• На главную страницу
  • Проповеди, беседы, поучения
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Евсевий, архиепископ Могилевский

    Свидетельства о Боге

     

    Апостол Павел учит: Надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть (Евр. 11, 6). Кто хочет достойно служить Богу и благоугождать Ему, тот прежде всего должен веровать, что есть Истинный всесовершенный Бог, Творец неба и земли, верховный Владыка всех тварей. Язычники, покланяющиеся идолам или другое что почитающие за Бога, для того, чтобы получить спасение, должны прежде всего познать Истинного Бога, Его совершенства и дела.

    Вам, братия, не нужно доказывать, что есть Бог: вы с детства познали через веру единого Истинного Бога, в трех Лицах прославляемого, Творца неба и земли и Спасителя рода человеческого. Но всем нам должно, как можно чаще, с благоговением размышлять о Боге, о Его совершенствах и делах, свидетельствующих или напоминающих о Нем, чтобы, предаваясь таким размышлениям, мы всегда благоговели перед Ним и старались соблюдать заповеди Его. Поэтому кратко скажу вам, как Бог всегда нам являет Себя в делах Своих.

    Смотрите со вниманием на все, что видите около себя, что слышите, что осязаете, на все разнообразные вещи, которые перед вами, вблизи или вдали от вас; смотрите на землю и на то, что видите на ней, на животных, на поля, на растения, на горы, на долины, на реки, на перемены времени, вечер, утро, ночь, день, на осень, зиму, весну, лето, и размышляйте сами с собою: откуда все сие? Смотрите вверх на небо, на солнце, луну, неисчислимое множество звезд, рассеянных по необъятному пространству небесному и опять спрашивайте: откуда все это? Помысли каждый о самом себе и подумай внимательно: откуда и сам я — человек? Как я произошел? Или, как явился на земле род человеческий? Вас не нужно мало-помалу возводить к последней причине всех тварей: вы знаете, что никакая вещь сама собою не может из небытия прийти в бытие. Знаете, что всякая вещь имеет свою причину: дом не явится без домостроителя; судно не покажется на реке, или корабль на море, если кем-либо не будут построены. Так не было бы и этой земли, которая под нами, и этого неба, которое над нами, не было бы ничего того, что видим на земле и на небе, если бы не было Творца-Бога. Что ни видим мы внизу или вверху, все возвещает нам о Боге-Творце. И малая пылинка проповедует о своем Творце-Боге: ибо никакая сотворенная сила не могла дать ей бытие.

    Смотрите на порядок, на благоустройство и красоту земли и неба. Видите, сколько движений, сколько действия, сколько видов жизни! Земля движется, солнце и луна движутся, звезды движутся: и в течение тысячелетий не нарушается порядок их; движущие силы неизменно следуют своим законам. Идут потоки и реки по своим законам; идут ветры и облака, следуя своим законам; идет время, день за утром, ночь за вечером, лето за весною, зима за осенью, год за годом; и сколько протекло веков и тысячелетий от начала мира, следуя такому дивному установленному порядку! Смотрите на множество и разнородность живых существ, населяющих землю, на виды животных, обитающих в домах, на полях, в лесах, летающих по воздуху, живущих под землею, плавающих в воде. Рассмотрите образ их рождения, воспитания, самосохранения, преемства. Везде видно разнообразие сил, законов, соразмерность средств и целей, постоянство предначертанного порядка. Смотрите с размышлением на растения, на их множество, разнообразие, удивительную красоту лесов, полей, покрытых разновидными цветущими злаками, на разнообразное устройство каждого дерева, каждого злака, каждого цветка, каждого семенного зерна. Величие созданий, бесчисленное множество и разнообразие их, могущество сил, постоянство законов, довольство средств к достижению целей, согласие разнообразного множества тварей между собою и к составлению целого мира, неизобразимая стройность и красота, как в великих и малых частях, так и в целом — все это неумолчно проповедует нам о всемогущем, премудром и всеблагом Боге. Везде слышится глас творения, возвещающий о великом Творце и Правителе всего мира. Небеса поведают славу Божию, говорит Псалмопевец,— и о творении рук Его возвещает твердь (Пс. 18, 2). Праведный Иов говорит: спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе; или побеседуй с землей, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские. Кто во всем этом не узнает, что рука Господня сотворила сие? В Его руке душа всего живущего (Иов. 12, 7-10). И животные четвероногие, и птицы небесные, и рыбы морские — все своим множеством, премудрым устройством и бытием, как и вся земля со всем ее разнообразием и красотою своих произведений всегда поучают нас о своем всесильном, премудром и всеблагом Создателе — Боге, ибо Его всемогущая сила все это создала, Его премудрость так все прекрасно устроила, Его отеческая благость каждому живому существу дарует жизнь и все необходимое для сохранения и продолжения жизни.

