• На главную страницу
  • Чудотворные иконы. Иконопись
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси

    Повесть о честном и славном явлении образа Пречистой Богородицы в Казани

     

    Списано смиренным Ермогеном, митрополитом Казанским

     

    Благослови, отче!

    Хотя и предивное чудо совершилось в наши дни милостивым посещением Творца всякого блага, Господа нашего и Бога Иисуса Христа, и рождшей Его Пресвятой и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии через явление пречудной и чудотворной иконы в преславном городе Казани, но как я, недостойный, смогу рассказать об этом своими недостойными устами? Однако же, надеясь на неизреченные щедроты Сына Божия и на молитвы Богородицы, дерзну начать свою повесть словами учителя Вселенной.

    Казанская икона Божией Матери.

    Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей... благословивший нас духовным благословением(2 Кор, 1, 3-4; Еф. 1, 3). Как гром пронеслось во все концы Земли Русской Божие к нам милостивое посещение, явление Богородичной иконы. Я же, недостойный, бывший свидетелем того, как и какими чудесными благодеяниями явил Бог и Богородица из недр земных Свой чудотворный образ, писать о том до сих пор замедлял или от недостатка разума, или от нерадения и душегубительной лености, отчасти же ради страха за свое недостоинство. Но Ты Сама, о Преблагословенная, Заступница Усердная, Матерь Бога Вышняго, содействуй мне, да будет надо мною воля родившегося от Тебя Христа Бога нашего, да просветится Тобою, о Всенепорочная, у меня, недостойного, помраченный ум мой!

    Так как Ты молишь за всех Сына Твоего, Христа Бога нашего, — содействуй и мне в писании этом, ибо всем созидаешь спасение, прибегающим к Твоему державному покрову. Ибо много раз вспоминал я грехи свои и слезы проливал, зная свое недостоинство. Однако же и то мне в ум пришло, что было бы неправедно погружать в глубину забвения Божии тайны и неизреченные, и многомилостивые к нам дарования. Подай мне, о Всепетая, дар говорить и писать все, что видел и слышал я о пречудной Твоей иконе, и всех нас заступи, о Госпожа и Царица! Хотя я и недостоин принести Тебе по достоинству похвалы, однако сподоби меня, Владычица, хвалу Тебе принести за Твои неизреченные для нас благодеяния, как сподобила меня, недостойного и грешного, о Всеблаженная, прежде всех священных лиц прикоснуться пречистому Твоему образу и чудотворной иконе Твоей и Сына Твоего Христа Бога нашего

    Вот что было в лето 7087 (в 1579 году). 23 июня месяца, на память святой мученицы Агриппины, случился пожар в новопросвещенном городе Казани, на 26-м году после взятия его, достовернейшими свидетелями чего были мы сами. В полдень загорелось близ церкви Святителя Николая, называемого Тульским, во дворе некоего воина царского Даниила Онучина. И только малая часть посада осталась невредимой, да еще та половина города, которая ближе к соборной церкви, и двор архиепископа; бóльшую же часть посада и все торговые помещения, и в городе обитель Боголепного Преображения Спасова, и двор великого князя, увы! Все огонь поглотил, пожег и совсем уничтожил

    Человеколюбец же Бог, видя терпение людей Своих и веру их, и дабы утвердилась бы и просветилась православная вера — истинная христианская вера греческого закона, основанная на правом учении Господа нашего Иисуса Христа и святых Его учеников и апостолов, Богоносных отцов и всех святых, утвердивших православную веру Христову и научивших веровать “во Отца и Сына и Святаго Духа”, Неразделимую Троицу, предстательством же и молением Заступницы нашей Царицы, Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии, непрестанным ходатайством Ее пред Своим Сыном и Богом нашим — по благодати Божией ныне Господь показал нам праведное и всесветлое солнце и отверз, наподобие Едема затворенного, явил из земли пресветлую икону — источник неисчерпаемый, по Его человеколюбному Промыслу прежде в земле скрытую, чудотворную икону Матери Своей, а нашей Царицы Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии, честной Ее Одигитрии и Свой человеколюбный образ. Итак, откуда праведный гнев Свой за наши грехи испустил, оттуда же, близ места того, на расстоянии брошенного камня, показал нам и светящиеся благодатью лучи, и источник исцеления.

    Итак, Богородичная икона явила себя таковым образом: Владычица не открыла образа Своего ни святителю города, ни властному начальнику, ни вельможе, ни богатому и ни мудрому старцу, но явила Свое честное сокровище и неисчерпаемый источник всем приходящим с верою — чудный Свой образ — юной дочери простого, искусного в военной стрельбе воина, имеющей десять лет от роду, по имени Матрона, этой-то девице и явилась эта чудная и пресветлая Богородичная икона.

