• На главную страницу
  • IV Вселенский (Халкидонский) Собор: история, догмат, правила, участники
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    1550 лет Халкидонскому Собору: чтения в Минской Духовной Академии

     

    Жировицы, 5-7 декабря 2001 г.

     

    С 5 по 7 декабря 2001 года в Минской духовной академии имени святителя Кирилла Туровского проходили академические чтения, посвященные 1550-летию Халкидонского Собора. От Сретенского высшего православного училища на конференции приняли участие проректор училища иеромонах Амвросий (Ермаков) и студент III курса Александр Стародубцев. Академические чтения проходят в день памяти митрополита Иосифа (Семашко) 6 декабря уже несколько лет.

     

    Историческая справка

    Митрополит Иосиф родился 25 декабря 1798 года в семье униатского священника на Киевщине, однако с детства посещал Богослужения в православном храме. В 1816 году он с отличием окончил Немировскую гимназию Каменецко-Подольской губернии. Затем учился в Духовной Семинарии при Виленском университете, в которой господствовало антирусское и антиправославное настроение. Это, по мудрому устроению Промысла Божия, помогло ему воспитать в себе крепость характера, обрести навык внутреннего противостояния.

    В 1822 году Семашко назначается членом униатского департамента римо-католической коллегии при российском правительстве. Вскоре он стал играть там главную роль, и, благодаря его стараниям этот департамент, до того времени подчинённый католикам, обрёл полную самостоятельность и равноправие с римо-католической коллегией, что фактически освобождало униатскую церковь из под непосредственной опеки римо-католиков. Занимаясь по долгу службы делами униатской церкви, он был поражен злоупотреблениями, которые предпринимали католики по отношению к униатам, насильно переводя их в католичество.

    В 1829 году Иосиф Семашко стал мстиславльским епископом. Путешествуя по России, будущий митрополит видел хорошие каменные церкви и невольно сравнивал их с разваливающимися униатскими храмами. Длинными петербургскими вечерами Семашко изучал православную богословскую и историческую литературу и размышлял о положении униатской церкви. В поисках ответов на мучившие его вопросы он начал склоняться к тому, что необходимо вернуть униатов к вере своих предков - Православию. "Несколько столетий русский народ этого края находился в польской неволе. В это время с помощью унии его лишили не только древней православной веры, но и покушались на русский язык и с течением времени не только отдельные люди, преимущественно грамотные, но и целые приходы в различных монастырях, забывая молитвы своих предков, начинали молиться по-польски" - писал владыка Иосиф.

    Митрополит Иосиф добился невмешательства государства во внутрицерковные дела, подчёркивая, что процесс возвращения униатов в Православие - длительный и деликатный. (Надо подчеркнуть, что Российское государство было куда веротерпимей, чем Польское). Сам Семашко разработал подробный план действий. Он состоял в постепенной делатинизации богослужения и обряда. В ноябре 1827 года Влыдыка Иосиф подал докладную записку директору департамента и указал на плачевное состояние униатской церкви, обозначив ряд конкретных мероприятий для изменения сложившегося положения. Эти предложения и послужили толчком к преобразованиям Униатской церкви, ее сближению с Православием.

    Процесс начался с униатских духовных школ, куда Семашко вместо польского и латыни переводит обучение на русский и церковнославянский языки.

    Дело в том, что до XIX века униатская церковь не имела своих учебных заведений, поэтому образование и воспитание дети прихожан-униатов получали в католических семинариях, что приводило унию к латинизации.

    Латинство, как навязанная религия, не принималась простым народом, поэтому введение православного богослужения встречалось с энтузиазмом и Иосиф Семашко приобретал всё больше сторонников среди униатов. Естественно, польско-католические круги были в бешенстве.

    По предложению Иосифа Семашко 20 октября 1828 года в Жировицах была открыта Литовская Духовная Семинария. С самого начала преподавание в ней велось на русском языке по учебникам православных семинарий.

    В это время стараниями Иосифа Семашко, а также архиепископов Иосифа Семашко, Антония Зубко, Василия Лужинского в униатских храмах было восстановлено православное богослужение, а их внутренний вид был приведен в единообразие с православными церквами. Жировицкая Литовская Семинария готовила священников, которым было близко учение Православия.

    12 февраля 1839 года в Неделю Торжества Православия, в Полоцке собрались униатские епископы Иосиф (Семашко), Антоний (Зубко), Василий (Лужинский), представители приходского духовенства и мирян. Они постановили обратиться от имени всей униатской церкви государства Российского и Святейшему Синоду Греко-Православной Российской Церкви и императору Всероссийскому с просьбой принять их в лоно Святой Православной Церкви.

    В тот же день на соборе униатского духовенства был подписан исторический документ - "Соборный Акт" о воссоединении униатов с Православной Церковью.

    В единогласно принятом постановлении указывается, что их предки "силою чуждого преобладания подчинены властью Римской церкви" и подчеркивали свое желание "жить с этой минуты вместе с доверенными нам верующими одной жизнью со святыми восточными православными патриархами и в подчинении Святейшему Российскому Синоду".

