• На главную страницу
  • Творения святых отцов и учителей Церкви
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Блаженный Феодорит Кирский

    История боголюбцев

    Оглавление

     

    VI. СИМЕОН ДРЕВНИЙ [112]

    1. Если бы кто-нибудь преднамеренно не упомянул бы о старце Симеоне и предал бы забвению память о его любомудрии, тот не избежал бы, пожалуй, обвинения в несправедливости и зависти и упрёка в том, что он не хочет восхвалять достойное похвалы и предложить стремящимся к пользе духовной пример, достойный любви и подражания. Поэтому я, боясь осуждения и желая почтить его достойными похвалами, расскажу об образе жизни сего великого мужа.

    Он непрерывно, в продолжение многих лет, проводил жизнь пустынную, поселившись в маленькой пещере; не видел ни одной человеческой души, потому что желал быть один, чтобы постоянно беседовать с Богом всяческих.

    2. За эти труды он был одарён свыше обильной благодатью, так что мог повелевать даже самыми сильными и свирепыми зверями. И это было известно не только благочестивым людям, но и неверным иудеям. Известность среди них стяжал он вследствие такого случая. Некоторые из них, по какой-то надобности, направились в одну крепость, находящуюся за пределами нашего края. В это время пошел сильный дождь и поднялась буря. Путешественники, не видя ничего, сбились с дороги и стали блуждать по пустыне, не встречая ни селения, ни пещеры, ни путника. Блуждая по твёрдой земле, как затерявшиеся среди волн, они заметили, словно пристань, пещеру божественного Симеона и, подойдя к ней, увидели человека иссохшего и грязного, носящего на плечах короткие лохмотья из козьей шкуры. Приметив их, Симеон произнёс приветствие (ибо был он обходителен) и спросил о причине прихода. Когда они рассказали о случившемся с ними и попросили показать путь, ведущий к крепости, он сказал: "Подождите, я сейчас дам вам провожатых, которые укажут путь". Они послушались и присели отдохнуть. Вдруг подошли к ним два льва, вид которых был совсем не свирепый, но смиренный, и которые ласкались к Симеону, будто к своему господину, и выражали ему полную покорность. Он мановением руки приказал им проводить странников и вывести на тот путь, с которого они сбились[113].

    3. Повествование это никто не должен считать баснословным, поскольку о нем свидетельствуют общеизвестные враги Истины[114], — ибо сами облагодетельствованные им не перестают прославлять его. Мне же это поведал великий Иаков, который сам присутствовал у блаженного Марона при их рассказе ему об этом чуде. И как же не назвать более неверным, чем иудеи, того, кто не поверит им, свидетельствующим о чудесных действиях христиан? Ибо они, и будучи упрямы, покоряются, однако, и уступают лучам Истины; а христиане, называющиеся благомыслящими и сочетавшиеся с верой, не верят врагам, свидетельствующим о силе благодати!

    4. Благодаря таким чудесам сей человек Божий стал известным и привлёк к себе многих из соседних варваров (пустыню эту населяют люди, с гордостью именующие своим предком Измаила), но любовь к безмолвию побудила его оставить пещеру; после долгого пути он достиг горы, называемой Аманом, которая в прежние времена была местом безумного служения многим идолам. Он возделал её многими и различными чудесами и насадил на ней благочестие, которое и поныне господствует там.

    5. Но пересказать всё, что передают о нём, чрезвычайно трудно, а для меня, пожалуй, и невозможно. Упомяну только об одном событии и, предложив его, как свидетельство Апостольского и пророческого дара чудотворения сего старца, предоставлю самим читателям сделать вывод относительно того, какой силой благодати обладал он. Было лето, время жатвы, и снопы собирались на гумно. Некий земледелец, не довольствуясь плодами праведных трудов своих и желая плодов чужих, похитил часть снопов у соседа, чтобы таким образом приумножить свой урожай. Но Божий суд сразу же обличил кражу: ударила молния и зажгла гумно похитителя. Несчастный побежал к человеку Божию, жившему недалеко от того селения, рассказал о своём несчастии, а воровство своё попытался скрыть. Однако когда ему было велено говорить правду, он признался в краже (несчастье заставило его обвинить самого себя). Тогда сей муж Божий приказал ему отвратить наказание возмещением за обиду ближнего, говоря: "Как скоро ты возвратишь те снопы, исчезнет и этот ниспосланный Богом огонь". И действительно оказалось, что, как только он, вернувшись, принёс обиженному похищенные колосья, пламя без воды было погашено молитвой и предстательством старца Божия.

