|
Библиотека “Халкидон” ___________________ Епископ Герасим О значении пострига в иноческое звание Из письма епископа Герасима к инокине
Как безгласная агница пред стригущим ее, ты, охотно пожертвовавши при постриге власами главы твоей, торжественно отреклась чрез это от всех плотских похотей, воюющих на дух наш, и, предавшись всецело Господу, дала обет “благочинно и непрестанно служить Ему единому без развлечения” (1 Кор. 7, 35), чтобы в сем разумном служении принести в “жертву живую, святую и благоугодную Богу” (Рим. 12, 1) все, что дает мир: супружество, имущество и самое значение в свете, или временную славу, не занимаясь уже более “внешним плетением волос, золотыми уборами и нарядностию в одежде”, а, преимущественно, “сокровенным сердца человеком в нетленной красоте кроткого и спокойного духа” (1 Пет. 3; 3, 4), “чтобы быть святою и телом и духом” (1 Кор. 7, 34).Принимая власяницу от руки постригателя, ты безмолвно отреклась от довольства и дала обет вольной нищеты и терпения безропотного при встрече с неприятностями и скорбями жизни. Возложенный на тебя параман есть символ обручения твоего со св. ангельским образом и воспоминания о благодатном иге Христовом, а крест, соединенный с ним, дан тебе для всегдашнего воспоминания о заушениях и страданиях Христовых, обязывающих нас к кротости.Ряса и подрясник , в кои облечена ты, как в покровы духовной радости, должны постоянно напоминать тебе о забываемой, быть может, прежде тобою обязанности избегать, сколько возможно, уныния и радоваться об уневестившем тебя Господе.Пояс усменный , коим препоясана ты, с одной стороны, есть свидетельство безропотного послушания, которое как воздух для легких нужно инокам, чтобы раскрывалась в них жизнь по духу; с другой – есть побуждение к умерщвлению плотской похоти.Мантия изображает постоянный траур и сердечную “печаль ради Бога, производящую неизменное покаяние ко спасению” (2 Кор. 7, 10). Всякий раз, как надеваешь ее, помни, что ты облекаешься в броню правды, самоотвержения и кротости, готовой всем и каждому платить добром за зло.Камилавка есть видимый залог и свидетельство непостыдного упования твоего, или надежды на спасение.Приняв клобук, ты обязалась к незлобию и к отвращению умных очей твоих от суеты, равно и к осмотрительности, с какою ты должна отныне действовать при каждом деле, слове и помышлении, желании и чувствовании. Сандалии , как и пояс, должны служить тебе напоминанием о беспрекословной готовности к послушанию, с которым ты постоянно должна проходить твое поприще.Что же касается до четок , то знай, что это есть и меч духовный, коим ты должна отражать от сердца все помыслы суетные и похоти лукавые, и напоминание о молитве, которой, как бы по лестнице, должны мы неуклонно и смиренно, подобно блудному сыну, стремиться к Отцу Небесному.Такие обеты, как самый зрелый плод религиозного одушевления и любви к Богу во Христе, утвердив за тобою это возвышенное направление жизни, исключают уже всякое дальнейшее колебание или отступление на избранном тобою пути, вводящем в живот, и обязывают с каждым днем все более и более стремиться к возможному нравственному совершенству. С сей поры ты уже не слуга мира и его тройственной похоти, и в доказательство того, что не желаешь иметь ничего общего с ним, как раб, оставивший своего жестокого господина, ты переменила самое имя свое и одежду, чтобы, между прочим, тем удобнее укрыться от его поисков и не быть узнанной им.
Текст приводится по изданию: О значении пострига в иноческое звание. Из письма епископа Герасима к инокине // Наставления старца Феофана Новоезерского. М.: Издательство Московской Патриархии, "Благо", 1997
Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон" |