• На главную страницу
  • История
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Иконоборчество при Льве III Исавре (717-741)

     

    “В православном мире открытое иконоборчество началось по инициативе государственной власти” [1] - в правление императора Льва III Исавра (717-741).

    Ко времени Льва III в восточных областях Византии, в Малой Азии, существовало уже довольно сильное иконоборческое движение. “Императоры-иконоборцы, будучи родом с Востока, были хорошо знакомы с существовавшими там религиозными взглядами; они на этих взглядах выросли; они с ними сроднились и, сделавшись императорами, перенесли их в столицу, чтобы положить в основание своей церковной политики” [2]. По выводу А.А. Васильева, с точки зрения императоров-иконоборцев “поклонение иконам и почитание мощей являлось остатками язычества, которые во что бы то ни стало необходимо было уничтожить” [3]. Императоры-исаврийцы претендовали на верховную власть в Церкви [4], и они считали себя вправе сделать свои религиозные взгляды обязательными для подданных империи.

    “Первые девять лет правления Льва, посвященные им отражению внешних врагов и укреплению трона, не были ознаменованы какими-либо мерами относительно икон” [5]. Церковная деятельность императора в этот период выразилась в том, что в 723 году он приказал насильственно крестить всех иудеев и монтанистов, проживавших в империи. “Иудеи сговорились принять крещение ("обмануть безумного гоя"), но фанатичные, искренно безумные монтанисты во Фригии собрались в одном своем храме и сами себя сожгли” [6].

    Лишь на десятый год своего правления, то есть в 726 году, император, по словам хрониста Феофана, “начал вести речь об уничтожении святых и досточтимых икон”. К этому времени Лев III “достаточно осмотрелся и нашел себе опору в части иерархии” [7]. Среди малоазийских иерархов уже сложился “целый кружок противников икон. Самым активным явился епископ города Наколии Константин в Синнадской митрополии (Фригия), человек малообразованный, фанатичный. Он восстал против "поклонения рукотворным" вещам - προσκυνησις τοις χειροποιητοις, чем вызвал протест митрополита Синнадского.

    Тот писал Константинопольскому патриарху Герману [8] о своем бунтующем епископе. Но Константин был не одинок. Фома, епископ Клавдиопольский (в Понте), еще решительнее воспламенился против "идолопоклонства", запрещенного Ветхим Заветом (Исх. 20:4-5). Константин и Фома отправились в Константинополь к патриарху Герману. Он их разубеждал и, казалось ему, разубедил. Но это было наивностью Германа. Вернувшись к себе в Клавдиополь, Фома решительно запретил иконы. Константин Наколийский также. Третьим их единомышленником был митрополит Ефесский Феодосий”, незаконный сын императора Тиверия III (698-705). “Митрополит Феодосий по своим связям был доверенным лицом и Льва III Исавра. Еще значительнее то обстоятельство, что синкел самого патриарха Германа Анастасий также примкнул к иконоборцам…

    Начавшееся среди иерархии иконоборческое движение нашло благодарный отклик в сердце Льва III. Он возревновал об этом, как о долге своей религиозной совести. Когда в 726 году случилось извержение вулкана на морском дне к северо-западу от Крита и среди Кикладских островов образовался новый остров, император Лев увидел в этом знамение гнева Божия. За что? За "идолопоклонство". Таково было придворное толкование. Император созвал Тайный совет (так называемый Silentium) и высказал свое отрицательное мнение об иконах” [9]. Но святитель Патриарх Герман “заявил императору, что не потерпит никакого изменения в вероучении без Вселенского Собора” [10].

    Поэтому император решил действовать без резкостей, постепенно. Как писал А.В. Карташев, “сделан был опыт начать некую "чистку": удалять иконы с видных наружных мест и, как говорили, поднимать их в церквах повыше, чтобы народ не лобызал и не кланялся им” [11]. А.А. Васильев, впрочем, отвергал “представление о том, что иконоборческое движение VIII века началось не с уничтожения икон, а только с того, что их стали вешать выше, чтобы этим воспрепятствовать молящимся прикладываться к ним… В византийских церквах большинство икон были изображения живописные (фрески) или мозаичные, то есть такие, которые нельзя было отделить от церковных стен” [12].

