|
Библиотека “Халкидон” ___________________ Блаженный Феодорит Кирский История боголюбцев XVI. МАРОН [194] 1. После Акепсимы я упомяну о Мароне, ибо и он украсил божественный лик святых. Возлюбив жизнь под открытым небом, он избрал местом жительства своего вершину горы, в старину почитаемой язычниками. Освятив это место идольских жертвоприношений и соделав его местом служения Богу, он подвизался там, построив для себя небольшой шалаш, в котором, впрочем, редко бывал. Собирая нетленное богатство любомудрия, он не только совершал обычные для подвижников труды, но изобретал и новые. 2. Высший же Судия с трудами Марона соизмерял Свою благодать. Великодаровитый, Он так щедро одарил этого подвижника силой исцелений, что слава о Мароне распространилась повсюду; со всех сторон приходило к нему множество людей, которые на собственном опыте убеждались в истине доходивших до них слухов. Перед очами всех и горячки гасли под росою его благословения, и исступления прекращались, и бесы обращались в бегство, и различные болезни исцелялись единственным лекарством. Ибо врачи обыкновенно к каждой болезни применяют соответствующее ей лекарство, а молитва святых есть общее лекарство против всех болезней. 3. Марон врачевал не только телесные болезни, но исцелял и души: одного он излечивал от любостяжания, другого — от гнева, третьему внушал целомудрие, четвёртому преподавал уроки справедливости, в пятом обличал невоздержание, а шестого пробуждал от лености. Упражняясь в таком земледелии, он взрастил много плодов любомудрия и насадил для Бога тот сад, который и ныне процветает в земле Кирской. В этом рассаднике благочестия был выращен великий Иаков, к которому по справедливости приложимо пророческое изречение: праведник яко финикс процветет, яко кедр, иже в Ливане, умножится (Пс.91,13)[195], и многие другие, о которых я, при помощи Божией, упомяну в своём месте. 4. Подвизаясь таким образом в Божественном земледелии, врачуя и души, и тела, Марон, после недолгой болезни, посетившей его для того, чтобы мы познали и слабость тела, и силу души, отошел из жизни сей[196]. О мощах его возник между соседями сильный спор. Жители одного соседнего многолюдного селения, придя как-то все вместе, захватили это вожделенное сокровище, разогнав прочих. Построив для него большой храм, они и до сего дня получают большую пользу, прославляя победоносца Марона во время всеобщего праздника. А мы и заочно получаем от него благословение: вместо гроба для нас достаточно памяти о блаженном.
Примечания: [194] Память 14 февраля. "Наши предки верили, на основании жития его у Феодорита, что пр. Марон исцеляет от лихорадки и от горячки, в старопечатном канонике 31 октября есть ему служба в сем роде". Архиепископ Сергий (Спасский). Указ. соч., с.73. Этого подвижника вряд ли можно отождествлять с одноименным Мароном, “пресвитером и монахом", которому адресовано одно послание (36) святого Иоанна Златоуста. В нем нельзя видеть также и основателя т.н. "маронитской церкви”, т.е. церкви той части сирийских христиан, которые сначала (в VII в.) признали монофелитство в качестве своего официального вероисповедания, а затем (в XII в.) вступили в унию с католической церковью. См.: Canivet P. Le monachisme syrien, p. 198-202; Sauget J.-M. Marone // Dizionario patristico e di antichita cristiane, v. II, p. 2125-2126; Maronites // Oxford Dictionary of the Christian Church, p. 861. [195] Ср. толкование блаженного Феодорита: "Грешники, отцветши подобно траве, вскоре угасли и погибли; а праведник уподобится густоте, теплоте и питательности кедра, а также высоколиственности и плодоносию финика. Оба сии дерева тверды и долговечны, но для возрастания требуют и долгого времени. Таково и насаждение добродетели, которая многим трудом и временем возвращается, но подъемлется в высоту, приносит зрелый и сладкий плод, и приобретшему доставляет обильную тень" (Творения блаженнаго Феодорита, ч. III, с.143). [196] Точная дата кончины преп. Марона, неизвестна, но он отошел ко Господу до 429 года
Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон" |