• На главную страницу
  • Проповеди, беседы, поучения
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Наставления и советы старца Феофана Новоезерского

     

    Знаменитый старец-подвижник архимандрит Феофан был настоятелем Кирилло-Новоезерской пустыни Новгородской губернии и благочинным нескольких монастырей, в том числе и женского Горицкого. Почил о Господе блаженною кончиною декабря 3 дня 1832 года. Предлагаемые наставления заимствованы из Краткого сказания о его жизни” (М., 1853) и из книги Игумения Феофания (Готовцева)” (СПб., 1868).

     

     

    Бог всегда с нами – смиренным благодать дает. Теперь еще все мы в волнении, а это потому, что ума-то к Богу не возводим. Петр апостол сначала поусердствовал идти по водам, а как только усомнился, то и начал утопать: так-то и мы, когда утопаем в смущении помыслов, должны взывать ко Господу: Господи, спаси! погибаем! Пришли в монастырь за тем, чтобы угодить Богу, а враг свои делает приражения; смущаться не надобно, а просить Господа Бога, так все это и пройдет.

    Вот слепота-то наша душевная! Немножко жить-то в здешней жизни, а и тут не знаем как, - тяжело, несносно! Думать бы надобно, как-то жили угодившие Богу, и стараться подражать их примеру: что они делали, что говорили; да и грешники-то – что делали, какие слова говорили, за что осуждены, чтобы и нам остеречься и не подпасть их осуждению. Если Господь Бог наш будет судить нас не по грехам нашим, а по тем спасительным действиям, кои мы сделали, то и тут “не оправдится всяк живый”, а лучше возложим упование на Его великое милосердие; отчаиваться не надобно: кто может быть достоин?

    Можно разбирать мысли, отвергать недостойные, а принимать одни добрые, так и дела-то согласны будут; а ежели принимать всякую мысль, то их такая туча найдет, как саранча. Одни только мысли иметь надобно: что я и что Бог. А кто я? Комар, прах, земля. Пришли в монастырь для спасения души своей; не учить, а учиться. Более молчать надобно, а не своего мудрования слушать.

    Спокойствие душевное, просвещение ума, - всегда с Богом быть. Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя, Заступник мой! Надобно все силы употреблять, чтобы не погрешить пред Ним, чтоб была ваша жизнь мирная, любви исполненная. “О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою”. Вот что Бог требует. В Апостоле слышим: “Не приобщайтеся к делам неплодным” (Еф. 5, 11). Избави Боже! Не надобно скрывать, что худо делается; чрез это распространяется зло на многие души; заразятся какою-либо страстию, будут думать, как бы это исполнить, а тут хитрости употреблять, чтобы скрыть; глядишь и еще кто другой тем же заразится, а тут ссоры, противоречия, как язвы. Ежели и есть какие тайные недостатки, - должно всячески исповедоваться; Господь Бог радуется о кающемся и как заблудшую овцу приемлет его в объятия. Перекрестись и скажи: “Изми мя от уст пагубнаго змия, зияющаго пожрети мя и свести во ад живу”. Всякий грех это змий испускает яд свой, умерщвляет нашу душу. Бог избрал нас, а других, может быть, и привлек. “Никтоже может приити ко Мне, - говорит Господь наш, - аще не Отец Небесный привлечет его” (Ин. 6, 44). Должны всегда в Нем быть, а мирского в себе не оставлять.

    Жалко, что мы о смерти-то мало думаем. Когда сделается скучно, так о смерти размышляйте, о пришествии Христовом. Помыслите, как на воздухе будете удержаны, что будете отвечать на мытарствах. Как можно, принуждайте себя к чтению. Когда все сие исполните, то, кажется, и скучать некогда. Господь Бог знает, что вам надобно, взывайте к Нему: Да будет воля Твоя!” Не одни вы у Него; Он ко всем вопиет: “Призови Мя в день скорби твоея, и изму тя” (Пс. 49, 15); призови не с сомнением, а с верою. Нам должно более любить Его, чем бояться; демоны боятся; если в нас нет любви, то мы им уподобляемся. Мы говорим: любим, а ничего не хотим за Него принять. А что Он за нас терпел? Досаждали Ему, укоряли Его, били, плевали на Него, распяли на Кресте, - Он все претерпел нашего ради спасения. Так много возлюбил нас, бренных и недостойных; а нам ли не стерпеть что-нибудь, да еще за наши грехи? От высокоумия нашего мы не чувствуем милостей Божиих, мы не прилепились совершенно ко Господу Богу; оттого нам все тяжело, все скучно; оттого все в неудовольствии, в прискорбии пребываем; говорите с Давидом: “Беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне; возсмердеша и согниша раны моя, от лица безумия моего” (Пс. 37; 5, 6). “Мне же прилеплятися Богови благо есть, полагати во Господе упование спасения моего (Пс. 72, 28). “Блажени, яже избрал и приял еси, Господи!” От скольких миллионов избраны вы? Вы часть Божия! Это преддверие Царства Небесного, это звание Божие. Благодарите Его, ведь немножко пожить-то. И сколько жить там? Семьдесят ли, сто ли лет? Миллион ли, сто миллионов? Нет! Во веки веков! И чем более будем там жить, тем более будем познавать величие Божие, и умножаться будет любовь наша. Известно, что монастырская жизнь есть преддверие Царства Божия; теперь имена ваши написаны на небесах.

    Ожесточенные, непокорные, непреклонные, которые не хотят испросить прощения у других в тайных и явных оскорблениях или прощают не от сердца и без раскаяния приобщаются, - на таковых Господь гневается, и приобщение таковых бывает в осуждение. Приобщаться же исповедающимся от всего сердца (от чистого) чем чаще, тем лучше. Великое от Господа благодеяние приобщение Св. Тайн. Им освящается душа и тело, и чрез него Бог в нас присутствует. Многие думают, что, постясь недели, уже и достойны. Нет! Достойны быть не можете, а только уповать надобно на Его милость.

    Спасение, как с одной стороны трудно, неприступно, тяжело, так с другой стороны просто и легко. Господь Бог наставит! “Научитеся от Мене, - говорит Он, - яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим”. Нет ближайшего пути ко спасению, как смирение, и величайшее тому воздаяние, кто, будучи жесток нравом, приведет себя во смирение. Достигнуть же смирения можно общею сестер молитвою: “Спаси, Господи, и помилуй матушку нашу игумению и ея святыми молитвами подаждь нам смирение, терпение, незлобие, любовь нелицемерную, послушание”, а игумения со своей стороны молится: Спаси, Господи, и помилуй сестер моих, и святыми их молитвами то же подаждь ми”.