    6. Это чудо преисполнило страхом не только соседей, но и весь город, то есть Антиохию, вблизи которой располагалось то селение, и заставило жителей её часто обращаться к старцу: одного с просьбой освободить его от одержимости злым духом, другого — о прекращении горячки, а третьего — об исцелении от какой-либо другой болезни, мучавшей его. И старец щедро источал потоки обитающей в нём благодати.

    7. Но опять, из любви к безмолвию, Симеон решился удалиться на гору Синай. Узнав об этом, многие из людей добрых и заботящихся о подобном же любомудрии, собрались и изъявили желание присоединиться к нему в этом путешествии. Когда они, совершая путь много дней, дошли до Содомской пустыни, то увидели вдали, на низменном месте, руки человека, простёртые ввысь. Сначала они сочли это за бесовское обольщение, но когда и после усердных молитв своих узрели то же самое, то подошли близко к это месту и увидели небольшую пещеру, подобную тем, какие обыкновенно вырывают лисицы, устраивающие для себя убежище. Но в ней они никого не заметили, потому что тот, кто простирал руки, услышав шорох шагов, скрылся внутри пещеры.

    8. Старец, заглядывая туда, очень долго и усердно стал просить, чтобы неизвестный вышел и показал, человеческое ли он существо или какой-нибудь бес-обольститель, притворяющийся таким образом. "Мы, — говорил старец, — проводя подвижническую жизнь и любя безмолвие, блуждаем по этой пустыне и желаем поклониться Богу всяческих на горе Синай, на которой Он Сам, явившись рабу Своему Моисею, дал скрижали закона. Стремимся же мы туда не потому, что считаем, будто Божество ограничивается местом[115] — ибо знаем Его Собственные слова: еда небо и землю не Аз наполняю, рече Господь (Иер.23,24) и содержай круг земли, и живущии на ней аки пруги (Ис.40,22), — но потому, что для пламенеющих любовью дороги не только сами возлюбленные, но приятны и те места, где они бывали и беседовали".

    9. Когда старец сказал это, человек, скрывающийся в глубине пещеры, показался; вид он имел дикий: волосы неопрятные, лицо сморщенное, члены тела измождённые; одеянием его служило рубище, сшитое из пальмовых листьев. Поприветствовав их и пожелав мира, он спросил, кто они, откуда пришли и куда идут? Они, ответив на эти вопросы, в свою очередь спросили, откуда он пришел сюда и по какой причине избрал такую жизнь? Он ответил: "Некогда, подобно вам, возымел я желание совершить такое же паломничество на гору Синай; соучастником в этом предприятии стал мой друг и единомышленник, стремившийся к такой же цели, что и я. Но во время путешествия ему суждено было окончить здесь свою жизнь; будучи связан с ним клятвою, я выкопал здесь, как мог, могилу, предав его тело погребению, а возле неё вырыл другую могилу для себя. И вот теперь я ожидаю здесь конца своей жизни и приношу Господу обычное молитвенное служение. Пищей мне служат финиковые плоды, которые приносит, по распоряжению моего Покровителя[116], один брат".

    10. Когда он говорил это, то вдали показался лев. Спутники старца обомлели от страха, но обитатель пещеры, заметив это, встал и дал знак льву, чтобы он шел в другую сторону. Лев повиновался и ушел, однако вскоре принёс ветвь фиников, а затем лёг вдали от тех мужей и заснул. Разделив финики и совершив вместе со странниками молитву и псалмопение, которые окончились на утренней заре, обитатель пещеры отпустил их, изумлённых таким необычайным зрелищем.

    11. Если кому-нибудь этот рассказ покажется невероятным, то пусть он вспомнит о жизни великого Илии и о служении воронов, которые постоянно приносили пророку утром хлеб, а к вечеру — мясо (3 Цар.17.6). Творцу всяческих легко найти многоразличные способы для сохранения жизни своих рабов[117]. Так, Он трое суток хранил Иону во чреве кита (Ион.2); Он устроил так, что львы устрашились Даниила во рву (Дан.6); Он заставил бездушный огонь действовать разумно: находящихся внутри пещеры освещать, а бывших вне её — опалять (Дан.3). Впрочем, нет особой необходимости приводить доказательства Силы Божией, ибо она всем известна.