    После пожара, в то же лето и в том же месяце, начала являться этой девице пресветлая икона Божией Матери и велела ей пойти в город и рассказать о Богородичной иконе, которую видела, архиепископу и воеводам, чтобы они пошли и вынули из недр земли образ Пречистой Богородицы, причем указала и место, где могут обрести честное сокровище необычайного бисера - чудную икону Богородицы. Девица же, по юности и недомыслию, побоялась поведать о видении и рассказала только матери своей, та же не обратила внимания на ее слова. После же опять в видении, и не один раз, являлась ей (девице) пресветлая и чудная эта икона и велела ей непременно рассказать об этом видении, девица же не один, а много раз говорила матери своей о явлении той чудной Божественной иконы и просила ее без колебания поведать об этом видении и властям...

    Мать же девицы поспешно пошла в город к воеводам, привела к ним и девицу и велела ей самой рассказать все, что с нею случилось; девица же поведала им все глаголы, слышанные от пречудной и великолепной Богородичной иконы, указывая и место (нахождения иконы); они же, одержимые неверием ко пречестной иконе Пречистой, о которой поведала им девица, не обратили на это никакого внимания. Тогда мать, прослезившись, взяла дочь и пошла к архиепископу и поведала ему те же слова, указывая и место (нахождения иконы), указанное девице, дабы повелел вынуть (из земли) святую Богородичную икону; архиепископ же не внял речам ее и отослал ее без дела.

    Был же приход их (к воеводам и архиепископу) в седьмой час дня, а обретение чудного пресветлого образа Богородицына — в двенадцатом часу дня, после пожара в тот же год, месяца июля в 8 день, на память святого великомученика Прокопия

    Было же дело так: пошла та женщина к своему дому, рассказывая всем людям о чудной иконе, какое видение видела дочь ее, люди же, дивясь словам ее, отходили, не внимая (как должно) речам их; она же, взявши заступ и пришедши к показанному месту, начала копать и долго не обретала искомого; спустя немного времени начали и другие копать и вскопали уже все место то, но ничего не нашли; девица же начала копать на том месте; где прежде была печь, также (копали) с нею и прочие. И когда выкопали немного более двух локтей, о чудо! Явилась чудотворная икона Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, честная Одигитрия, вместе с Превечным Младенцем, Господом и Богом Иисусом Христом; на чудной же иконе той был ветхий рукав одежды из вишневого сукна; самый же чудотворный образ чудно сиял светлостью, как будто вновь был написан красками, тогда как земной прах нисколько не коснулся того чудного образа, как сами мы видели.

    Девица же, взяв образ Пречистой со страхом, и трепетом, и радостью, поставила его на том же месте. И люди, бывшие тут, возопили, проповедуя неумолкаемо о явлении той Божественной иконы, и вскоре стеклось бесчисленное множество благочестивых из народа, вопиюще со слезами: “Владычица, спаси нас!”

    И послали весть к архиепископу и к правителям города, что обрели святый образ Богородицы; архиепископ же вскоре приказал звонить в колокол и пошел с крестами и со всем Священным Собором, с воеводами и со множеством народа на то место, где обрели чудную икону, и видел образ Пречистой, как бы новый дар, пречудно светящийся, и очень дивился и недоумевал, что такого начертания образа никогда и нигде не видел прежде; одержимый же радостью и страхом за свое неверие, с плачем молился и просил милости и прощения за свой грех. Так же и воеводы с плачем просили милостивого (прощения) за то нерадение и неверие, которым согрешили пред чудотворным образом Пречистой. И весь народ городской стекался на то дивное Божественное чудо и, веселясь со слезами, в радости душевной воссылал хвалу Богу и Богородице за обретение многобогатого и бесценного сокровища.

    Я же тогда, бывши в чине священника у святого Николая, который зовется Гостинным, хотя и был каменносердечен, однако прослезился и припал к Богородицыну образу и к чудотворной иконе, и к Превечному Младенцу, Спасу Христу, и потом поклонился архиепископу и испросил у него благословения на то, чтобы повелел взять мне пречудную Богородицыну икону; архиепископ же благословил меня и повелел мне взять ее. Я же, будучи недостойным, однако со страхом и радостью прикоснулся к чудотворному тому образу и взял его с того деревца, которое было воткнуто на том месте, где в земле была та святая и чудная икона. И по повелению архиепископа с прочими святыми крестами пошел я с иконою в находящуюся вблизи церковь святого Николая, который зовется Тульским, и по совершении там молебного пения архиепископ опять со всем Освященным Собором и начальниками города, и все множество православного народа вместе с женами и детьми вслед за святыми иконами пошли в город с новоявленной иконой чудотворной

    Мы же Божией благодатью и Пречистой Богородицы чудотворным Ее образом хвалимся и веселимся, и воспеваем победную песнь Сотворившему дивные чудеса в Троице славимому Богу: Отцу, Сыну и Святому Духу - ныне и присно и во веки веков. Аминь.

     

    Текст приводится по изданию: Повесть о честном и славном явлении образа Пречистой Богородицы в Казани [с сокращ.] // Патриархи Московские. М., 2004. С. 56-60

     

     

    Рекомендуем также:

    Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579)
    Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, чудотворец. Житие
    Молитва ко Пресвятой Богородице пред иконой Ее, именуемой "Казанская"
    Епископ Мефодий (Кульман). Казанская Икона Божией Матери
    Юлия Капустина. 4 ноября - день Казанской иконы Божией Матери

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100