    Как бы то ни было, Лев III пока довольствовался осторожными полумерами. Известно, что “из храма Святой Софии во все царствование Льва III иконы не убирались. Этим компромиссным методом и объясняется, что целых три с половиной года после этого патриарх Герман оставался на своем посту. Император Лев будто бы обращался и к народу с увещаниями отстать от поклонения иконам. Но успеха не имел и в конце концов перешел к грубым солдатским мерам. Свой грубый (обычный для его времени) взгляд на эти дела Лев фактически уже применил в первые же годы своего царствования”, когда приказал насильственно крестить иудеев и монтанистов [13].

    “B июне 726 года новое иконоборческое настроение армии демонстративно проявило себя в новом вызывающем инциденте. Арабы осадили Никею. Осажденные жители толпились около образа Богоматери с молитвами. Один солдат швырнул в икону камнем и разбил у нее ногу. По-видимому, икона была скульптурная. На другой же день, гласит предание, солдат был сам убит камнем в сражении с арабами. Город спасся от арабов. Православные увидели в этом знамение и еще больше стали чтить иконы” [14].

    Во многих частях империи иконоборческая политика императоров встретила сопротивление. “Острова и Южная Эллада даже восстали и выдвинули претендента на трон - Косьму. На Константинополь шел уже флот повстанцев. Но войска и флот Льва разбили его при помощи знаменитого "греческого огня"” [15].

    На Западе узнали об иконоборчестве от очевидцев - западных купцов. "Тут находились, - читаем в письме святого папы Григория II (715-731) императору, - коммерсанты из Рима, Галлии, из вандалов, из Мавритании, из готов - словом, из всех внутренних стран Запада. Прибыв на родину, они рассказали каждый в своей стране о твоих ребяческих поступках. Тогда всюду стали бросать твои портреты на землю, попирать их ногами и уродовать твое лицо".

    Как и Патриарх Герман, святой папа Григорий II отказался подчиниться императору и созвал в 727 году в Риме Собор, подтвердивший почитание икон на основании существования в Ветхом Завете скинии и особенно изображений херувимов [16].

    “Если забунтовала уже Эллада, то тем более оснований к волнению, помимо богословских, было y Запада. Посягательство византийских василевсов на Церковь и догму было отсрочено ввиду настроения пап, обостренного опасениями секуляризации церковных имуществ со стороны Льва. В воздухе Италии чувствовалось настроение восстания и отпадения от Византии под власть новых западных королей. Папа Григорий II был символом таких настроений. И императору Льву трудно было вступать в прямую борьбу с Западом из-за икон, когда в самом Константинополе патриарх Герман был на стороне икон. Иконы оставались внутри церквей, и лишь постепенно нарастало в иерархии иконоборческое настроение. Лев высматривал и приближал к себе подходящих иерархов. Таковым оказался протосинкел патриарха Германа Анастасий. Лев наметил его в заместители Германа и решил сделать на последнего прямой нажим… Император пригласил к себе святого Германа для "дружеского" сговора. Успеха не было. После этого Анастасий начал почти открытую агитацию против Германа, который ему сказал: "Не слишком спеши, еще успеешь попасть на ипподром". Это значило впутаться в рискованную политику и быть публично казненным. Действительно, через 15 лет мы увидим Анастасия посаженным на осла и возимым позорно по ипподрому” [17].

    Наконец, император “снова пригласил патриарха на закрытое совещание верховного совета (σιλεντιον) и на нем решительно поставил вопрос об иконах” [18]. Был составлен эдикт против икон [19]. Но святитель Герман вновь отказался осудить иконы. Он “пространно возражал, но, видя свою безуспешность, сложил с себя знаки сана и сказал: "Если я Иона, бросьте меня в море, но, Государь, без Вселенского Собора не подобает ничего менять в вере"” [20]. Таким образом, в 730 году святой Герман вынужден был удалиться в свое имение Платанион и там прожил до своей кончины в преклонном возрасте старше 90 лет.

    “Еще пред этими решающими моментами святой Герман писал папе Григорию II о своем сопротивлении императору. Сохранился ответ Григория II, в котором папа приветствует святого Германа, как своего собрата и борца за Церковь. Действительно, святой Герман при всей тихости своего нрава был плотиной, сдерживавшей назревшее иконоборчество в Церкви” [21].