    12. Когда они достигли вожделенной горы, то чудный старец, как говорят, на том месте, на котором Моисей удостоился видеть Бога (а он видел Бога, насколько это возможно для смертной природы), преклонил колена и не вставал до тех пор, пока не услышал Божественный Глас, указывающий на благоволение к нему Владыки. После того как он пробыл коленопреклоненным целую неделю, не вкушая никакой пищи, Божий Глас повелел ему принять предложенную еду и вкушать её без всякого сомнения. Он протянул руку, нашел три яблока и вкусил их, как повелел Давший; вновь обретя силы, он, как обычно, поприветствовал своих спутников. После этого он отправился в обратный путь, радостный и веселый, потому что услышал Божий Глас и вкусил Богодарованной пищи.

    13. После возвращения с горы Синай Симеон устроил два убежища любомудрия: одно — на вершине горы, о которой мы уже говорили, а другое — внизу, у самого подножия её. Собрав в них подвижников добродетели, он стал учителем и руководителем обеих обителей; братию он научал относительно приражений врага[118], ободрял благоволением Высшего Судии[119], увещевал быть отважными, преисполнял благими помыслами, убеждал быть смиренными с ближними и великодушными с врагами.

    14. Так уча и так живя, совершив столько чудес и просияв столькими добродетелями, он окончил эту многотрудную жизнь и отошел в жизнь неувядающую и беспечальную, оставив после себя бессмертную славу и вечную память. Во время жизни этого старца пользовалась его расположением блаженная — и трижды блаженная! - мать моя, которая часто рассказывала мне о его подвигах[120]. А я теперь молю его удостоить меня своего могучего покровительства и предстательства пред Богом, и уверен, что получу их. Ибо подражающий Человеколюбию Господа, без сомнения, исполнит мое прошение.

     

    Примечания:

    [112] Прозвание "Древний", "Ветхий" или "Старший" дано ему в отличие от Симеона Столпника (см. главу XVI). См. замечание архиепископа Сергия: "О Симеоне Ветхом (ибо есть новый, после него бывший 1 сент.) сведения достоверные в Истории Боголюбцев Феодорита". Архиепископ Сергий (Спасский). Полный Месяцеслов Востока, т. II, с. 41.

    [113] Подобные повествования о подвижниках, преизобильной благодатью, дарованной им, укрощающих диких зверей, довольно часто встречаются в древнецерковной агиографической литературе и патериках. См., например, у блаженного Иоанна Мосха: “В той же самой местности Сапсас жил другой старец, достигший столь великого духовного совершенства, что без трепета встречал львов, приходивших к нему в пещеру, и кормил их на своих коленах. Столь великой Божественной благодати исполнен был человек Божий!" Другой старец "часто удалялся на берега святого Иордана и, оставаясь там, ложился спать во львином логовище. Однажды, найдя двух львенков, он принес их в своем плаще в церковь. "Если бы мы соблюдали заповеди Господа нашего Иисуса Христа, — сказывал он, — то звери боялись бы нас. Но за грехи наши мы стали рабами, и теперь скорее боимся их"”. Луг Духовный. Творение блаженнаго Иоанна Мосха. Сергиев Посад, 1915, с. 5,28.

    [114] Вообще у блаженного Феодорита встречаются достаточно резкие выражения в адрес иудеев. Так, ссылаясь на Мф.21,9 и 16, он говорит: "Почему и дети сии осуждают непризнательный иудейский народ, этого, подобно диаволу, врага и местника; потому что и сей народ, преступая всегда Закон Божий и делая противное Божиим повелениям, потом как бы подвизаясь за Законодателя, распял Владыку Христа, называя Его противником Божиим и нарушителем закона". Однако это - резкость искренней скорби: "Но мне приходит на мысль плакать о неверии иудеев, которые, слыша пророчество, ясно упоминающее о концах земли, и зная, что, кроме единого, происшедшего от Давида по плоти Владыки Христа, ни один из царей их не приобретал такого владычества, слепотствуют очами ума своего" (Творения блаженнаго Феодорита, епископа Кирскаго, ч. II. Сергиев Посад, 1905, с.20,42-43). Поэтому, согласно мнению П. Каниве, отношение блаженного Феодорита к иудеям следует считать в целом достаточно умеренным и мягким. См.: Canivet P. Histoire d´une enreprise apologetique au V e siecle. Paris, 1962, p. 62.

