• На главную страницу
  • Жития святых и подвижников благочестия
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Житие святого Евстафия, Архиепископа Сербского

    Память святого Евстафия, Архиепископа Сербского празднуется Православной Церковью 4/17 января

     

    Святой Евстафий жил и подвизался во второй половине тринадцатого столетия, во дни благочестивого сербского краля Стефана Уроша II Милутина, правившего Сербией с 1262 года по 1320. Родился он в области Будимльской[1] от благочестивых родителей. Горячо любя своих родителей, он с раннего детства укреплялся в любви к Богу: избегая суетных забав, он старался усваивать добрые нравы, постоянно ходил в церковь и с наслаждением внимал божественному пению и чтению, запоминал слышанное и старался уразуметь смысл оного. Раз он приходит к своим родителям и говорит:

    У меня возгорелось сильное желание учиться, отдайте меня на изучение словес книжных”.

    Родители, слыша такие слова, возрадовались, возблагодарили Бога, внушившего такое благое желание их детищу, подыскали учителя и отдали ему своего сына на обучение книжной мудрости. Споспешествуемый благодатию Святого Духа, он вскоре выучился, так что, будучи молодым учеником, он являлся сведущее многомудрых учителей. Юноша нисколько не думал и не заботился об еде, питье, одежде, мало думал даже о родителях, но, всецело направив ум свой на божественное учение, всю свою сердечную любовь и упование возложил на Господа. Достигнув же большей зрелости и строго размыслив о своем призвании, он решил оставить родительский дом и идти в путь Господень. Он отправился в область Зетскую[2], в монастырь Архангела Михаила, где находилась Зетская епископская кафедра. Здесь от епископа Неофита он принял пострижение в иноческий чин и начал жизнь подвижническую, строго выполняя монашеские обеты. Отличаясь воздержанием, чистотою жизни, изнуряя себя постом и бдением, он неукоснительно спешил в церковь на дневные и ночные службы, строго соблюдал келейное молитвенное правило, а в остальное время предавался богомыслию и умной молитве. Евстафий не имел никакой собственности, но тем не менее уделял часть своей еды и одежды нищим. Подвизаясь в монастырской тишине, он однако сделался известным по всей той стране как великий подвижник, подражавший древним отцам.

    Евстафий горел желанием посетить святой град Иерусалим, чтобы поклониться Гробу Господню и прочим святыням на месте страстей Господних. Не открывая никому своего намерения, он обратился с горячею молитвою к Господу Иисусу Христу, чтобы Он сподобил его благополучно совершить путь во святой град и видеть то место, где Он пролил Свою Кровь за спасение рода человеческого и где сотворил великие чудеса.

    Молитва угодника была услышана. Когда он размышлял о том, где бы обрести ему богобоязненных спутников, являются к нему как бы посланные Самим Господом два инока и сообщают, что они идут в Иерусалим поклониться Гробу Господню и честным страстям Христовым. Возблагодарив Господа Бога и поклонившись пречистому Его образу и образу Архистратига Михаила, с радостью и веселием в сердце он пустился в давно желанный путь.

    При помощи Божией он легко и благополучно совершил путь и достиг Иерусалима. Здесь он с благоговением поклонился Гробу Господню и всем святыням на месте страстей Господних; не спеша обходил он все святые места и насладился их созерцанием. Посетил он и все окрестности Иерусалима, где жительствовали преподобные и богобоязненные мужи-подвижники, наблюдал и усваивал их правила жизни и подвигов.

    Пробыв долгое время в Святой Земле, он отправился в обратный путь, но не прямо на родину, а на святую гору Афонскую, желая видеть тамошнюю иноческую жизнь и насладиться душеполезными беседами относительно подвижничества и чистоты душевной и телесной.

    Придя на святую Гору, преподобный Евстафий поселился в Сербском монастыре Пресвятой Богородицы Хиландарском, построенном святым Симеоном, в мире — великим Сербским жупаном Стефаном Неманей, и сыном его Саввой, первым архиепископом Сербским. Здесь он с великим усердием предался подвигам монашеским, со смирением и покорностию исполняя всякую работу, которая ему назначалась в послушание, неопустительно посещая все церковные службы и предаваясь наедине ночной молитве и 6огомыслию. Так провел он много лет и сделался известным среди всех афонских подвижников. Многие древние старцы, а не только молодые иноки, часто приходили к Евстафию и вели с любовию и духовным утешением душеспасительные беседы.

    Вскоре Евстафий был возведен в сан игумена Хиландарского монастыря. После этого он еще усерднее стал подвизаться, подавая пример инокам во всяком труде и добродетели, уча их словом и делом. Преподобный Евстафий снискал всеобщую любовь не только у афонских подвижников, но и у мирян, не только у простых людей, но и у вельмож и царей. Все спешили оказать ему честь и давали щедрые дары. Но эти дары он не для себя собирал, а щедрою рукою раздавал бедным, вдовам, сиротам, не имевшим пропитания и крова.

    Неудивительно, что при таких достоинствах и добродетелях преподобный Евстафий был избран и рукоположен в епископа Зетской епархии, в которой он принял пострижение.