    Смерти просить и желать не надобно, а молиться: да будет воля Твоя святая. Да и долго ли, много ли жить-то? А там уже не будет конца! Если бы от земли до неба гору насыпать песка и на каждый год по песчинке откладывать, все бы конец был, а там уже не будет конца. В болезни говорите: “Господи, помилуй!” – и этого довольно.

    Надобно благодарить Господа Бога, что привел вас в такое пристанище, в земное небо. Святой Давид говорит: “Изволих приметатися в дому Бога моего, паче, неже жити ми в селениих грешничих (Пс. 83, 11). В мире мы бы себя не знали, а теперь вся внутренняя наша раскрыта: видим, если непокорны, злопамятны, и должны себя укорять и стараться исправляться; исправление внутреннее очень трудно, но должно о нем стараться.

    В обители работающие Господу выше тех, кои в мире угодили Ему.

    Видим вещи деревянные, железные, медные, серебряные, золотые; золото всех металлов крепче; но все подвержено уничтожению! Душа же наша нетленна! Хорошо бы, если бы мы ее очистили, в здешней жизни, чтобы она, подобно злату, сияла в будущей, или как сребро, но не как древо, легко разрушаемое огнем; серебро огнем умаляется, золото же огнем не умаляется, сколько его ни жги: хорошо бы быть золотыми. Если будем переносить терпеливо, без ропота, без смущения, а с благодарением всякое искушение, то душевная наша одежда просветится; и в здешней-то жизни сколько будем счастливы.

    Когда же кто оскорбит, утешать себя надобно мыслию, что Бог милостив, - и скорбь пройдет, а которая сестра оскорбила, за ту молиться: Господь и исправит всех. Мы вредное для души своей от врага принимаем; попробуем же для души своей принять от Спасителя полезное лекарство, и хотя горькое: “Претерпевый до конца, той спасен будет (Мф. 10, 22). Мстить, роптать, негодовать, жаловаться, быть в неудовольствии, уязвить кого словом для нас кажется приятным, а враг этому радуется. Что может быть лучше примера Христа Спасителя? Чудеса Его отвергали, Его Самого ругали, били, наконец, ко Кресту пригвоздили, а Он при последнем издыхании сказал: “Отче, отпусти им; не ведят бо, что творят” (Лк. 23, 34).

    Господь Бог за смирение дает благодать. Один старец говорил с утра до вечера непрестанно, а другой молчал; один прозорливец сказал о них: который говорил, тот молчание соблюл, а который молчал празднословил; молчал, да тщеславился сим. С каким ведь намерением кто что делает это важно. Господь Бог наши намерения судит. Наука эта совсем другая, не философия: в мирскую науку вкладывается тщеславие, а здесь смирение в основе.

    Себя возвышать, а всеми пренебрегать - это дело бесовское, а лучше бы Христово смирение стяжать. “Аще бо быхом себе разсуждали, не быхом осуждени были” (1 Кор. 11, 31). Покуда не достигнешь смирения, в спокойствии быть не можешь никак: все из страсти в страсть, как из пропасти в пропасть, враг будет поревать тебя; а когда будет смирение, так тут все добродетели: это как цепь священная. Где же гордость тут тщеславие, вражда, тут смущение, ссоры, и зло всякого рода.

    С тем жить надобно, чтобы угодить Господу Богу, думать о себе, что мы земля и в землю возвратимся; недолго жить здесь в гостях. Господа благодарите, что создал нас человеками. Бог продолжает нашу жизнь, чтобы душа наша от всех страстей очистилась: в Царство Небесное не внидет никакая скверна. “Сердце мое страхом Твоим да покрывается смиренномудрствующее, да не вознесшеся отпадет от Тебе, Всещедрый! Чтобы ни случилось, да будет воля Твоя святая!

    Надобно скорби претерпевать с благодарением; мы думаем, что скорби так просто приходят. Нет, Господь Бог посылает, чтобы мы познали, что не достигли еще смирения, терпения. Он обещался не забывать нас: “Приидите ко Мне, вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Мф. 11, 28).

    Смерть грешников люта; праведницы просветятся якоже солнце, грешники снидут во ад. Для чего к греху-то пристально пристаем и услаждаемся им? Надобно стараться, чтобы и мысли были непорочны, и зрение, и хождение, - все было непорочно. Бога ради все хорошо, все легко.

    Вся важность состоит в смирении. Сколько поклонов ни клади, а будешь мечтать о себе, что я жестокую жизнь веду, - так и в этих трудах никакой пользы нет.

    Без смирения, хотя бы и власяницу носили, хотя вериги, хотя бы какой чрезмерный пост имели, - все не приносит никакой пользы: “Научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем. А кто учитель-то? Сам Христос Спаситель! Тщеславные и гордые в спокойствии быть никак не могут нигде; да и в Царствии-то Небесном быть никак не могут, если здесь не очистятся: “Низложи сильныя со престол, и вознесе смиренныя”. Христос Сын Божий не сказал: “Научитесь от Мене власяницу носить и в пропастях, вертепах жить; а: …яко кроток есмь и смирен сердцем”. Когда бы вы совершенно прилепились к Господу Богу, так еще и в здешней-то жизни блаженны были.

    Всем надобно трудиться, без этого нельзя: “В поте лица твоего снеси хлеб твой” (Быт. 3, 10). Какие здесь огорчения? Враг представит слово какое-нибудь, умножит мнение и введет в уныние; в своем оке бревна не ощущаем, а в чужом сучец видим. В здешней-то жизни и потерпеть и потрудиться; какое бы послушание ни было, да если с памятию Божиею, - благоприятная жертва Господу Богу, если ничего не значущее, самое маленькое послушание, да с усердием, с хорошими мыслями, то великая и приятная Богу жертва.

    Немного в здешней жизни потерпеть-то, а что есть лучшая и не имеющая конца жизнь будущая, в сем несомненно вы твердо уверены. – Живущие хорошо и здесь прославляются, а которые худо жили, кончина страшная, без всякого извещения отходят, а куда? Неизвестно; потому что Бога не имели в разуме (Рим. 1, 28) и лишились Его навсегда.

