения, один из богоносных отцов видел во сне светлого, сиявшего, подобно Ангелам, мужа. Он держал в руке исписанный свиток и спрашивал:

    “Кто может принять и сохранить этот свиток?”

    Голос свыше отвечал ему:

    “Никто другой, кроме Ефрема, угодника Моего”.

    Перед явившимся мужем стоял Ефрем. Он открыл свои уста, а муж вложил ему в рот свиток. Преподобный Ефрем съел свиток, а затем, вскоре после этого, начал говорить и писать назидательные речи, приводившие в умиление каждого, читавшего их и слушавшего. Они могли в каждом возбудить страх Господень и наставить на путь покаяния, как это ясно из его боговдохновенных книг. Равным образом и другой великий и святой старец имел подобное же видение во сне о святом Ефреме. Он видел сонмы Ангелов, сходивших с неба по повелению Божию и имевших в руках свиток, исписанный внутри и извне. Они говорили друг другу:

    “Кто может этот свиток принять?”

    В ответ одни называли одно имя, другие вспоминали другое, а некоторые говорили:

    “Поистине святы и праведны упомянутые мужи, но ни один из них не может принять этого свитка, а только Ефрем, кроткий и смиренный сердцем”.

    Затем старец видел, как Ефрему был отдан этот свиток. Встав наутро, он слышал, как блаженный Ефрем предлагал братии поучительные назидания. Как будто источник истекал из уст! Из них исходили речи, исполненные великой пользы. Он уверовал, что все. исходящее из уст святого Ефрема, внушается Духом Святым, и прославил Бога, подающего такую благодать рабам Своим.

    В 363 году Низибия подпала под власть персов, и многие из христиан оставили Низибию. Тогда и преподобный Ефрем вознамерился пойти отсюда в город Эдессу[7]. Он обратился к Богу с такою молитвою:

    “Господи, Иисусе Христе! Сподоби меня увидеть город Твой и, когда я буду входить в него, пошли мне навстречу такого человека, который побеседовал бы со мною от Священного Писания с пользою для меня”.

    Когда он, так помолившись, приближался к городу и входил в ворота, встретила его женщина. Увидев ее, раб Божий опечалился и обратился мысленно к Богу:

    “Господи, Ты презрел моление раба Твоего. Ибо каким образом может она беседовать со мною о книжной мудрости?”

    Женщина же стояла и смотрела на него. Святой Ефрем обратился к ней с вопросом:

    “Скажи мне, женщина, зачем ты стоишь и смотришь на меня?”

    Женщина отвечала:

    “Я смотрю на тебя, потому что женщина от мужа взята, а ты смотри не на меня, а в землю, из которой ты взят”.

    Услышав это, Ефрем подивился такому ее ответу и прославил Бога, давшего женщине такой ум. Он понял, что не презрел Господь молитвы его. Вошедши в город, он жил в нем много времени[8].

    Случайно близ того дома, в котором обитал святой, жила другая женщина, блудница, бывшая его соседкою. Подстрекаемая бесовским лукавством, она хотела оскорбить старца. Открыв оконце, откуда был вид на жилище святого, она увидела, что Ефрем стоит и варит себе пищу. Женщина громко обратилась к нему:

    “Благослови, господин!”

    Преподобный посмотрел на оконце н, заметив, что она наблюдает, сказал ей:

    “Господь да благословит тебя”.

    Тогда женщина продолжала:

    “Чего недостает для твоей пищи?”

    Святой ответил:

    “Три камня и немного песку необходимо, чтобы заградить оконце, из которого ты смотришь сюда”.

    Женщина бесстыдно сказала ему на это:

    “Я обратилась к тебе с речью первая, и ты ответил мне. Я хочу лечь с тобою, а ты отказываешься с первого слова”.

    Раб Божий отвечал ей:

    “Если ты хочешь лечь со мною, то иди на то место, какое я тебе укажу”.

    Блудница сказала:

    “Укажи мне это место, и я приду”.

    Святой сказал:

    “Если ты избрала меня, то не можешь возлечь со мною ни на каком другом месте, как только среди города”.

    Блудница изумилась:

    “Разве не стыдно нам будет людей?”

    Святой ответил:

    Если нам стыдно людей, то насколько больше должно стыдиться, а вместе и бояться Бога, знающего все тайны человеческие! Ведь Он будет судить весь мир и воздаст каждому но делам его”.