    В том же 730 году [22] император приказал удалить с видного места, с ворот на дворцовой площади, называвшихся "Халкопратия", чудотворный образ Спасителя, известный “под именем Αντιφωνητής (то есть "ответчик" в смысле денежного гаранта, "поручителя"), по-церковнославянски "Споручник". Его воздвиг византийский купец-моряк в благодарность за чудесное избавление от трудного долгового обязательства, причем Спаситель (или Его святое имя) явился как бы поручителем за должника. Образ этот папа Григорий II называет "statua", Зонара - εκτυπωμα, "кованое изображение", Кодин - στηλη χαλκη, "медный столб". Это была не плоская икона в красках, а скульптура.

    Может быть, это была статуя, наподобие тех золоченых статуй, какие ставят на южно-французских и итальянских куполах вместо крестов, а может, это было горельефное распятие на фоне креста. Ведь офицер, посланный его снять (σπαθαροκανδιδατος Ιουβινος), не просто убирал его, а, поднявшись по лестнице, почему-то трижды ударил топориком по лицу изображения Спасителя - τρις ετυψε μετα της αξινης εις το προσωπον του χαρακτηρος του Σωτηρος, то есть как бы хотел срубить с креста только рельеф тела Христа, а крест оставить, поскольку иконоборцы крест демонстративно чтили. Кощуннику-офицеру толпа не дала докончить издевательство” [23]. Началось возмущение, в котором главное участие приняли женщины [24]. Посланец императора и несколько солдат были убиты. Император жестоко отомстил за это убийство, и защитники иконы Спасителя понесли тяжелые наказания. “Были казнены 9 человек и один инок, Феодосий. Это - первые мученики за иконы” [25].

    На место снятого образа Споручника Лев поставил крест и под ним надпись: "Не терпя, чтобы Христос изображался в безгласном и бездыханном образе из землевидного материала, воспрещаемого в Писании, Лев с сыном юным Константином начертывает на вратах трисолнечный образ Креста - похвалу верных"…

    Возведенный на патриаршество иконоборец Анастасий (730-753) полностью поддерживал политику императора. Он подписал императорский эдикт, направленный против икон. Эдикт этот, таким образом, был как бы издан также и от имени Церкви, что было очень важно для Льва [26].

    Как писал Л.А. Успенский, после указа 730 года иконы начали уничтожаться повсюду [27]. По словам А.В. Карташева, власти, вероятно, “уничтожили все иконные изображения, стоявшие в городах наружно” [28]. А.А. Васильев, впрочем, утверждал, что “о каком-либо систематическом гонении на иконы при Льве III не может быть и речи. Самое большее, что можно предположить, это отдельные факты преследования икон” [29].

    Исповедники Православия с самого начала иконоборчества “встали на четкую и бескомпромиссную позицию. Так, священномученик святой Патриарх Герман написал епископам-иконоборцам три догматических послания еще до открытого выступления Льва Исавра. Он предпочел унижение и ссылку ереси” [30]. Но многие “пошли по модной официальной дороге” [31]. Все большее количество новопоставленных епископов занимало иконоборческую позицию. “Вот так и случилось, что главным защитником иконопочитания стал гражданин другой страны” [32] – святой Иоанн Дамаскин (около 675-около 749), чиновник высокого ранга при дворе халифа Дамаска, великий православный богослов, полемист и песнописец, автор трех знаменитых “Слов против порицающих святые иконы”.

    А.В. Карташев писал: “Общеизвестно выступление выдающегося по образованности грека Иоанна, ставшего статс-секретарем при калифе Дамасском, в защиту икон. В этом некий парадокс. Высокопоставленный министр в державе, враждующей со всякого рода иконами, выступает защитником икон, тогда как в самой православной греческой державе открывается война против них с высот трона и верхушки иерархии”. Неудивительно поэтому, что “злобствовавший против Иоанна Иконоборческий Собор 754 года изображает Иоанна врагом Византийской империи и арабским патриотом”. Даже “некоторые новые историки считают, что выступления Иоанна против Льва могли считаться полезными арабским державам, ибо в укор Иоанну византийцы ставили его арабское фамильное прозвище "Мансур", то есть "помощник в победе". Так прозван был один грек, помогший арабам взять Дамаск. Может быть, от него и происходил Иоанн Дамаскин. То есть фамилия Иоанна и он сам считались друзьями калифов и пользовались их доверием” [33].