    Когда нет в нас послушания, стало, вы не дщери Царствия Небесного; ежели не слушаешь начальницу, стало, не слушаешь Христа, Сына Божия, врагу всю душу отдала; где слова все противные, нет любви, желание всякого раздражить, пересудить, переговорить и вмешиваться в непринадлежащее, - это все дела бесовские. Христос Сын Божий на смиренныя призирает: “Егда сотворите вся повеленная вам, и тут глаголите, яко раби непотребни есмы” (Лк. 17, 10). “Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии” (Пс. 126, 1). Все ко Господу Богу надобно относить; что мы имеем – все имеем от Него, а чего лишается, лишается от себя, иногда за тщеславие.

    Делайте дела Божия, дондеже день есть; а когда дадут какое послушание, призывайте Бога в помощь, говоря: “Господи, помози мне святое послушание исполнить; я раба греха, должна свободиться от рабства греховного святым послушанием”. Если придет мысль, что послушание не пользует, отвергните ее, и говорите: нет! святое послушание паче поста и молитвы; исполняя послушание, приносишь жертву Богу. Вот каково святое послушание! А кто от послушания снидет, то есть преслушает, тот спал как с небес; в послушании, с неразвращенными хорошими мыслями имеем в себе Бога, Дух Святой осеняет нашу душу; а кто в преслушании, тот уже подручен врагу, враг уже тут свое волю и творит. Вы все теперь считаетесь в земном небе, и самые низкие послушания, да с памятию Божией, выше высоких, совершаемых с рассеянными мыслями. А ежели предадите себя лености, прекословию, будете указывать на других, зачем те не делают, будете роптать, спорить, празднословить – все свои труды погубите. А если преслушаете начальницу, вы этого не разумеете, в какую пропасть ввергнете себя, и как велик грех сей. Сам Христос сказал: “Слушаяй вас (т. е. начальников), Мене слушает” (Лк. 10, 16). Которые хотя пострижения не получили, но и тех имена написаны на небесах; следовательно, и им надобно провождать жизнь ангельскую. Враг всячески старается, как бы кого-нибудь привесть в развращение, как бы опять возвратить в мир, какую бы вложить мирскую мысль, и если кто, не рассудя, этой мысли последует, то поведет за ворота монастырские, исполнит слух дурными словами, ум помрачит. Где нет послушания, - Бога нет, и Ангела-Хранителя тут уже нет, а где послушание – тут Бог, тут Ангел.

    Пища, ежели вам не покажется, благословите ее знамением Животворящего Креста Господня и скажите сами в себе: “Что ты, враг, мне препятствуешь? У других и такой пищи нет! Сам Царь Небесный благословил меня вкушать ее”. Кто Бога ради живет, кто пришел для Христа Иисуса, тому вкусной пищи не надобно. Как кто захочет есть, так и худую и суровую пищу будет есть без всякого рассуждения. Иоанн игумен говорит Симеону: “Почто так много постишься, чадо? Брашно не осквернит человека”. Он отвечает: “Правда, пища человека не сквернит, но скверные помыслы рождает и пригвождает ум к земным вожделениям, утолстевает плоть и претворяет духовного человека в плотяного”. Так вот видите, он был избран и освящен от утробы матерней, но и он требовал поста. Пища сладкая неискусным много вредит; если бы в нас истинное смирение было, то и не подумали бы, что надобно подкрепиться такою-то пищею! Это от врага! А Господь благословит что, то и вкушайте. Что ни дадут, все принимайте с благодарением; представляйте, что вы всего недостойны за грехи ваши тайные, коих никто не знает. Где же, иначе, будет терпение, для которого вы пришли сюда?

    Апостол говорит: “Непрстанно молитеся” (1 Сол. 5, 17), - не то, чтобы только стоять и непрестанно поклоны класть, а нерпрестанно внутрь нас иметь Бога: “Господи, помилуй. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную”, умом или устами читать; а то и стоим, да в рассеянии мыслей что-нибудь земное созерцаем, - этот труд без пользы, как древо без плода; просить надо Господа Бога, чтобы Он благодатию Своею подкрепил нас и ничего нельзя лучшего желать, как дал бы нам смирение.

    На молитве надобно воображать, что я только земля и пепел. Пред Богом надобно стоять со страхом и трепетом, чтобы как глава, так и мысль была преклонена. Все понемножку Бог исправит, когда будем просить Его; вот ведь мы видим, такие же люди были, которые Господу угодили; довольно того, что оставили все мирские пристрастия.

    Иисусова молитва, после Господней молитвы, кажется, всех молитв выше; ею-то прямо и просто говоришь ко Господу; но когда устами читаешь молитву, а ум наш бродит, то, очевидно, не предстоим Богу. Ум или дух в нас так скоро перелетает, что в одно мгновение может представить, что мы видели или слышали; но зачем же нам заниматься пустым? Будем творить молитвы и говорить: “Господи, просвети ослепшия очи мои душевные”, а всего лучше: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную”.

    Просите Господа Бога так, как и святые апостолы просили: “Господи, научи ны молитися” (Лк. 11, 1-2). Мы и сами не знаем, о чем молиться-то; Бог Духом Своим Святым наставит нас. Враг сеет свои плевелы, влагает всякие мысли. Господи! Даждь ми мысль благу! – Господь Бог и поможет. Просите Господа Бога, чтобы в разум истины придти. “Глаголющия быти мудри объюродеша” (Рим. 1, 22). Иногда многое знание бывает в большой вред, а надобно предаваться в волю Божию. Жить вам надобно в Боге, всегда в тишине, всегда в спокойствии вне мира, вне мирской жизни. “Радуйтеся, праведнии, о Господе”; радоваться надобно о том, что нам обещано, чего ум человеческий постигнуть не может. К Царю Небесному доступ от нас зависит – во всяком смущении прибегать можно. Говорят, кто на море не бывал, тот усердно Богу не маливался; а волнения житейские не то же? Где более волнения, более где смущения – тут-то и прибегать к Богу. Я читал разговор одного ученого с пастухом; ученый спрашивал его: “Учен ли ты?” Пастух отвечал: “Никогда не бывал”. – “Как же ты о Боге знаешь?” - “Я никогда с Ним не разлучаюсь, я всегда с Ним; знаю, что Он мой Создатель; к земным вещам я никогда ни к каким не прилепляюсь, знаю, житие наше на небесех”. = Тогда ученый говорит: “Я ни от одного богослова так не пользовался”. Будем и мы, подобно пастуху сему, прилеплятися к небесному, будем думать, что житие наше на небесех и будем стараться снискать оное.