    И сам человек своею дивною природою громко возвещает о Боге. Смотри каждый на себя и на других, и внимай голосу собственной природы. Человек и по телу создан отличным от неразумных животных: лицо его, открытое к небу, показывает, что он должен помышлять о небе и туда стремиться душою, как в свое отечество. Неразумные животные, удовлетворяя потребностям земной жизни, бывают довольны и не ищут ничего высшего; а человек не может быть удовлетворен никакими внешними и временными благами. Ум его стремится к познанию Бога, как первого начала и последнего источника своего счастья и блаженства; воля его ищет исполнения святейшей воли Божией, как верховного закона всех тварей. Человек, как разумное творение, своею природою свидетельствует, что и Творец его,— Дух совершеннейший, всеведущий, премудрый, святый, благий и блаженный, ибо начатки этих совершенств есть и в душе человека; и внимая высшим стремлениям своей души, человек ищет усовершенствования сих начатков. Какие совершенства имеет творение в ограниченной степени, те совершенства должны быть в Творце, как первом подателе сотворенных совершенств в беспредельной степени и полноте.

    Кроме того, что всегда мы видим свидетельства о Боге в делах Божиих и в собственной нашей природе, Бог, по беспредельной благости Своей, от начала мира благоволил являть Себя людям через откровения. Адаму и Еве открывал Он Свою волю и дал им заповедь; обличил их за нарушение сей заповеди, но в то же время и утешил их, дав обетование о Спасителе мира; обличил нечестивого Каина, когда он убил брата своего Авеля; явил особенное благоволение к благочестивому патриарху Еноху, взяв его с телом на небо; открывал Свою волю Ною, и через него вразумлял современников его, которых истребил потопом за нечестие их, а Ноя с семейством спас в ковчеге. После потопа, многократно Бог являлся избранным патриархам: Аврааму, Исааку, Иакову; руководил их в трудных обстоятельствах жизни, повторял им обетования о Своем покровительстве потомству их и о даровании, в потомстве их, обещанного Спасителя мира. Многократно повторял Бог Свои откровения через пророков: Моисея, Давида, Исаию, Иеремию, Иезекииля, Даниила и многих других; и наконец, Бог глаголал в Своем Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил (Евр. 1, 1. 2), как учит апостол Павел.

    Так от начала мира Сам Бог благоволил открывать Свою волю человекам через избранных мужей для того, чтобы ведение о Нем не оскудевало между человеками. Патриархи передавали откровения и наставления Божии своим потомкам; пророки как возвещали волю Божию избранному народу еврейскому, так нередко посылаемы были и к другим народам. Избранный народ, по устроению Божеского Промысла, обитал в середине многолюдных народов; часто наказываемый за грехи свои, подвергался рабству иноплеменных врагов, и сыны Израиля отводимы были пленниками в отдаленные страны: таким образом истинное ведение о едином Истинном Боге распространялось между разными народами.

    Но когда люди, предаваясь порокам, беспечности и нераскаянности, мало-помалу теряли ведение о едином Истинном Боге, тогда, погруженные во мраке неведения, не могли уже сами собою снова достигнуть познания об Истинном Боге; в то же время чувствуя сильную потребность своей духовной природы служить Богу, они решились лучше почитать разные твари за Бога, нежели оставлять без всякого удовлетворения высшую потребность своей души. Отселе произошли все виды языческих суеверий: поклонение солнцу, луне, звездам, древним знаменитым мужам, которым давали названия богов, разным животным, силам природы. Блуждающих в таком мраке неведения и доныне еще много в разных странах мира. Этому причиною грехи человеческие, как пишет апостол: Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся (Рим. 1, 21-23).

