• На главную страницу
  • Творения святых отцов и учителей Церкви
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Блаженный Феодорит Кирский

    История боголюбцев

    Оглавление

     

    X. ФЕОДОСИЙ

    1. Есть киликийский город Росс, остающийся по правую руку у того, кто вплывает в Киликийский залив. К юго-востоку от него есть высокая, обширная и тенистая гора, которая в своих чащах питает и диких зверей. На этой-то горе великий и славный Феодосий, найдя одну долину, спускающуюся к морю, и построил небольшой домик, возжелав в уединении проводить жизнь Евангельскую. Хотя этот муж происходил из Антиохии и был известен знатностью своего рода, однако он оставил и дом, и родных, и всё прочее, приобретя то, что в Евангелии называется драгоценной жемчужиной (Мф. 13, 46).

    2. Тем, которые видели его товарищей и учеников, узревая в них его образ жизни, излишне говорить о его воздержании, лежании на земле и о власянице. В этом отношении он был чрезвычайно строгий подвижник, представляющий собой поразительный пример своим ученикам. Кроме того, он возложил себе на шею, поясницу и обе руки железные вериги, носил отпущенные волосы, доходившие до ног, и даже еще более длинные, вследствие чего он и обвязывал ими чресла[152]. Непрерывным подвигом молитвы и псалмопения он усыпил похоть, гнев, гордость и других диких зверей в душе. Постоянно добавляя новые подвиги к прежним, Феодосий, вместе с тем, занимал и руки работой: то плёл так называемые опахала и коробочки, то обрабатывал небольшие пашни, сеял на них семена и собирал необходимые плоды для своего пропитания.

    3. Спустя некоторое время молва о нём распространилась повсюду, и многие со всех сторон стали стекаться к нему, изъявляя желание присоединиться к нему в его обители, разделить его труды и приобщиться к его образу жизни. Принимая их, Феодосий вёл их по тому же пути жизни. Одних из них можно было видеть за тканьём парусов и власяниц, других за плетением опахал и коробочек, а третьих — за обработкой земли[153]. И так как обитель находилась вблизи моря, то он, построив впоследствии лодку, использовал её для грузов — отвозил на ней произведения своих сподвижников и привозил всё необходимое для монастыря. Он помнил Апостольское изречение: занимались трудом и работою день и ночь, чтобы не обременить кого из вас (2 Фес.3,8), а также другое: нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии (Деян.20,34). Поэтому и сам он трудился, и сподвижников убеждал, чтобы они с подвигами духовными сочетали и труды телесные. "Ведь, — говорил он, — если живущие в миру трудом и потом доставляют пропитание детям и женам, платят подати, приносят начатки Богу и, по мере возможности, помогают нуждам бедных, то тем более нам следует добывать всё необходимое для жизни трудами рук своих, особенно зная, что потребна нам и пища скудная, и одежда убогая. Нельзя, сложив руки, сидеть и пользоваться трудами чужих рук". Убеждая собратий подобными речами, Феодосий побуждал их к труду[154]. Совершая в свое время обычные Божественные службы, промежутки между ними он посвящал трудам[155].

    4. Особенно заботился Феодосий о странниках, вверяя попечение о них монахам, которые были украшены кротостью и смиренномудрием и стяжали любовь к ближнему. Сам же за всем надзирал, наблюдая, исполняет ли каждый свои обязанности по установленным правилам. Благодаря подобной жизни своей он так прославился, что мореходы, пребывающие в море на расстоянии более тысячи стадий от него, в опасностях призывали божественного Феодосия и одним именем его укрощали ярость моря.

    5. Его уважали даже свирепые и неукротимые неприятели, которые тогда опустошили и поработили большую часть Востока. Кто из населяющих нашу область не слышал о бедствиях, причинённых народом, известным в древности под именем "солимов", а ныне называющимся исаврами"?[156] Не дававшие пощады ни городам, ни селениям, опустошавшие всё, чем могли завладеть, и предававшие всё огню, они устыдились его любомудрия и, потребовав только хлеба, попросив его молиться за них, оставили неповреждённым его подвижническое жилище. Подобным образом они поступили не единожды, а дважды.