    Не надобно скрывать греховных мыслей; а как мысль какая дурная придет, мы ее не примем, молитвою отразим, уж вот и победители страстей. За победу над одною мыслею уж победители страстей, а ежели непрестанно будем побеждать? “Побеждающему дам сести со Мною на престоле Моем, якоже и Аз победих и седох со Отцем Моим на Престоле Его” (Откр. 3, 21); неотъемлемо будут нам принадлежать те блага, “ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его” (1 Кор. 2, 9). Вот какого наследия вы удостоились, и можно ли всем этим пренебречь?

    “Слово Христово да вселяется в вас богатно, во всякой премудрости учаще и вразумляюще себе самих, во псалмех и пении и песнех духовных во благодати поюще в сердцах ваших Господеви” (Кол. 3, 16). Надобно слушать и умом следовать за тем, что читают и поют в церкви, душа-то и напояется; или молиться: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную”. Ведь только бы ум был с Богом, а то где бы ни стоять, лишь бы с Богом.

    Востав поутру, не принимайте никаких помыслов, а первое – сотворите молитву Богу, потом – к Пресвятой Богородице; читайте, что в ум прийдет, и, ничем еще не занимаясь, соберите в уме своем грехи свои, с ними и повергнитесь пред иконою Христа Спаса нашего с умиленною душею, моля Бога, чтобы сохранил вас от падения; просите также и Пресвятую Богородицу, чтобы и Она защитила вас от врага и покрыла вас честным Своим покровом; содеянные грехи представляя, просите Пресвятую Богородицу, чтобы Она испросила вам прощение и отпущение оных у Сына Своего Христа Бога нашего.

    Без молитвы никуда из келии вашей не выходите; прежде, чем выйти, прочитайте: “Богородице Дево…” и “Достойно есть…”, с умиленным чувством, с поклонением; и за водою в коридор не молясь не выходите; также и на ночь прочтите трижды: “Богородице Дево” и “Достойно есть” и спите спокойно. Немощи наши требуют успокоения: “сон во упокоение немощи моея и трудов многотрудныя плоти”.

    Как нет никаких помыслов, то есть не допустить их, то умилительные молитвы приходят в ум сами собою. Пресвятую Богородицу с каждым своим дыханием призывайте; на каждый вздох, что вздохнули, то в уме и вообразите молитву к Ней. Иногда повторяйте Архангельское благовестие, и иногда милости Ее просите, чтобы Она умилостивила к вам Сына Своего, предстала бы вам в помощь в час смертный.

    Во время душевных смущений и волнений ваших читайте краткие молитвы: “Господи, помилуй! Сыне Божий, помилуй мя грешную! Пресвятая Богородице, помози ми! Не остави мене! Умоли Сына Твоего о мне грешней!”

    Во время скорби вместо ропота и дерзкого обвинения других молитесь и сознавайтесь, что за грехи ваши достойно страдаете. Не говорите и не думайте, что в смущении не можете молиться, а лучше скажите сами себе: мне велено молиться, хотя и не хочется!

    Все силы употребляйте молиться насильно; не поддавайтесь врагу, потому что враг препятствует молитве; он ничего так не боится, как крестного знамения и молитвы. Если вы ему противитесь – это значит борьба, и борьба Богу приятная. Прослезитесь, покайтесь: “Господи, прости, согрешила; я хуже всех, а считаю себя лучше других! Ты меня, Господи, прости высокомерную!”

    Прибегайте во всех нуждах ваших к Матери Божией: Она во всем нам помогает, заступает нас и хранит. Молитесь: даруй мне знать и чувствовать Твои благодеяния, Мати Божия, не остави мене грешную погрязнути в нечувствии.

    Твердо верьте, что когда читаете Архангельское приветствие, Она невидимо присутствует и сплетает вам венец. Иисус Христос предызбрал Ее в Матерь Себе, чтобы Она о грешных ходатайствовала. Кто о Святой Богородице беседует только, и за то великое воздаяние будет: Она за всех ходатайствует. Пресвятым Ее молитвам все возможно!

    Читайте чаще Иисусову молитву да Богородичну. Рассуждайте чаще о смерти, о втором пришествии Христовом, о Страшном Суде, а более никаких мыслей не принимайте. Во время же молитвы и духовных рассуждений остерегайтесь; с запрещением говорите мысли своей: именем Божиим запрещаю тебе! И мысль непременно послушает! Иисусовой молитвой и крестным знамением удобно прогонится вся сила вражия.

    Небесную мысль с нуждою приобрести можно, а дурная сама приходит и отогнать ее можно только молитвою.

    Из мирской жизни приходящим в монастырь нелегко, конечно, переломить себя, оставить все снисканные привычки; но как вступают в монастырь по званию Божию, то, если Господь благословит, все оставить можно с Его помощью. В Царствии Небесном, верно, никто быть не откажется, а в монастыре – преддверие Царствия Небесного, здесь земное небо.

    Если мы и в монастыре живем, да занимаемся миром, и помним о том только, что там говорили и делали, то нам будет такая жизнь не на пользу. Смирись, всех почитай, никого не оскорбляй – и будет легко.

    Настоятельницу надобно почитать. Которые почитают ее, тех сердца касается благодать Божия, а которые пренебрегают этой обязанностию, от тех благодать Божия отступает, и враг берет таковых во власть свою. Пренебрежение значит гордость, а гордым Бог противится.

    Если хотите в обители жить как должно, то надобно соблюдать скромность, благопристойность, почтение к старшим. Кто с разумом живет, тому многое будет воздаяние. А кто не исполняет Его воли – какое прещение, какая казнь того ожидает! Угодить Господу Богу легко и удобно: слушай начальницу и исполняй всякое послушание с усердием. Сын Божий образ нам дал: Сам послушлив был даже до смерти.

    Ни в чем к себе снисходительною быть не должно, ни в чем себе не надобно верить. Если какая-нибудь мысль начнет вас беспокоить, смущать, скажите ей: не верю тебе, окаянной, не верю; анафема тебе и лживому твоему мудрованию.

    Не теряйте времени в празднословии и не принимайте мыслей, противных образу жизни монашеской, а ежели приняли, то тут же сознайтесь: “Господи, согрешила, прости!” За укорение не сетуйте, а будьте благодарны, что вас предостерегают; а если и побранят – не сердитесь. Зачем терять время в неудовольствиях? Вместо того, чтобы время посвящать Богу, мы посвящаем его своим страстям. После будем сожалеть, - но потерянного времени не возвратим. Благодать Божия печется о нас, а мы пребываем как нечувствительные; враг ослепляет нас и делает подручными себе, и мы непрестанно грехи ко грехам прибавляем, и тем прогневляем Всещедрого Отца нашего, столь много возлюбившего нас.