    Только крайняя греховная слепота может скрыть от человека Бога, Творца всех тварей и самого человека. Но эта слепота так неестественна человеку, так противна природе нашего духа, что слово Божие называет того безумным, кто осмеливается говорить, что нет Бога: Безумный сказал в сердце своем: “Нет Бога” (Пс. 13, 1). Кто отвергает бытие Божие, тот произвольно лишает себя здравого рассуждения и блуждает в темноте невежества или суемудрия. Для него все делается неясным и непонятным; не может он здраво решать необходимые вопросы человеческого разума: откуда этот мир? Откуда такой дивный порядок и такая красота? Как это все произошло и как держится в таком постоянном благоустройстве? И откуда сам человек? Что значат его душевные желания или потребности, ничем земным неудовлетворяемые, его стремление к познанию истины, чувство, ненасытимое никакими внешними благами, невольное уважение к закону долга, довольство исполнением его и раскаяние при нарушении долга, или чувство недовольства собою? Но как, напротив, все это удобопонятно и ясно для нас, верующих в Истинного Бога! Бог есть Творец этого мира и всего, что видим в нем; Он правит миром; Он Своим непрерывным, всесильным, премудрым и преблагим попечением все содержит в таком порядке и красоте. Он, при самом создании человека, вложил в существо его разумную душу, всегда жаждущую познавать своего Творца и Бога, любить Его всеми силами, как величайшего благодетеля, и исполнять святой закон Его. Как детям естественно любить своих родителей, своих первых на земле благодетелей, от которых они получили и жизнь, и воспитание, так естественно человеку любить Бога, своего Творца, верховного Попечителя, от Которого получаем все: ибо мы Им живем и движемся и существуем (Деян. 17, 28).

    Помните, братия, и размышляйте, сколько благий Бог даровал нам свидетельств о Самом Себе! И земля, и небо, и все разнообразие созданий, видимых нами, все проповедует нам о своем и нашем Создателе. Неисчислимое множество сил, действующих в природе, множество законов, их постоянство, также порядок, целесообразность, согласие и красота, всегда предстающая нашим взорам в этом видимом мире,— все это непрестанно напоминает нам о Боге, Творце и Промыслителе всего мира. И собственная наша природа: голос разума, голос совести, голос чувства, ничем земным неудовлетворяемьий, и особенное Божие попечение о человеке, являемое в сверхъестественных откровениях, также всегда возвещают нам о Боге, Творце и Правителе всего мира.

    Родители! Чаще говорите своим детям о делах Божиих. С ранних лет учите их размышлять о Боге, Отце Небесном. Сказывайте им, что и земля, и небо, и мы сами созданы Богом; что Бог дает день и ночь, лето и зиму, что Бог велит восходить солнцу в свое время и идти дождям; Бог посылает снег и град, ветры и бури; Бог дает пищу и питие, и все благопотребное для нас, и хранит нашу жизнь во всякое время. Сказывайте им, что Бог, являя славу Свою, и делами Своими, которые видим мы, и словом Своим, которое возвещает нам Святая Церковь, всегда призывает нас к Себе, чтобы мы, для собственного нашего счастья и блаженства, познавали Его, любили Его более всего и прославляли Его всеми своими делами. Ему, Богу нашему, Творцу и Промыслителю неба и земли и всего мира, слава и благодарение и поклонение ныне и во веки веков. Аминь.

     

    Текст приводится по изданию: Евсевий, архиепископ Могилевский. Свидетельства о Боге // Святой царевич Иоасаф Индийский. М.: Издательство имени святителя Игнатия Ставропольского, Приход храма Святаго Духа сошествия, 2003. С. 54-61

     

     

    Рекомендуем также:

    Протодиакон Андрей Кураев

    Бог и боги

    Виновно ли христианство в экологическом кризисе?

    Закон Божий и “Хроники Нарнии”

    Искажен ли текст Нового Завета?

    Исповедь сверстнику

    Конфликт или союз случаен в отношениях веры и науки?

    Культура как жемчужина

    Что значит быть христианином? Апостолы как свидетели

    Иерей Борис Левшенко. Катихизис

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100