    [115] Говоря так (ουκ οτι το θειον τοπω περιγραφθαι νομιξομεν) блаженный Феодорит высказывает один из важных тезисов христианского учения о Боге - утверждение, что Бог является "неописуемым". Ср. у святого Григория Богослова: "Божие свойство - все проницать и все наполнять, по сказанному: еда небо и землю не Аз наполняю, глаголет Господь (Иер.23,24), и еще: Дух Господень исполни вселенную (Прем. Сол. 1,7), — как сохранится, если Бог иное ограничивает, а иным Сам ограничивается?" (Святитель Григорий Богослов Архиепископ Константинопольский. Собрание творений, т 1. Сергиев Посад, 1994, с.395). Примечательно, что оба выдающихся христианских богослова, высказывая данный тезис, ссылаются на Иер. 23,24. В другом своём сочинении блаженный Феодорит замечает: "И бесконечность и неописуемость Божию дознали мы также и из Ветхого, и из Нового Завета” (Творения блаженнаго Феодорита, епископа Кирскаго, ч. VI. М., 1859, с. 5).

    [116] Этим понятием (κηδεμων - попечитель, опекун, защитник") в святоотеческой письменности часто обозначался Бог, или одно из Лиц Святой Троицы. Так, святой Григорий Чудотворец говорит о Боге Слове: "Он есть - Спаситель всех, Покровитель и Исцелитель находящихся на грани смерти и ставших жертвами разбойников, недремлющий страж всех людей” (Gpegoire le Thaumaturge. Remerciement a Origene suivi de la lettre d´Origene a Gpegoire. Ed. par H. Crousel // Sources chretiennes, № 148. Paris, 1969, p. 180

    [117] Не исключена возможность, что на изображение этого одинокого отшельника у блаженного Феодорита оказало влияние известное "Житие преп. Павла Фивейского", которое принадлежало "к числу любимейших памятников агиографии; сказание о начале пустынножительства и, так сказать, первом герое “ангельского образа", более чем столетнем старце, проведшем почти всю жизнь в пустыне среди диких зверей и, как древний Илия, получающем чудесным образом пищу от ворона, — привлекло к себе интересы многих и многих, читалось и перечитывалось, писалось и переписывалось и варьировалось на разные лады в своем изложении" (Троицкий И. Обозрение источников начальной истории египетского монашества. Сергиев Посад, 1906, с.188).

    [118] Подразумевается то святоотеческое аскетическое учение, "что одним из главных источников так называемого "приражеиия" (η προσβολη) страстей или "помыслов (οι λογισμοι) является воздействие на человека чуждой ему, враждебной, демонской силы" (Зарин С.М. Значение страстей в духовной жизни, их сущность и главные моменты развития, по учению свв. отцов-аскетов // Христианское Чтение, 1904, № 4, с.488).

    [119] Слово αγωνοθετος (в старых переводах оно обычно передаётся как "подвигоположник"), означающее в классическом греческом языке “устроителя, распорядителя и судью состязаний” в творениях отцов Церкви часто прилагалось к Богу Отцу или ко Христу, и подразумевало, что Они внимательно следят за духовной бранью христиан и вручают достойным награды. Сам блаженный Феодорит по поводу Флп.3,15 говорит: “Таких мыслей надлежит нам держаться о прилежащих наградах. Если и не точно знаем, в чем они состоят, то должно нам знать, что покажет это нам Подвигоположник Бог" (Творения блаженнаго Феодорита, ч. VII, с.476).

    [120] Сам блаженный Феодорит не знал Симеона Древнего, отошедшего ко Господу ок. 375-380 гг. Мать же его, после исцеления своей болезни глаз по молитвам великого сирийского подвижника Петра (см. ниже главу IX), совершенно оставила светскую жизнь, "и даже проводила "подвижническую жизнь", а ее нередкие сношения с Антиохийскими аскетами поддерживали в ней стремление к возвышенным идеалам" (Глубоковский Н. Блаженный Феодорит, т. I, с.7).

     

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100