    Должно всегда просить Господа Бога, чтобы Он просветил наши очи, телесные и душевные. Господь зовет нас непрестанно, чтобы мы к Нему обратились.

    “Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное” (Мф. 5, 3). Нищий, по-мирскому, тот, кто имеет недостаток в потребностях житейских, а мы нищими духом признавать себя должны, потому что не имеем ничего доброго. И как нищие просят себе от людей милостыни, так и мы непрерывно должны вопиять ко Господу: Господи, даждь ми смирение, терпение, послушание!

    Господь Бог нас утешает, а мы все свое творим; надобно за что-нибудь Царство Небесное получить. Ежели преодолеем скорбь какую-нибудь, вот мы и соделаемся как бы мучениками. Которые из мучеников не терпели мук, те так и пропали, а которые все претерпели, те прославились.

    Диавол старается мысль нашу смутить, осквернить, а мы попечемся освящать ее молитвою - и козни его будут недействительны. Сатане весьма противна смиренная монашеская жизнь. Он хочет, чтобы мы были горды, прекословны и ропотливы, и в ком успеет выполнить волю свою, того из монастыря выводит в мир в прежнее состояние и, наконец, совсем погубляет. Очисти прежде душу твою от гордости, тщеславия и высокоумия. Надобно почитать себя всех хуже, себя всех грешнее; думай, что все спасутся, а ты одна не спасешься, потому что худо себя ведешь. Иногда мы не думаем о том человеке, кого пренебрегаем, что он угодил Господу Богу больше всех и может о всех умолить Господа Бога. Если будешь других осуждать, а себя лучше их ставить, то нет нам и надежды ко спасению.

    С худыми мыслями везде худо, а с хорошими везде хорошо. Если думаем, что здесь худо, а в другой обители лучше, - враг льстит. Враг, пожалуй, и в небе худо представит. Он к душе нашей приступает, но если не будем принимать от него мыслей, то ему не будет от нас никакой корысти.

    Враг, диавол, может представить такое зеркало душевным очам нашим, что все чужие недостатки и грехи будешь видеть. Удобно смотреть более на самих себя. Христос Господь говорит: в своем глазу не видишь бревна, в чужом и маленький сучок тебе кажется бревном. Это и есть дух пытливый, дух гордости, дух тщеславия. Избави, Боже, от сего душепагубного духа! Враг представит тебе то, чего не бывало, а ты им влагаемое примешь, смутишься и будешь ему подручна. Смотри лучше за своими недостатками, непрестанно о них помышляй, и старайся исправиться без отлагательства.

    Ничто так не полезно для живущих в монастыре, как памятование о смерти, Страшном Суде Христовом, о Царстве Небесном и муках вечных. Оно приучит вас к благодушному терпению скорбей всякого рода.

    Духовная жизнь должна быть проста, чистосердечна, кротка, благопокорлива и паче смиренна.

    Когда лукавство вкрадывается в вашу душу, помяните слово пророка: “Лукавнущия потребятся”.

    Ежели в ближних пороки вам представляются, помяните молитву святого Ефрема Сирина: “Господи, даждь ми зрети моя прегрешения и не осуждати ближняго моего”. Итак, можете на всякую мысль от слова Божия сыскать врачевство. Посему земля, или, хуже еще, гной злосмрадный и пища червям, может ли возноситься умом?

    Твердите непрестанно краткие молитвы: “Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную!”

    “Заступнице моя, Владычице, Пресвятая Богородице, спаси мя грешную!”

    “Вси святии, молите Бога о мне грешной!”

    “Святии Ангели Божии и прочия Небесныя Силы, молите Бога о мне, грешной!”

    И так Господь Бог поможет вам поправить свою жизнь. “Есть путь, еже мнится человеком прав быти, последняя его приходят во дно адово”.

    Занимайтесь более Божественными размышлениями и молитвою. Рассматривайте здешнюю краткую и многоболезненную жизнь. Вникайте в чудесное, видимое, небесное творение Божие; как все устроено, и какое безмерное пространство небес, и подумайте о себе: что мы? Червячки движущиеся…

    Ежели хотите спастись и бремя греховное уничтожить, то надобно себя укорять, бранить и за нетерпение плакать; всех почитать, яко вам они родные сестры, всех любить – и так спасешься.

    Почтите всех сестер за святых и молитвы их призывайте ко уврачеванию своих страстей, и Бог поможет вам очистить душу и тело от скверн греховных: и увидите над собою чудеса.

    Советую вам в молитвах упоминать тех сестер, которые кажутся для вас враждебны: они более всех делают вам благодеяния. И вот чем: они научают вас терпению и незлобию, ежели не будете сердиться; а похвала для нас бесполезна.

    Смирение для нас столь велико, что может благодать Божию в душу привлещи.

    Удобно всегда помнить, что мы за все дадим ответ: за помышления наши, за слова, дела и за намерения.

    Не надобно нам думать: любят ли нас или не любят; а лучше думать, что недостойна быть любимою, сама же всех люби, потому что нам не сказано быть любимыми, но велено всех любить. Даже не надо и замечать, кто сердится или кто как посмотрит; не надобно проникать в их намерения.

    Молитесь: “Господи, от тайных очисти мя, и от чуждих пощади рабу Твою”. Тут об очищении грехов своих молитесь, и “от чуждих”, чтобы избавиться от осуждения ближних и от оклеветания.

    Если сердце непреклонно к любви враждебных нам, тогда молитесь: “Господи, смягчи твердость, жестокость и окаменелость сердца моего. Терпя, потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою, и постави на камени нозе мои, и исправи стопы моя”.

    Смирения и послушания должно держаться, и в чистоте душевной и телесной содержать себя.

    Обидели тебя или досадили, то должно так полагать, что это послано непременно от Бога для обличения наших недостатков, и должно смолчать: первое – для того, чтоб успокоить нас обидевшего; второе – успокоить себя, и третье – исполнить Закон Божий.

    Смирение и послушание могут спасти нас и исходатайствовать нам великое воздаяние.

    Пока мы все в смущении, в огорчении и слов досадных переносить не будем, до тех пор благодать Божия не вселится в сердца наши.

