|
Библиотека “Халкидон” ___________________ Святитель Иоанн Златоуст Беседа на Псалом 3 Псалом Давиду, внегда отбегаше от лица Авессалома, сына своего. Господи, что ся умножиша стужающии ми (ст. 1-2). Цари воздвигают победные статуи в честь военачальников, одержавших победу, также начальники выставляют победоносные изображения и столбы в честь возниц и борцов и заставляют вещество надписью, как бы устами, возвещать победу. Другие излагают похвалы победителям в книгах и письменах, желая показать, что в похвалах сами они сильнее тех, кого хвалят. Ораторы и живописцы, резчики и ваятели, народы и начальники, города и селения удивляются победителям, но никто не начертал изображения в честь бегущего и невоевавшего, как [делает] теперь Давид, потому что говорится: Псалом Давиду, когда он убегал от лица Авессалома, сына своего. И когда беглец удостаивается похвал? Когда изгнанник заслуживает надписи? Беглецов ловят, письменно объявляя о них, а не прославляют надписями. Но узнай, брат, причину такого надписания [псалма] и сохрани свою душу, пусть это повествование послужит тебе к исправлению жизни, пусть это гонение на праведника будет ограждением для ума твоего. Узнай, почему Давид был гоним Авессаломом, дабы тебе, утвердившись на этом как бы на основании, созидаться страхом Божиим, потому что, как здание без основания бывает непрочно, так и писание, если не видишь цели его, не приносит пользы.Блаженный Давид в настоящем псалме имел целью научить добродетельной и целомудренной жизни, никогда не делать зла и не презирать законов Божиих, чтобы согрешивший не потерпел того же, что потерпел он сам. Давид бежал от сына своего, потому что удалился от чистоты; бежал от сына, потому что нарушил целомудренное супружество; бежал от сына, потому что убежал от закона Божия, который говорит: Не убий, не прелюбы сотвори (Исх. 20:13). Он ввел в дом свой чужую агницу, убив ее пастыря, и агнец из собственного дома его стал бодать своего пастыря; он внес войну в чужой дом, и из собственного дома его восстала против него война. Это не мое умствование, но изречение Божие, а, где изъясняет Бог, там никто противоречить не может. А, что действительно против Давида восстал сын его за то, что он убил Урию и взял жену его, о том послушай Бога, который сказал Давиду через пророка Нафана: Аз помазах тя в царя над Исраилем, и избавих тя от руки Сауловы: и дах ти все господина твоего, дом Саула и Иудин: и аще мало ти есть, приложу тебе к сим. И что яко презрел еси Господа, еже сотворити лукавое пред лицом Моим? Урию Хеттеанина убил еси мечом, и жену его поял еси себе в жену. И ныне не отступит меч от дому твоего во век (2 Цар. 12:7—10). Ты рассек мечом чужой дом, а я приготовлю меч на тебя в твоем доме: Се Аз воздвигну на тя злая от дому твоего, не откуда-нибудь извне, но от дому твоего (2 Цар. 12:11). Откуда источник греха, оттуда и бич наказания. Итак, потому он бежал от сына, что сделался беглецом и изгнанником по отношению к заповеди Божией. Псалом Давиду, когда он убегал от лица Авессалома, сына своего. Лучше показать причину войны, чем повествовать о самой войне, дабы нам, увидев падение праведника, самим предостеречь себя от падения и избежать подобного наказания. Многие ведь и ныне ведут войну в домах своих: один встречает войну от жены, другой осаждается сыном, иной терпит неприятности от брата, иной - от слуги, и каждый мучится, досадует, сражается, причиняет войну и поражается войной, но никто не думает, рассуждая сам в себе, что если бы он не посеял грехов, то не возросли бы в доме его терния и волчцы; если бы не подложил искр греховных, то не воспламенился бы дом его. А, что домашние бедствия суть плоды грехов и что исполнителями наказания грешнику Бог назначает домашних его, об этом свидетельствует Божественное Писание, которого нет ничего достовернее. С тобой ведет войну жена, при входе твоем встречает тебя как дикий зверь, изощряет язык свой как меч? Прискорбно, конечно, что помощница сделалась противницей; однако исследуй самого себя, не замышлял ли ты в юности чего-нибудь против какой-нибудь женщины? И вот оскорбление женщины отмщается женщиной и чужую рану врачует собственная жена твоя. Хотя сама действующая не знает этого, но знает врач - Бог. Он действует на тебя ею, как