    Услышав это, блудница умилилась речами святого Ефрема. Она пришла и припала к ногам его, плача и говоря:

    “Раб Божий! наставь меня на путь спасения, чтобы я могла избавиться от многих моих злых деяний”.

    Преподобный Ефрем, преподав ей много наставлений из Священного Писания, утвердил ее в покаянии и, отдав ее в женский монастырь, спас душу ее от беззаконий и греха.

    Затем еще одна блудница, подошедши к преподобному Ефрему, когда он куда-то шел, соблазняла его на грех, чтобы по крайней мере рассердить его, так как никто и никогда не видел его гневающимся.

    Преподобный сказал ей:

    “Иди за мною”.

    Женщина пошла за ним. Когда они подошли к одному многолюдному месту, святой сказал ей:

    “Здесь ляжем и совершим грех”.

    Она же, видя народ, сказала ему:

    “Как можно здесь остановиться, когда кругом столько народу! Разве не стыдно?”

    Преподобный ответил ей:

    “Если ты стыдишься людей, то насколько больше мы должны стыдиться Бога, знающего сокровенные тайны?”

    Так женщина отошла от него, посрамленная, не будучи в состоянии ни прельстить святого ко греху, ни возбудить в нем гнев, ибо он был муж поистине незлобивый и кроткий и совершенно не способный гневаться.

    О его добросердечии рассказывают следующее. Когда он постился в пустыне, ученик его в обычное время приносил ему пищу. Однажды, когда он нес пищу, то случайно разбил на пути сосуд, в котором была пища. Он боялся гнева старца, но последний, увидев смущенного ученика, сказал:

    “Не скорби, брат, если пища не захотела к нам прийти, то мы пойдем к ней”.

    Затем, подошедши, он сел у разбитого сосуда и, собирая пищу, стал есть. Так он был незлобив! О нем рассказывали, что с тех пор, как он стал иноком, никогда ни на кого не гневался.

    Преподобному Ефрему было однажды откровение о Василии Великом. Он видел в сонном видении огненный столп, достигавший до неба, и слышал голос:

    “Ефрем, Ефрем! Каким ты видишь этот огненный столп, таков и есть Василий”.

    Тогда Ефрем пожелал видеть святого Василия. Взяв с собою переводчика,— ибо он не умел говорить по-гречески, — святой Ефрем пошел в Кесарию Каппадокийскую. Он нашел святого Василия в церкви, поучающим людей, и начал славить его громким голосом, говоря:

    “Воистину велик Василий! Воистину он есть столп огненный! Воистину Дух Святой говорит его устами!”

    Тогда некоторые из народа стали говорить:

    “Кто этот странник, так восхваляющий архиепископа? Не льстит ли он ему, чтобы получить что-либо из рук его?”

    После отпуста церковного, когда преподобный Ефрем вступил в дружескую беседу со святым Василием, последний спросил его:

    “Почему ты так прославлял меня?”

    Преподобный Ефрем ответил:

    “Потому что я видел белого голубя, сидевшего на правом плече твоем и говорившего тебе на ухо то, что ты внушал людям. Кроме того, огненный язык вещал твоими устами”.

    На это святой Василий сказал ему:

    “Поистине я вику ныне то, что слышал о тебе, житель пустыни и любитель безмолвия! Так пишется и у пророка Давида: “Ефрем — крепость главы моей”[9]. Поистине к тебе относятся эти пророческие слова, ибо ты многих наставил на путь добродетели и укрепил в ней. Кротость же твоя и незлобие сердца сияют для всех, как свет”.

    После того Василий Великий сказал:

    “Почему, честный отче, ты не принимаешь посвящения в сан пресвитера, будучи достоин его?”

    “Потому что я грешен, владыка!” - отвечал ему Ефрем через переводчика.

    “О если бы и я имел грехи твои! - сказал Василий и прибавил: - Сотворим земной поклон”.

    Когда же они поверглись на землю, святой Василий возложил руку свою на главу преподобного Ефрема и произнес молитву, положенную при посвящении во диакона. Преподобный Ефрем пробыл после того со святым Василием три дня, в духовной радости. Василий поставил его во диакона, а переводчика его — в пресвитера и потом с миром отпустил их.