    Бог нарочно посылает огорчения, чтобы довести нас до совершенного незлобия. Были люди, которые просили Бога: “Господи, пошли мне оскорбление”, а когда найдет – они не снесут. После плачут, раскаиваются, и опять просят, и когда снова найдет, опять не снесут, и снова готовятся переносить. И так посылается им до того, пока они достигнут до младенческого смирения. А если не будем сносить обидных слов, то это не полезно для души нашей.

    “Смирихся, и спасе мя”. Если смутишься сердцем, то удержись от слов и смолчи. “Смятохся, и не глаголах”.

    Читайте чаще эти краткие молитвы: “Господи, не лиши мене небесных Твоих благ! Господи, избави мя вечных мук. Господи, умом ли, или помышлением, словом или делом согреших, прости мя! Господи, избави мя всякаго неведения, и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия. Господи, избави мя от всякаго искушения. Господи, просвети мое сердце, еже помрачи лукавое похотение. Господи, аз яко человек согреших, Ты же, яко Бог щедр, помилуй мя, видя немощь души моея. Господи, посли благодать Твою в помощь мне, да прославлю имя Твое святое. Господи, Иисусе Христе, напиши мя, рабу Твою, в книзе животней и даруй ми конец благий! Господи Боже мой, аще и ничтоже благо сотворих пред Тобою, но даждь ми по благодати Твоей положити начало благое. Господи, окропи в сердце моем росу благодати Твоея. Господи небесе и земли, помяни мя, грешную рабу Твою, студную и нечистую, во Царствии Твоем. Аминь”.

    Ночные: “Господи, в покаянии приими мя! Господи, не остави мене. Господи, не введи мене в напасть. Господи, даждь ми мысль благу. Господи, даждь ми слезы, и память смертную, и умиление. Господи, даждь ми помысл исповедания грехов моих. Господи, даждь ми смирение, целомудрие и послушание. Господи, даждь ми терпение, великодушие и кротость. Господи, всели в мя корень благих, страх Твой в сердце мое. Господи, сподоби мя любити Тя от всея души моея и помышления и творити во всем волю Твою. Господи, покрый мя от человек некоторых, и бесов, и страстей, и от всякия иныя неподобныя вещи. Господи, веси, яко твориши якоже Ты волиши, да будет воля Твоя и во мне грешной, яко благословен еси во веки. Аминь”. Все сии молитвы сочинил святой Иоанн Златоуст. Числом 24, дневные и нощные. Когда придет какое искушение, так из них и читайте в мыслях или вслух что-нибудь: “Господи! Избави мя от искушения”.

    Надобно повиноваться и предавать себя воле Божией, которая состоит в том, чтоб слушать, что старшие говорят, предписывают и во всем повиноваться им, а не следовать своей воле и мыслей своих не слушать: в этом и заключается воля Божия, - исполняя ее, не будет и искушений.

    Когда будут поносить и укорять, молчанием отходите. Святой Царь Давид много претерпел: “Помянух в скорби Господа, и утешися душа моя”. Когда он согрешил, то сказал: “Смирихся, и спасе мя”.

    Но что нам много о будущем заботиться? Господь Бог лучше устроит о нас, нежели как мы думаем; надобно предавать себя Его святой воле.

    Досаждающие и враждебные люди посылаются от Бога для нашего исправления и искушения, чтобы нравы наши довести до младенческих; скажи: “Согрешила, простите ради Бога”.

    В мире по умершим носят черное, а мы одеваемся в черное для напоминания о душе нашей, умершей под грехами.

    Святые отцы говорят, что если придет дурная мысль, то это от диавола. Надо скорее перекреститься и сказать: “Господи! Даждь ми мысль благу! Просвети око мое душевное!”

    Не надобно завидовать добрым делам других, а только на свои недостатки смотреть и о них думать; браните себя мысленно: горе мне, что я горда и не могу трудиться!

    Смертных грехов должно бояться, и убегать, и остерегаться, как то: гордости, непокорства, тщеславия, сребролюбия; называются смертными потому, что ведут на дно адово.

    Монастырь есть дом Божий, земное небо, а церковь есть самое небо и рай. Так как Господь привел вас сюда служить Ему, то читайте в церкви и приносите Ему славословие: пришедши в церковь, вы бываете пред лицем Божиим.

    Бога далеко искать не надобно. Он везде Сый и вся исполняяй, Он в сердце нашем.

    Не надобно иметь своей воли: наша воля есть медная стена между Богом и человеком.

    Если бы мы знали, какое будет нам воздаяние за воздержание в пище и терпение, тогда бы мы жили совсем не так. Если будем смиряться и терпеть, то Бог просветит око душевное наше, и когда придет мысль от диавола, мы тотчас поймем. А то мы как слепые претыкаемся: то упадем, то встанем, то споткнемся; когда же нам скажут, что мы ошиблись и не тем путем идем, так мы сердимся, зачем указывают нам.

    Молитву Иисусову делать надобно всегда в уме: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную!” Можно молиться даже и лежа и говорить: “Господи, помилуй!”

    Так как мы не имеем понятия о Царствии Небесном, и не понимаем сладостей его, то не знаем также, что есть мука.

    Одни мысли небесные, другие – земные; от мира какое будет воздаяние? Вечная мука, тьма кромешная, червь неусыпающий. А когда Богу угодим? – “Скорее матерь забудет исчадие свое, Аз же вас не забуду”. Это сказал Господь Бог. Так чего еще? Не уступайте своего места врагу, не отдавайте ни за что. Ваши имена написаны на небесах; это неложно потому, что Святая Церковь так сказала, и ложного быть не может в ее словах.

    Бог с нами теперь! Он как на небеси, так и на земли; Он видит все дела наши, и знает помышления, и слышит слова. Прощать надобно от сердца. Преп. Дорофей пишет: “Что иной не прощает день, другой два, иной недели и более, все таковые суть под адом”.

    Не надобно воздавать злом за зло: “Аще воздах воздающим ми злая, да отпаду убо от враг моих тощ; да поженет убо враг душу мою, и да постигнет и поперет в землю живот мой, и славу мою в персть вселит”. Но помолиться: “Господи, святыми ее молитвами, даждь ми смирение и терпение!” Были некоторые люди и молились: “Господи! Пошли мне человека, который бы оскорбил меня”. А мы не только не просим, но если и по случаю найдет досаждение, то не можем перенести.

    Без искушения нельзя: “Чадо! Аще приступаеши работати Господеви Богу, управи сердце твое во искушение и потерпи. Вмале наказани бывше, великими благодетельствовани будут: яко Бог искуси я, и обрете их достойны Себе, яко злато в горниле искуси их, и яко всеплодие жертвенное прият я. И во время посещения их возсияют, и яко искры по стеблию потекут”.