    Став владыкой, опытный в духовной жизни и в делах церковных, Евстафий с великим успехом отправлял свои пастырские обязанности, стал самым выдающимся сербским епископом, и, когда скончался сербский архиепископ Иоанникий, благочестивый краль сербский Стефан Урош Милутин созвал Собор епископов, игуменов и бояр, и этот Собор единогласно избрал на сербский архиепископский престол святого Саввы сего благочестивого Зетского епископа Евстафия. Преподобный Евстафий по своему смирению пытался было отказываться от столь высокого сана, соединенного и с великою ответственностью, но его слов не послушали, и он вскоре торжественно при всем Соборе возведен был на архиепископский престол. Святой Евстафий покорился Промыслу Божию и возблагодарил Господа Бога в горячей молитве за Его великие милости, которых он считал себя недостойным.

    Неослабно трудясь во спасение своей души, святой Евстафий приложил горячие заботы о благе вверенной ему сербской Церкви. Архиепископская сербская кафедра тогда уже обладала большими богатствами, и святой Евстафий приложил все старания к тому, чтобы ни одна церковь его области не испытывала недостатка в насущных потребностях, щедро уделяя из сбережений своей кафедры на нужды бедных церквей.

    Немного лет правил святой Евстафий Сербскою Церковью: чрез семь лет после своего вступления на высокую кафедру он впал в болезнь и понял, что нужно готовиться к смерти. Он не роптал, но с радостию ждал исхода из сего земного мира в Обители Небесные, усердно моля Господа о даровании ему мирной кончины. Вокруг постели больного собрался весь церковный Сербский Собор: окрестные епископы, игумены монастырей и чернецы и весь причт церковный; все плакали, видя приближение кончины своего учителя и архипастыря. Больной, привстав с постели, обратился к ним:

    Оставьте таковую жалость, возвеличите Господа со мною и вознесем имя Его вкупе (Пс. 33,4)”.

    Святой Евстафий приобщился Святых Таин и после некоторого отдохновения обратился к окружающим:

    Идите, возлюбленные, воздадим взаимно последнее целование, ибо я уже разлучаюсь с вами”.

    Много рыданий вызвали эти слова у духовных чад святого Евстафия. Наконец, воздев руки к небу, он произнес:

    Ведающий кончину жизни каждого, Боже богов и Господь господей, в руце Твои предаю дух мой!

    Так благолепно и славно преставился святой Евстафий, радуясь о Господе.

    Собравшиеся при гробе духовные лица, совокупно с мирянами, совершили торжественное погребение в Жиче, в храме Спасителя, положив тело в мраморной раке, которую ранее приготовил себе сам Евстафий.

    Вскоре после погребения, внутри помянутого храма Спасителя, стали совершаться при раке почившего знамения и чудеса. Иногда видели у раки как будто горящие свечи, иногда ночью ясно слышали у гроба какие-то речи, говор, как будто тут собралось много тысяч людей. Один человек, служивший при храме Спасителя, страдал болезнью носа. Много испробовал он средств и много истратил денег на излечение, но пользы не было. Потеряв надежду на земные средства, больной обратился с горячей молитвой ко Господу Богу и Пречистой Его Матери в храме Спаса, стоя неустанно за всяким богослужением у раки преподобного Евстафия. В одну ночь больной видит во сне, что он стоит, как обычно, подле раки Евстафия; к нему является благолепный муж в святительской одежде и спрашивает, в чем он нуждается. Больной рассказал о своей болезни. Тогда пришедший муж говорит:

    Меня Господь послал исцелить тебя, только не согрешай более, чтобы не пострадать хуже”.

    С этими словами он перекрестил больного и коснулся его раны. Больной спросил:

    Кто ты такой, владыка святой?

    Пришедший отвечал:

    Я раб Христов, инок по имени Евстафий, лежащий в сем месте”.

    Проснувшись, больной поспешил к тогдашнему архиепископу Иакову и сообщил ему и всему Собору о своем чудесном исцелении. Все прославили Господа и святого Евстафия.

    Чудеса при гробе Евстафия стали умножаться. Однажды нашли три цветка дивной красоты, выросшие на его мраморной раке, хотя она представляла совершенно сухой камень, — ни земли, ни даже никакой влаги не было на ней. Это чудесное знамение навело всех на мысль, что Бог прославляет Своего угодника и обновляет тело его нетлением. - Тогда же одному из иноков того монастыря, экклисиарху, в ночном видении является некий юноша с пламенным оружием в руках и с гневом говорит:

    Почему вы не радите, видя таковые знамения? или не разумеете, что телу усопшего не предназначено видеть истления, но оно должно быть изъято из земли?

    О всех сих чудесах возвещено было благочестивому кралю Урошу Милутину, который, по совещании с архиепископом, повелел торжественно открыть раку, в которой и обретено было тело святителя Евстафия нетленным и положено открыто в новой раке. Спустя некоторое время, ввиду опасности от неприятельских нашествий, мощи святого Евстафия, старанием архиепископа Иакова, перенесены были из Жичи в Ипек (или Пешт, Печь - второе место пребывания Сербских архиепископов); святые мощи поместили в тамошнем архиепископском кафедральном храме святых апостолов Петра и Павла.

     

    Примечания:

    [1] Будимльская область или жупа находилась там, где теперь в северо-восточной Черногории живет сербское племя Васоевичи. Ныне существует там село Будимль. В древности Будимльская епархия имела кафедру в монастыре святого Георгия, который и теперь существует в полуразвалинах к северу от городка Гусинье в селе Беране.

    [2] Область Зетская, Зета, или в древности Диоклея, ныне Черногория. Монастырь святого Михаила находился на восточном берегу Которского залива, недалеко от города Котор.

     

    Текст приводится по изданию: Житие святого Евстафия, Архиепископа Сербского // Над Востоком и Западом. С любовью о Сербии. М.: Рарогъ, 1999. С. 70-77.

     

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100