    Преподобный Ефрем имел великую любовь к преподобному Аврамию- затворнику, память которого празднуется 29 октября. Они часто посещали друг друга и умилялись взаимно назидательными дружескими беседами. А когда блаженная Мария, племянница Аврамия, подверглась обольщению врага, преподобный Ефрем своими молитвами много содействовал спасению ее. Он много болел сердцем о согрешающих и много заботился об исправлении их.

    Преподобный Ефрем то пребывал в пустыне[10], в безмолвии работая Богу, причем собрал там и множество учеников, то, по повелению Божию, жил в городе Эдессе, приводя многих людей к покаянию и приобретая для Бога погибшие души своими поучениями. Настолько он изобиловал душеполезными словами и был преисполнен благодати Божией, что много раз у него изнемогала гортань от напряжения голоса, а язык от произнесения слов; однако речи его не становились короче, тем более что ум его был преисполнен глубины премудрости и разума[11]. Кроме того, он был исполнен глубокого смирения, всячески избегая человеческого почитания и временной славы. Один раз народ хотел схватить его и насильно поставить во епископы. Ефрем, узнав об этом, притворился юродивым и начал бегать по площади, влача за собою свою одежду, как безумный, — схватывал продаваемые хлебы и овощи и ел. Видя это, люди сочли его помешанным, а он бежал из города и скрывался, пока не был поставлен другой епископ на то место, на которое его хотели поставить. В молитве снятой пребывал непрестанно,— днем и ночью. Обладая даром умиления и слез, он плакал всегда, поминая День Суда, о котором он много писал и говорил. Он мало спал, мало вкушал и пищи — только бы не изнемочь и не умереть от голода и лишения сна. Он был совершенно нестяжателен и любил нищету больше богатства, как и сам говорит о себе в своем завещании:

    “Ефрем никогда не имел ни золота, ни серебра, ни какого-либо хранилища, исполняя волю Благого Учителя Христа, заповедовавшего: ничего на земле не приобретайте”[12].

    В те годы жил еретик Аполлинарий[13], ложно мудрствовавший о воплощении Господнем. Он находчив был в словах и искусен в Еллинской премудрости, вследствие чего сильно смущал Церковь Божию и многих увлек в свою ересь. Этот еретик весь труд свой и все старание, от самой юности своей и до старости, прилагал к тому, чтобы развращать православных и увлекать их в свое заблуждение. Он написал много книг против православных, из коих особенно замечательны две, так как в них наиболее полно выражено все его душевредное учение. Их он и употреблял, как оружие, ведя борьбу с православными путем словесных состязаний. Эти его книги были положены на сохранение у одной женщины, сожительницы его. Преподобный Ефрем, узнав об этих книгах, изобрел против еретической хитрости свою, еще более изумительную: он пришел к той женщине тайно и весьма хвалил Аполлинария, называя себя при этом учеником последнего. Как бы желая научиться неизвестной ему мудрости, он просил женщину дать ему на малое время Аполлинариевы книги, которые она хранила, чтобы из них списать вкратце наиболее замечательные места. Женщина, будучи уверена, что это действительно ученик ее друга, дала ему обе книги, с условием, чтобы он поскорее возвратил их и никому о них не говорил. Святой Ефрем, взяв книги, отнес в свою обитель и, приготовив клей, все листы в них, отгибая по одному, склеивал, пока наконец не склеил всех их так, что книги стали как бы одним куском дерева или камнем, причем ни одного листа нельзя было отделить от другого. Затем он отнес книги женщине. Она же, взяв их и не посмотрев внутрь, положила на свое место. Случился потом спор православных с еретиком Аполлинарием, состарившимся уже. Не обладая уже прежнею находчивостью в спорах и имея слабую память, по причине старости, он хотел достигнуть победы над православными при помощи тех своих книг; но, взяв их, он не мог их раскрыть, так как листы были крепко склеены и окаменели. Он исполнился великого стыда и вышел с Собора побежденным и посрамленным, а затем скоро от скорби и великого стыда он лишился жизни, с позором извергнув свою окаянную душу.

    Преподобный отец наш Ефрем, прожив богоугодно много лет и приведши многих к спасению, заблаговременно провидел свою кончину и написал для своих учеников поучительное завещание. Проболев немного, он в глубокой старости отошел ко Господу[14]. Честное тело его было погребено в его обители, находившейся в пустыне, в пределах Эдесских, в Сирии, а святая душа его предстоит ныне Престолу Владыки, ходатайствуя о нас, чтобы мы получили прощение грехов наших, по его молитвам, благодатию и милосердием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава вовеки. Аминь.