    Оправдываться не надобно потому, что много будет слов, а коротко сказать: “Простите, согрешила!” – вот этим все и кончится.

    Старайтесь иметь чистое сердце: “Правии и чистии сердцем прилепляхуся мне”.

    Христос сказал, что в двух заповедях состоит весь закон: в любви Божией и ближнего. Он велел любить врагов и не только любить их, но и добро творить им: “Любите враги ваша, благословите клянущии вы, добро творите ненавидящим вас, и молитесь за творящих вам напасть, и изгоняющия вы, яко да будете сынове Вышняго”.

    Если не хочется молиться, то надобно принуждать себя к молитве, потому что монастырская жизнь этого требует от всех: “Нуждницы бо восхищают Царствие Небесное”.

    Читайте сию молитву: “Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

    Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабе Твоей.

    Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати ближних”.

    Молитесь чаще мыслию: “Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, из коих первая есмь аз”.

    От скверных мыслей молитесь к Божией Матери: “Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиренной и окаянной рабы Твоея, уныние, забвение, неразумие, нерадение и вся скверная, лукавая и хульная помышления от окаяннаго моего сердца и от помраченнаго ума моего. И погаси пламень страстей моих, яко нища есмь и окаянна. И избави мя от многих и лютых воспоминаний и предприятий, и от всех действ злых свободи мя. Яко благословена еси от всех родов и славится пречестное имя Твое во веки веков. Аминь”.

    Чего уже Бог не делает для нас? И Ангелами делает нас, и сынами, и дщерьми, и невестами нарек, и наследниками и наследницами Царствия Небесного; а мы любовию и мыслию прилепляемся ко временному, оставляем Бога в мыслях, а к твари прилепляемся. Занимаем себя тщетным, а после дойдет до того, что душа наша при смерти будет пуста. Царство дает нам Небесное, а мы не хотим и не думаем об этом, а все заботимся о земном. Если возымеем пристрастие к пище и одежде, то это выйдет идолопоклонство, а ничего не надобно возлюбить, паче Бога. Во время искушений молитесь: “Одержаша мя болезни смертныя, и потоцы беззакония смятоша мя, предвариша мя сети смертныя, скорбь и болезнь обретох, и имя Господне призвах!”

    Когда мы углубимся в мысли, тогда враг еще более насеет нам и ненависти и отлучение от Бога; посему берегите более мысли от врага, он заходит во всякой стороны: то отчаянием и разслаблением, иногда внушает излишнее тщание к рукоделию, чтобы привести до изнеможения, а после сделать совсем неспособною.

    Ангельские места дает нам Господь, так надо стараться, чтобы не лишиться оных; а мы лишаемся их: враждою, несогласием, непримирением; и от раздоров даже лишаемся Царствия Божия, всех благ, уготованных нам в будущей жизни и Самого Господа! А надобно все уступать, кроме БОГА!

    “Прославляющия Мя прославлю”. Прославляется Бог нашею жизнию, любовию, смирением, послушанием, кротостию, терпением, - вот наше сокровище душевное.

    Чем мы пользуемся и здесь, и того недостойны; надобно за все благодарить Бога; когда будет на трапезе какой-либо недостаток, или скорбь, тогда вспомните, какие нужды и скорби претерпевали святые, но за все благодарили Бога.

    “Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом! Приимите наказание, да не когда прогневается Господь”.

    Просите Господа Бога, чтобы Он вразумил вас и научил себя смирять более; так Господь Бог внушит и настоятельнице вашей сказать вам слово на пользу. А что настоятельница скажет вам, то все от Духа Святого!

    Вот это помните всегда: “Что о сем познают вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою”. Когда будете любовь иметь между собою, тогда и будете Христовы ученицы.

    Общежительная жизнь есть ангельская жизнь! У всех нас один Отец – Бог! Посему все должно быть общее у нас, мы должны любить одна другую, как родные сестры, и звать сестрами.

    В судьбы Божии входить, во испытания не надобно: “Исчезоша испытающия испытания. Кто весть в человеке, яже в нем, токмо дух, живущий в человеке”. А только говорите: “Я ничего не знаю”. Просите всегда Господа Бога, чтобы Он просветил ваши душевные очи; конечно, лучше себя обратить, нежели других обращать; зовет нас Господь Бог, чтобы мы к Нему обратились всем сердцем.

    Вера, надежда, любовь – три добродетели великие. Вера, покуда мы живем теперь, верим, но не видим; вера прейдет, когда получим; надежды уже там не будет, а любовь умножаться будет.

    О родных вы молитесь, чтобы и к ним милостив был Господь, а умом своим домой не учащайте. Вам хочется видеться с ними? Да, я думаю, уже несколько раз виделись с ними; а вы скажите, когда мысль захочет туда, в доме побывать: “Житие наше на небесех!” К тамошним родственникам надо учащать, нежели на земле; наши родственники – Небесные Силы, святители, мученицы, преподобные. Вот так слово Божие просвещает и умудряет младенцы: “Таковых есть бо Царствие Небесное! Да будет воля Твоя яко на небеси и на земли!”

    Чтоб вам в праздности не быть, то с молитвою имейте послушание: дело в руках, а молитва Иисусова во устах: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную!”

    Не сердись ни на кого, потому что “гнев правды Божией не соделывает”. Это жизнь такая, что надобно быть младенцем: “Аще не будете, яко дети, не внидите в Царствие Небесное”. Не умом младенствуйте, а злобою.

    Многие желают видеть что-нибудь во сне, но от этого с ума сходят, а не надобно желать потому, что это иногда приводит к гордости, говорят: “Вот, я удостаиваюсь видения какого”, а это от врага. Иные же хотят предвидеть что-либо будущее, и это не касается до нас, а только надобно, чтобы не погрешить пред Богом. Есть даже и теперь чудотворцы, вот они: смиренные, терпеливые и кроткие, которые отгоняют от себя вражие прилоги, соблюдают чистоту душевную и телесную, они не захотят чудотворения. Кто принимает достойно Тело Христа, Сына Божия, тот выше чудотворца.

     

    Одной, просящей пострижения, о. Феофан сказал: “Надобно сначала исправить жизнь свою, чтобы соответствовала этому званию; учиться скромности, благоговению, тихости, а потом поплакать иногда, и просить Господа Бога со слезами: “Искуси мя и испытай мя и виждь, аще путь беззакония во мне, и настави мя на путь вечен”.