    13 марта этого же года, Святейший Синод вынес решение: "Епископов, духовенство и верующих греко-католической Церкви "обьединить с Православной Церковью Всероссийской". 25 марта, в Великий Четверг, император Николай I написал: "Благодарю Бога и принимаю". А на специально отлитой к этому событию медали были замечательные слова: "Отторгнуты насилием (1596), воссоединены любовью (1839)".

    Необходимо отметить, что насаждалась уния в простом народе с помощью физического насилия, репрессий, которые начались сразу после Брестского собора 1596 года. Воссоединение же униатов с Православием проходило мирным путем. На протяжении нескольких лет велась постепенная подготовка к воссоединению. Митрополит Иосиф (Семашко) и его помощники руководствовались не методами насилия и принуждения, а методом убеждения и перевоспитания. "Надобно знать пределы возможного, - писал митрополит Иосиф, - не надо желать переделать вдруг то, что римляне делали в течение более двухсот лет". Скончался Высокопреосвященнейший митрополит Иосиф 23 ноября 1868 года и был похоронен в Свято-Духовом монастыре города Вильно.

     

    В день приезда для гостей конференции была организована экскурсия по белорусским городам Барановичу, Слониму и деревне Сынковичи. В деревне Сынковичи находится церковь оборонного типа XIII века, в хорошем состоянии сохранилась ее уникальная архитектура.

    Конференция открылась панихидой по митрополиту Иосифу. Затем ректор Минской духовной академии архимандрит Леонид прочел вступительный доклад на тему "Юбилей Халкидонского Собора". Основной темой доклада была важность тех трудов, которые оставили в Церкви святые отцы IV Вселенского Собора. Ведь фактически именно на Халкидонском Соборе были закончены христологические споры, связанные с соединением двух природ во Христе, когда отцы Cобора выразили формулу соединения двух природ в Иисусе Христе. Святые отцы исповедывали "Христа, Сына, Господа Единородного в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого…"

    "О влиянии догматических определений IV Вселенского Собора на гимнографию Православной Церкви на примере Октоиха" сделал сообщение проректор Сретенского высшего православного училища иеромонах Амвросий (Ермаков). Следующим докладчиком был представитель Сербской Православной Церкви, из Цетиньского монастыря - иеромонах Иоанн. Он выступил с докладом "Никон Иерусалимский и его отношение к Халкидонскому Собору".

    Часто в докладах вспоминали слова святых отцов IV Вселенского Собора - "Мы веруем и исповедуем Христа так, как верил и исповедовал Его Кирилл Александрийский". В связи с этим два доклада были связаны с творениями и учением Кирилла Александрийского. Первый сделал аспирант Свято-Тихоновского православного богословского института г. Москвы, преподаватель кафедры догматического богословия - Сергей Чурсанов. Его доклад назывался "Учение святого Кирилла Александрийского о различии двух природ во Христе "во едином созерцании"".

    И второй доклад - "Христология Кирилла Александрийского" - о наследстве этого великого святого сделал студент I курса Минской духовной академии Сергей Маслов.

    Протоиерей Владислав Цыпин, профессор МДА, доктор богословия, сделал доклад на тему "Канонические определения Халкидонского Собора" - в нем он рассматривал девятое, семнадцатое и двадцать восьмое правила, принятые на IV Вселенском Соборе, в свете сегодняшних отношений с Римско-католической Церковью и ее притязаний на главенство в христианском мире.

    Сложно переоценить влияние "Томоса" святителя Льва Великого на решения IV Вселенского Собора. Об этом творении и "Значении догматических посланий папы Льва Великого" был доклад студента I курса МинДА Генералова Николая.

    Конференция была завершена концертом хора Минских духовных Семинарии и Академии и посещением книжной выставки Академии, на которой были представлены книги и рукописи, начиная с XVII века, принадлежащие к различным христианским вероисповеданиям.

    На следующий день для гостей и нескольких участников конференции была организована экскурсия в самый западный город Белоруссии - Гродно, а также в Волковыйск. В Гродно они были встречены епископом Гродненским и Волковысским Артемием, который рассказал о сегодняшней жизни епархии. Затем гостей провезли по местным святыням, среди которых нельзя не отметить два древнейших памятника - Коложскую церковь XII века, что на берегу Немана и старый замок Витовта XIV-XV столетий.

    Главным итогом конференции стал призыв к продолжению сотрудничества Минских духовных школ с богословскими школами России и Сербии.

     

    Источник: Православие.Ru

     

     

    Рекомендуем также:

    Святитель Кирилл, епископ Туровский
    Воспоминание чуда великомученицы Евфимии всехвальной, имже Православие утвердися (11/24 июля)
    Архиепископ Иларион (Алфеев). Христос веры: соединение двух природ
    Протоиерей Василий Зеньковский. Развитие христологического догмата
    Н. Д. Тальберг. Четвертый Вселенский Собор
    В. Н. Лосский. Христологический догмат

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100