    6. Впрочем, предстоятели церквей, опасаясь, как бы диавол не вложил в сердца варваров страсти к деньгам и не внушил бы им мысли захватить великое светило благочестия — Феодосия (ибо люди, ценящие превыше всего благочестие, могли заплатить за него дорогой выкуп), убеждали его переселиться в Антиохию. Они указывали на бывший до того случай: варвары захватили двух предстоятелей Церкви в плен и, хотя почтили их всяческим уважением, но отпустили их на свободу лишь после того, как получили за обоих выкуп в четыре тысячи златниц[157]. Послушавшись этих советов, Феодосий пришел в Антиохию и поселился в одном убежище возле реки, куда также привлек к себе всех тех, которые умеют ценить подобного рода духовный урожай[158].

    [7. Увлеченный потоком речи, я едва не забыл рассказать о чуде, совершенном этим боговдохновенным мужем, которое, может быть, многим покажется невероятным, но которое и до сих пор остаётся свидетельством того, сколь великую благодать от Бога и дерзновение пред Ним стяжал сей удивительный подвижник. Выше устроенного им монастыря находится крутая скала, издавна бывшая сухой и безводной. Он, словно от него зависело, как потечет вода, устроил на той скале водопровод от вершины скалы до монастыря. И исполненный упования на Бога и дерзновения пред Ним, стяжав благоволение Божие и имея веру непоколебимую, он, встав ночью, поднялся на гору гораздо раньше, чем его сподвижники встали на обычные молитвы. Усердно помолившись здесь Богу и уповая на Творящего волю боящихся Его, Феодосий ударил по скале жезлом, на который он опирался, и скала, раздробившись, источила поток, который, протекая через монастырь и давая в избытке воду для всех нужд, влился в близлежащее море. И до сих пор мы видим это свидетельство обитавшей в Феодосии благодати, подобной той, которую стяжал Моисей. Одно это чудо достаточно показывает дерзновение Феодосия пред Богом.][159]

    8. Прожив в Антиохии немного времени, он переселился к лику Ангельскому[160]. Честное тело его, украшенное железными веригами, словно золотыми венками, пронесено было посреди города, в сопровождении всех жителей, и даже самых высших начальников. У погребального одра возникли спор и ссора: все желали нести его и, вместе с прикосновением к мощам святого, удостоиться благословения свыше. Пронесенный таким образом через город, он был положен в пещере святых мучеников, в одной усыпальнице и под одной крышей с победоносным подвижником благочестия Иулианом, в том же самом склепе, где почил и блаженный Афраат.

    9. Начальство же над стадом принял после него блаженный Елладий, который нёс эти труды в продолжение шестидесяти лет. Потом он, по воле Божией, сделался предстоятелем Киликии, не оставляя прежнего любомудрия, но к трудам подвижническим ежедневно присоединяя труды первосвященства[161]. После него то великое стадо возглавил ученик Елладия Ромул. И таким образом этот хор подвижников пребывает доныне, сохраняя тот же самый образ жития. Возле монастыря находится селение, на сирийском языке именуемое Марато. Оканчивая же это повествование, я молюсь, чтобы быть мне удостоенным благоволения и этих блаженных мужей.

     

    Примечания:

    [152] Длинные волосы отнюдь не были необходимой принадлежностью древних монахов. Тавеннские иноки, впрочем, по уставу носили волосы длинные; прочие же иноки египетские, по общему обычаю Востока, носили волосы короткие. Иларион Великий каждый год в день Пасхи остригал их у себя. По свидетельству Иеронима, не только в Египте, но и в Сирии был обычай, чтобы даже девы и вдовы, посвящающие себя Богу, обрезали себе волосы... Остригали волосы для чистоты и потому, что не употребляют никакого масла для головы" (Казанский П. Общий очерк жизни иноков египетских, с. 15).

    [153] Устроение жизни киновии преп. Феодосия напоминает трудовой ритм пахомиевских монастырей, об иноках которых Палладий повествует следующее: "Занятия их вот в чем состоят: один возделывает землю, другой работает в саду, кто на кузнице, на мельнице, иные идут в мастерскую плотничать, иные валяют сукна, другие плетут разного рода и величины корзины, и за работой читают наизусть Писание" (Палладия, Епископа Еленопольскаго, Лавсаик, или повествование о жизни святых и блаженных отцев, с. 80).

    [154] Апостольская заповедь о необходимости постоянного труда стала одним из краеугольных камней святоотеческой аскетики. Ср., например, у святого Исаака Сирина: "Твердо положим в мысли своей и то, что, пока мы в мире сем и оставлены во плоти, хотя бы и вознеслись до небесного свода, не можем оставаться без дел и труда, и быть без попечения. Это (прости меня) есть совершенство; а что паче сего, то неразумное размышление" (Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. М., 1993, с.205).