     

    Долгих молитв не можете читать? Бог дает молитву молящемуся, но наша молитва ничего не составляет и нам нечем гордиться. “Аще и вся повеленная сотворите, глаголите, яко раби неключими есмы”. А иногда молитва наша бывает во грехах: аще с осуждением, с непокорством, с жестокостью и без любви к сестрам, тогда нет любви к Богу.

     

    Одна сестра захотела выйти из обители, чтобы успокоить других и самой успокоиться: “Меня не любят, я в тягость им”. “Это враг так утверждает, - увещевал о. Феофан, - это действительно учение бесовское, а учение Бога вот какое: “Любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас и молитеся за творящих вам напасти”. А этого в тебе нет. Ты не слушаешь, что заповедует Бог: за что же нам милости Его получать, когда не слушаем Его? Надо придти в чувство и познание себя. Но ожесточаться, не примиряться и не сказать: “Прости ради Бога!” от чистого сердца, за сие каких благ лишается? Не можем быть наследниками Царства Божия, если не слушаем Христа, Сына Божия. “Враг льстит и борет душу мою. Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя! Хотех слезами омыти моих прегрешений рукописание, Господи, и прочее живота моего покаянием благоугодити Тебе, но враг льстит мя и борет душу мою. Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя!” Враг льстит и борет, мы должны противоборствовать ему, не вникать умом внушениям его и лести, и перекреститься. Делайте дела Божия, дондеже есть день, а когда уже во гроб вселимся, тогда в этом мрачном доме нечего делать.

    С благодарением кто претерпевает болезни, того Господь скоро посетит, а кто за болезнию не ходит в церковь, тот не должен сомневаться, но говорить: “Да будет воля Твоя! Виждь труд мой и болезни моя, и остави вся грехи моя!” Быть выше сил не требует. Когда же стоите в церкви, “стояще во храме славы Твоея на небеси стояти мним”.

    Ежели заниматься рукоделием в келии, то надобно с одним бесом бороться, а ежели быть в праздности, тогда со ста бесами будешь бороться. “От юности моея враг мя искушает, сластьми палит мя, аз же надеяся на Тя, Господи, побеждаю сего”. Надобно надеяться на Единого Бога, сотворившего небо и землю. “На надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения!”

    “Не уповайте на неправду, и на восхищение не желайте”. И мы можем неправдовать мыслями нашими и делами: живем так, а думаем, что мы хорошо живем.

    Знаете ли, что значит стоять на клиросе? Как Ангелы Божии приносят Ему всегда хвалу, славословят Его, так точно и вы. Думаете теперь, что собрались здесь так, без воли Божией? Нет, не так: Он избрал вас в служение Себе. Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом! Надобно и плакать и радоваться: плакать о том, что мы погрешили пред Богом, а радоваться о том, что Господь Бог призвал нас в чудный Свой свет, в земное небо, т. е. в монастырь.

    Во время службы в церкви молитесь: “Господи, даждь ми смирение!” – только надобно, чтобы ум наш обратить к Богу, и все поучения относятся к тому, чтобы ум был очищен; мы ходим в церковь для того, чтобы предстать пред Величием Его и приносить Ему словесную службу – молитвы наши недостойные.

    Начатие молитвы состоит в том, чтобы приходящие мысли посторонние, при первой встрече их, отражать или отстранять умом. Середина молитвы – если мысль наша единственно заключается в восхищении всей души нашей к Господу.

    Когда исповедаетесь, то просите Единого Подателя благ: “Господи, даждь ми помысл исповедания грехов моих!” И когда священник скажет: “Прощаю и разрешаю”, то в самую сию минуту и на небеси прощено и разрешено.

    Святой Дорофей говорит: “Мыслию лжем, и словом лжем, и самим делом лжем”. Ежели мыслим одно, а говорим другое, т. е. мыслим худо, а говорим хорошо – это значит мыслию лжем.

    Когда мысль придет сказать ложное слово, солгать, то вспомни: “Погубит Господь вся глаголющая лжу”. Надобно всегда помнить, когда смертный час нас постигнет, и как Христос Сын Божий придет судить всех живых и мертвых – может быть, скоро; тогда поставит одних одесную, других ощуюю, и скажет последним: “Идите, проклятии, в огнь вечный”. А первым: “Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие прежде сложения мира”.

    Мирская жизнь – это дым, пар и сонное мечтание; вы пришли в монастырь не для того, чтоб искать что-либо земное: “Взыщите прежде всего Царствия Небесного”. Когда вы предали себя Богу, то к Нему и обращайтесь; Он зовет нас: видите, из разных мест собрал всех сюда, вы должны почитать, что вы теперь не на земле, а в небесном селении. Сколько обитает там святых! Иных в девстве, а других в мученичестве просиявших!

    Когда мы ложимся спать и читаем молитву сию: “Владыко Человеколюбче, неужели мне одр сей гроб будет?” Это мы как бы в гроб ложимся, и когда заснем, это преддверие смерти потому, что мы уже ничего не чувствуем, когда крепко спим. “Честна пред Господем смерть преподобных Его”. Одни отходят отсюда не на смерть, а на жизнь и наслаждение бесконечное. А “смерть грешников люта”. “Молитеся друг за друга и тако исцелеете”. Господь на сердца призирает: чем смиреннее, тем ближе к Богу!

    Монастырская жизнь пред мирскою – как солнце и луна; в мирской жизни украшаются жемчугом и бриллиантами, а нам должно в угождение Жениху Небесному украшать душу нашу любовию, смирением, послушанием, терпением – вот сокровища душевные.

    Наше счастие, когда мы приобщаемся Тела и Крови Христа, Сына Божия. Он Божественными Своими устами рек: “Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем. Иже не снесте Плоти Сына Человеческаго, не пиете Крови Его, живота не имате в себе”.

    Всякий час, как только ударяет, должно делать крестное знамение с молитвою: “Господи, помози мне исправиться. Господи, подаждь ми помощь к исправлению жизни моей”. И потом: “Богородице Дево…” всю до конца.

    Бога изобразить никто не может: Неописанный и Невообразимый даже Ангельским умом постигнут быть не может. А себя уже должно вообразить и представить червячком.

    Боже! Сам исцели язвы греховные и очисти, омый, убели и спаси всех нас.

     

    Текст приводится по изданию: Наставления старца Феофана Новоезерского. М.: Издательство Московской Патриархии, "Благо", 1997

     

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100