     

    Примечания:

    [1] Преп. Ефрем назван Сирином, то есть сирийцем, потому что Месопотамия, в которой он родился, в древности причислялась к Сирии.

    [2] Низибия, или Низибида, - большой и многолюдный город в провинции Магдонии в Месопотамии, на границах Римской империи и Персидского царства.

    [3] Император Константин Великий царствовал с 306 по 337 год.

    [4] О родителях своих преп. Ефрем пишет следующее: “Родившие меня по плоти внушали мне страх Господень. Предки мои исповедали Христа пред судиею; я родственник мученикам. Деды мои, благоденствовавшие в жизни, были земледельцами. Родители занимались тем же”.

    [5] Император Феодосий Великий царствовал с 379 по 395 год.

    [6] Лета юности не прошли для Ефрема без некоторых преткновений. От природы пламенный, он был, как говорит сам, раздражителен: “За маловажные дела вступал в ссоры, поступал безрассудно, предавался худым замыслам и блудным мыслям… Юность моя едва не уверила меня, что совершающееся с нами в жизни происходит случайно. Но Промысел Божий вразумил пылкую молодость”. Ефрема ложно обвинили в покраже овец и бросили в темницу; вслед за ним посажены были два других, и так же невинно, как Ефрем. “Проведя семь дней, восьмой вижу я во сне, - рассказывал после святой Ефрем, - что кто-то говорит мне: будь благочестив и уразумеешь Промысел; перебери в мыслях, о чем ты думал и что делал, и по себе дознаешь, что эти люди страждут не несправедливо, но не избегнут наказания и виновные”. Все это и увидел Ефрем, как рассказывает он подробно в одном из своих сочинений. Эти события так поразили Ефрема, что он скоро оставил мир и удалился в горы к отшельникам, где стал учеником святого Иакова, впоследствии великого святителя Низибийского (память его – 12 января).

    [7] Эдесса – город в Месопотамии; лежит на границе между утесистой пустыней и плодоносной землей – Южной Месопотамией. Этот город, как говорит святой Ефрем, “благословен был живыми устами Спасителя чрез ученика Его Фаддея”; здесь находились Нерукотворенный лик Спасителя и святые мощи апостола Фаддея.

    [8] Для пропитания своего в Эдессе преп. Ефрем нанялся трудиться. У содержателя бани и употреблял свободное время для проповеди Слова Божия язычникам; потом, по совету святого старца Иулиана, удалился в пустынную Эдесскую гору для подвигов. Вскоре видение открыло старцу в Ефреме мужа, которому одному из современных соотечественников вручена была книга для вразумления людей. Ефрем начал писать толкования на Пятикнижие. Этот первый опыт толкования на сирском языке привлек к Ефрему многих эдессян, и Ефрем хотел убежать от людей. “Ефрем! куда бежишь ты?” - спросил явившийся Ангел. “Хочу жить в безмолвии и бегу от молвы и обольщений света”, - отвечал Ефрем. Ангел сказал: “Убойся, чтобы не исполнилось на тебе слово Писания: Ефрем подобен молодому волу, который хочет освободить шею от ярма” (Ос., 10, 11). После того Ефрем возвратился к тому служению, к которому был призван. С сего времени он начал устно и письменно поучать вере и благочестию. Для успеха в своем благочестивом деле он открыл училище в Эдессе, из которого впоследствии вышли знаменитые учители Сирийской Церкви.

    [9] Пс., 59, 9

    [10] Преподобный был между прочим и в египетских пустынях; так, он пробыл некоторое время в Нитрийской горе. Сирский жизнеописатель говорит, что Ефрем виделся здесь с богоизбранным иноком Паисием, а Иоанн Колов, повествуя о жизни Паисия, описывает и беседы Паисия с “великим между сирийскими подвижниками отцом”. “Был у нас здесь человек Божий, Сириянин, старец великий между отцами, просвещенный умом и сердцем”, - так говорит Иоанн Колов.