железом, и, как железо не знает того, что делает, а знает совершающий железом врачевание врач, так и здесь, хотя жена поражающая и муж поражаемый не знают причины поражения, но Бог, как врач, знает, что полезно. А, что злая жена есть бич за грехи, об этом свидетельствует Божественное Писание. Оно говорит, что грешному мужу дастся злая жена (ср.: Сир., гл. 25, 26). Она дается ему как горькое лекарство, истребляющее греховные соки. А, что и нападения от детей суть также наказания за грехи, тому свидетель Давид, гонимый сыном своим Авессаломом за беззаконную связь, как показывают вышеприведенные слова. И что братья враждуют против братьев также за грехи, о том свидетельствует Книга Судей. Когда некоторые из колена Вениаминова соблудили с наложницей путешественника и она, не перенесши безмерной обиды, умерла, одиннадцать колен начали войну против одного. Но так как одиннадцать колен отступили от Бога и прелюбодейно обратились к идолам, то все одиннадцать были побеждены одним коленом, и притом многократно были побеждаемы им одним, между тем как над ним одержали только одну победу, - и братья воевали с братьями, потому что Бог за грехи их разрушал средостение греха (см.: Суд., гл. 19, 20). Когда одно колено соблудило с женщиной, а одиннадцать колен прелюбодейно обращались с идолами, то и те и другие были истреблены Богом, как написано: Потребил еси всякаго любодеющаго от Тебе (Пс. 72:27). Таким образом, братья воевали с братьями за грехи. Когда братья нападают на тебя, то не столько сетуй на них, сколько смотри на самого себя и тщательно исследуй, за какие грехи братья сделались твоими врагами. Впрочем, не все за грехи терпят нападения от братьев. Так, Иосиф терпел нападения от братьев, но совсем не за грехи, и Иов подвергался наветам жены, но совсем не за грехи. У большинства людей домашние бывают врагами по причине грехов. Бывает, что и друзья за грехи обращаются во врагов, и прежде любившие начинают ненавидеть и отвращаться, потому что Бог попускает такую ненависть между ними по известным Ему причинам. Так о египтянах написано в псалме сто четвертом: Преврати сердце их возненавидети люди Его (Пс, 104:25). А Бог не попустил бы ненависти, если бы прежде любовь их не была порочной. Кому любовь служила к погибели, тому ненависть делается побуждением к добродетели. И рабы и подчиненные часто восставали на господ своих за грехи их. Так, посмотри, когда Адам еще не согрешил, тогда и звери служили и подчинялись ему и он нарицал имена им, как рабам своим, а, когда он запятнал лицо свое грехом, тогда звери не узнали его и из рабов сделались его врагами. И, как домашний пес служит тому, кто его кормит, боится и трепещет его, а если вдруг увидит его с лицом, запачканным сажей или покрытым чужой маской, то бросается на него, как на чужого, и покушается растерзать его, так было и с Адамом: доколе он сохранял чистым лицо свое, созданное по образу Божию, дотоле звери подчинялись ему, как рабы, а когда он запятнал лицо свое непослушанием, то они не узнали в нем господина и стали враждовать против него, как чужого. Таким образом, и восстание рабов бывает воздаянием за грехи. Праведен был Даниил, и львы признали владычество его: они видели его не вкусившим греха и оставили непричастным наказанию (Дан. 6:22). Согрешил солгавший пророк, и встретил его лев на пути и умертвил (3 Цар. 13:24); он запятнал себя ложью, и лев не узнал его. Если бы лев увидел в нем пророка, подобного Даниилу, то почтил бы его, но он нашел лжепророка и потому напал на него, как на чужого; владыка солгал — и раб отвергнул владычество его. Но что я говорю о домашних бедствиях, если и самое тело наше, которое всего ближе и любезнее нам, — если и оно порой враждует против нас, когда мы согрешаем, отмщая нам горячками и другими болезнями и страданиями, если и раболепствующее тело наказывает владычествующую душу, когда она согрешает, - не потому, чтобы оно хотело этого, но потому, что делать так заповедано ему. Об этом свидетельствует Христос, который сказал исцеленному: расслабленному: Се здрав еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет (Ин. 5:14). Итак, узнав, братия, что войны от домашних, родных и рабов и болезни телесные большей частью бывают за грехи, будем истреблять источник зол — грех. Когда не