    [155] Вообще в древнем монашестве старались избирать те виды работ, которые "не нарушают сосредоточения мысли и внутреннего спокойствия, которые не ведут к опасному и бесполезному хождению в монастырь женщин и других светских лиц. В производстве вещей должно ограничиваться предметами простыми и низкой цены, никогда не возбуждающими человеческих страстей. Если ткут материи, то чтобы это были самые обыкновенные, а не те, которые привлекают взоры молодых людей. Обуви не должно делать лучшей, чем какая употребляется в общине. Зодчество, столярничество, производство из железа — искусства очень полезные и необходимые для жизни, и ничто не мешало монахам ими заниматься. Но если эти занятия производили смуту и расточительность в монастыре, то нужно было их не допускать. Полевые работы, более других работ, согласовались с требованиями монашества. Обязанность работать, по взгляду иноков, — одинакова для всех; кто ест, как другие, и кто не калека, должен и работать, подобно другим: если кто искал предлога для ничегонеделания, он грешил; отказываться от работы предлагаемой и просить другую признак души маловыдержанной" (Константинопольское монашество от основания города до кончины патриарха Фотия (330—398). Извлечено из сочинения Аббата Марена. Книга 1.СПб.,1899, с.74-75).

    [156] Дикое племя, жившее в Малой Азии и часто промышлявшее разбоем, грабежом и набегами на восточные области Византии, отличающиеся высокой культурой. Об одном из таких набегов (между 403 и 408 гг.) и идёт речь у блаженного Феодорита. Лишь начиная с середины V века исавры стали приобщаться к греческой культуре и христианству.

    [157] Весьма значительная по тем временам сумма, ибо, согласно одному постановлению 444 г., на содержание одного новобранца отпускалось тридцать златниц в год.

    [158] По мнению П. Сладкопевцова, в этом вынужденном переселении преп. Феодосия "видно было и распоряжение Промысла; нужно было, чтобы и в окрестностях Антиохии явилась такая же обитель, как в Россе. Поселившись близ селения Маратон, преп. Феодосий славою своих подвигов и сюда привлек ревнителей подвижничества; и вот явилась Маратонская киновия, достигшая скоро цветущего состояния" (Сладкопевцов П. Древние сирийские обители и прославившие их святые подвижники. Вып. I, СПб., 1902, с. 123). Следующее ниже повествование, выделенное особо, является позднейшей интерполяцией. См. работу, посвященную тщательному изучению рукописной традиции "Истории боголюбцев": Leroy-Molinghen A. Les manuscrits de l´Histoire Philothee // Byzantion, v. 34, 1964, p. 27-47.

    [159] Аналогичное повествование о преп. Феодосии (только относящееся к первой его обители) встречается у блаженного Иоанна Мосха: "Мы пришли в монастырь аввы Феодосия в Скопеле. Монастырь стоит на горе между прибрежной Селевкией и Россом Киликийским. Отцы этого монастыря повели нас еще выше на гору, на расстояние полета стрелы. Там указали нам на источник и сказали: "этот обильный и прекрасный источник дан нам Богом. Воистину, он не от природы, но — дар Божий. Святой и великий отец наш Феодосий много постился и изливал, с коленопреклонением, источники слёз, прося, чтобы Бог дал на наше утешение и употребление эту воду. Раньше отцы добывали воду из горного потока, но Бог, всегда исполняющий желания боящихся Его, даровал нам благословение воды по молитвам отца нашего. За два года пред сим некоторые из братии просили игумена, чтобы дозволил им построить в монастыре баню. Авва с неудовольствием выслушал эту просьбу, однако уступил, снисходя к слабости братии. Баня была выстроена, но всего только раз успели вымыться в ней, как источник богодарованной воды иссяк. И сказать вам правду: много мы постились и много молились со слезами, но воды не было. Целый год вода в источнике не показывалась, и мы много скорбели. Но когда отец наш разрушил баню, Бог снова дал нам воду" (Луг духовный, с.100-101).

    [160] Преп. Феодосий скончался в 412 году (память 11 января)

    [161] Некий Елладий, епископ Тарсский, принимал участие в заседаниях Третьего Вселенского Собора (431 г.), но, не признав его определений, был лишен кафедры в 435 г. Предполагается тождество этого Елладия с преемником преп. Феодосия. См.: Festugiere A. Antioche paienne et chretienne, p. 315; Canivet P. Le monachisme syrien, p. 185

     

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100