    [11] Святой Ефрем оставил после себя весьма много сочинений. В одних он – толкователь Священного Писания (святой Ефрем, по словам святого Григория, писал толкование, начиная с сотворения мира до последней благодатной книги), в других – обличитель ересей и песнопевец Церкви, в иных – учитель христианской жизни и, в частности, проповедник сокрушения сердечного. Сочинения последнего рода составляют как бы печать души преп. Ефрема и вместе его славу на все века. Святой Григорий Нисский говорит, что “плакать для Ефрема было то же, что для других дышать воздухом, - день и ночь лились у него слезы, но лицо Ефрема цвело и сияло радостию, тогда как ручьи слез лились из глаз его. Но и там, где Ефрем говорит о сокрушении, он возносится мыслию к благости Божией, изливает благодарение и хвалу Всевышнему”. Все нравственные наставления его благоухают сердечным умилением. Не одно свое наставление так начинает Ефрем: “Сокрушайся, душа моя, сокрушайся о тех благах, которые ты приняла от Бога и погубила. Сокрушайся о делах злых, соделанных тобою. Сокрушайся о всем том, в чем показал Бог Свое долготерпение к тебе. Приидите, братия мои, приидите, рабы Христовы, будем сокрушаться сердцем и рыдать перед Ним день и ночь. Приидите, будем помышлять об оном страшном и грозном суде и следующем за тем нашем осуждении”. В этом чувстве сокрушения обыкновенные предметы бесед святого Ефрема: покаяние, память о смерти и суде, страх Божий, внимание к самому себе, смирение, против гордости и проч. За свои высокие поучения святой Ефрем был назван соотечественниками пророком Сирским. Блаженный Иероним пишет: “Ефрем, диакон Эдесский, достиг такой славы, что в некоторых церквах сочинения его читаются публично после Св. Писания”. Прославлять мне надобно того, - говорит Григорий Нисский, - кто в устах всех христиан, Ефрема Сирина, того Ефрема, которого жизнь и наставления сияют в целом мире”. Святой Ефрем оставил после себя много и догматических сочинений. Все они писаны против заблуждений того времени. Таковы: а) 80 слов против дерзких испытателей, то есть против аэтиан и евномиан; б) 56 поучений против ересей с обличениями и увещаниями вардесанитам (последователям еретика Вардесана), маркионитам и мессалианам; в) о жемчужине, или о том, что в одном лице Иисуса Христа соединены два естества, против Маркиона и Манеса; г) три слова о вере и против иудеев; д) о свободе и против защитников слепой судьбы; о покаянии, где против новатиан говорит о власти Церкви прощать грехи и опровергает тысячелетнее царство; о священстве; о рае и суде. Строгий ревнитель веры и благочестия, святой Ефрем не мог оставаться равнодушным к смутам, какие произвели в Эдессе и Месопотамии секты Вардесана и Ария. Противодействуя еретикам, которые свои заблуждения излагали в поэтической форме песни, и привлекая неопытных изяществом стихотворного размера, легко и надолго укореняли еретическое содержание их, святой Ефрем и сам начал излагать на основании Св. Писания истинное учение о Боге и Его отношениях к нам в такой же поэтической форме. Народ с жадностию внимал песнопениям святого отшельника и забывал песни еретические. Еретики так были раздражены успехами святого Ефрема, что раз напали на него с камнями и оружием и едва не убили его, но это нисколько не ослабило его ревности к вере. Все эти сочинения писаны святым Ефремом в виде благоговейных размышлений. Они назначались им для народного употребления, а частию и для пения в храме и написаны стихами. Святой Ефрем составил также много умилительных молитв и молитвенных песнопений. Таковы его песнопения на Рождество Христово, отличающиеся особенною торжественностию; ему же принадлежат глубоко трогательные стихиры, поемые при погребении; из молитв, составленных им, особенно известна умилительно-трогательная молитва, читаемая во дни Великого поста. “Господи и Владыко живота моего! дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего: яко благословен еси во веки веков. Аминь”.

    [12] Мф., 6, 25 и след.

    [13] Аполлинарий, епископ Лаодикийский, учил, что Сын Божий, воплотившись, принял неполное человеческое естество, но только душу и тело человеческие, ум же человеческий у него заменяло Божество. Ересь эта была осуждена II Вселенским Собором

    [14] Святой Ефрем мирно скончался в Эдессе в 373 году

     

    Текст приводится по изданию: Житие преподобного отца нашего Ефрема Сирина // Жития святых. Византийский канон. М., 2004. С. 125-137.

     

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100