текут потоки страстей, тогда реки вод Божиих веселят душу. Давид взял замужнюю жену, как чужое царство (ведь для всякого мужа единодушная жена есть царство и не столько царь любит порфиру и диадему, сколько муж любит жену), за то сын собственной жены его восстал на него, как тиран, намереваясь отнять царство у отца. Он взял насилием, и сам подвергся насилию; согрешил тайно и обличен явно; ранил себя втайне и при всех испытал на себе руку врача, по слову Божию: Ты сотворил еси втайне, Аз же сотворю явно и пред солнцем сим (2 Цар. 12:12). Впрочем, злоба Авессалома не достигла цели, и справедливо, дабы отцеубийцы не приняли поступок его за правило отцеубийства, но, послужив как исполнитель наказания, он был сам убит, как осужденный. Как на зрелищах дикие звери на одних нападают, а другими сами убиваются, так Авессалом, напавши на Давида, был убит Иоавом (см: 2 Цар. 18:14) и на высоком дереве повис тот, который превозносился перед отцом. Удержан был растением тот, который восстал против корня; в ветвях запуталась ветвь, которая отломилась от отеческого расположения. Удержан был за голову тот, который домогался овладеть головой родителя. Висел, как плод от растения, тот, который хотел истребить виновника естества своего: поражен был в сердце и убит в то самое место, где замышлял убийство.Тогда можно было видеть удивительное зрелище: едучи на лошаке, он был удержан густыми ветвями дерева за густые волосы, и ветви держали за волосы тирана, причиняя ему самому боль в том самом месте, на котором он хотел носить отеческую диадему. Можно было видеть, как Авессалом висел между небом и землей. Небо не принимало его, потому что если оно отвергло первого возмутителя- диавола, то как оно могло принять второго возмутителя? Земля отвращалась от него, не терпя осквернения от ног отцеубийцы, потому что если она поглотила Дафана, говорившего против Моисея, если разверзла уста свои на того, кто разверз уста свои на зло (см.: Чис., гл. 16), то как она могла снести ноги, устремившиеся против родителя?! Итак, когда Авессалом висел высоко на дереве, подошел к нему военачальник Иоав и вонзил три стрелы в сердце бессердечного и таким образом поразил его в то самое место, где было вместилище беззакония. И когда тот висел высоко на дереве, Давид воспел ему прекрасную надгробную песнь: Видех нечестиваго превозносящася и высящася яко кедры ливанские: и мимо идох, и се не бе (Пс. 36:35, 36). Псалом Давиду, внегда отбегаше от лица Авессалома, сына своего. Он убегал от сына не потому, чтобы боялся, но потому, что опасался убить его. Он сам щадил его, как сына, но бывшие с ним не пощадили бы его, как возмутителя. Вот почему Давид, будучи гоним сыном и поносим за него Семеем (см.: 2 Цар., гл. 16), сам великодушно переносил все, но так как многие соблазнялись о нем, особенно возмутившиеся вместе с Авессаломом восстали против него, как бы оставленного Провидением, и говорили: “Ныне Давид оставлен, совершенно лишен всякой помощи, ныне Бог отступил от него, как некогда от Саула; как тогда Он отступил от Саула и был с Давидом, так ныне отступил от Давида и обратился к Авессалому. Восстанем и нападем на него, нет для него спасения в Боге”, — так как они говорили такие речи, то Давид, скорбя более об этом, нежели о дерзких поступках сына, вопрошает Бога: “Господи, что ся умножиша стужающии ми? Я осажден искушениями, окружен потоками зла, на меня сошел дождь бедствий, пришли реки врагов, подули ветры злых духов и напали на дом мой, стараясь отлучить от Тебя душу мою, но, утвержденный на камне веры, я не падаю, а припадаю, чтобы узнать: Господи, что ся умножиша стужающии ми? Тот, который от меня, против меня, но Ты — со мной. Против меня ведет войну моя утроба, мой народ следует за Авессаломом, мое войско вооружается против меня, мои овцы сделались волками, агнцы - львами, ягнята — бешеными собаками и овны — бодливыми волами, но я скорблю не о себе, а оплакиваю их погибель (Тебе, Спасителю воссылаю благодарность, потому что Тебе подобает слава и держава ныне и присно и во веки веков. Аминь).
Текст печатается по изданию: Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на Псалмы. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2003. С. 7-12
Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон" |