    Сразу после начала иконоборческого спора преподобный Иоанн Дамаскин написал свое первое Слово в защиту святых икон. Слово это, так же как и два другие, за ним последовавшие, представляет собою не только ответ на теоретическую установку иконоборчества, но очень полное и систематическое богословское изложение православного учения об образе” [34]. Преп. Иоанн Дамаскин указывал, что иконы возможны только по силе Воплощения, и иконописание неразрывно связано с тем обновлением и обόжением человеческого естества, которое совершилось во Христе; отсюда и такая тесная связь иконопочитания и почитания святых, особенно в их священных и нетленных останках. “Иначе сказать, учение об иконах имеет христологическое основание и смысл. Так было до Дамаскина, так рассуждали и его преемники” [35].

    “Замечательные слова преподобного в защиту святых икон привлекли к нему всеобщее внимание” [36]. Житие преп. Иоанна рассказывает, что император Лев III, желая отомстить Иоанну, оклеветал его перед халифом. Император отправил последнему подложное письмо, в котором Иоанн будто бы предлагал предать ему, императору, Дамаск. Халиф, поверив клевете, приказал отсечь у преп. Иоанна правую руку и лишил его должности. Но чудесной помощью Пресвятой Богородицы отсеченная рука срослась с суставом своим. Невиновность Иоанна обнаружилась, халиф предложил вернуть ему все почести, но Иоанн принял решение удалиться от двора. Оставив Дамаск, он провел остальную жизнь в строгом подвижничестве в Лавре святого Саввы близ Иерусалима.

    Как писал А.В. Карташев, “сопротивление папы еретичеству императора не могло не поднять всех паров недовольства византийским режимом, скоплявшихся в Италии. Усиленные налоги Льва возбуждали острое недовольство. A нажимавшие с севера лангобарды пользовались такими моментами, чтобы захватить всю Италию - и греческую Равенну, и папский Рим.

    При этих данных безумие новой ереси отрывало и церковно и политически Италию от Византии. Прежние ереси оторвали Восток, а новая ересь помогла оторваться и Западу. Еретичество византийских императоров, таким образом, было пагубным и в политическом смысле и глубоко виновато в подготовке разделения Церквей. Вассальная зависимость папы от Византии переходила в вассальную зависимость от новых покровителей…

    Еще прежде, чем первое распоряжение Льва III от 726 года дошло до Рима, лангобарды уже взяли Равенну и другие города. A византийские наместники обложили усиленными налогами Южную Италию, и на церкви в частности. Папа встал на защиту обремененных. Но византийские чиновники, считая его при данных обстоятельствах государственным преступником, позволили образоваться заговору для убийства папы. На поддержку заговорщикам из Византии прибыл новый экзарх Павел с инструкциями от императора убрать (?) Григория II и на его место провести другого. Но римляне соединились с лангобардами, окружили Рим и не позволили тронуть папу. Венецианская армия, население Пентаполя и все итальянцы заявили, что они отложатся от Византии, если экзарх посягнет на папу. И папе Григорию II самому пришлось утихомиривать восстание и удалось возвратиться на линию лояльности. Но усердие в пользу Константинополя не прекращалось. На жизнь папы хотел посягнуть византийский губернатор Неаполя. Его римляне убили. Убила папская партия и самого экзарха Павла в Равенне. И со стороны византийцев последовал еще ряд посягательств на папу. Тем временем лангобарды занимали город за городом. И опять-таки папа убеждал римлян не увлекаться враждой, ne dеsistеrent ab amore vel fide Romani imperii.

    Из этого видно, насколько "пораженчество" римлян, то есть соединение с варварами-лангобардами против Византии,… было вызвано безумным еретичеством императоров.

    Когда дошло до Григория II συγγραφη, послание патриарха Анастасия, папа отверг эпитет "брата и сослужителя", который прилагал к нему Анастасий, обличил Анастасия в ереси и написал, что отлучит его, если он не вернется к православию” [37]. Преемник святого Григория II, Григорий III, родом сирийский грек (последний папа, утвержденный византийским императором [38]), “взял ту же твердую линию” [39]. “Григорий III с большой ревностью расписывал храмы и заказывал иконы. Чтобы почтить поруганных святых, он установил в Риме, в капелле святого Петра, празднование дня всех святых, которое в то время было лишь местным праздником… Вообще можно сказать, что жестокость и преследования иконоборцев вызвали на Западе, не только в Риме, но и в других странах, как, например, во Франции, особенно сильное почитание святых и их мощей. Именно в эпоху иконоборчества мощи многих святых были перевезены во Францию (например, мощи святого Вита в 751 году, святого Севастиана в 826, святой Елены в 840). Римская Церковь, как мы видим, не поддалась искушению иконоборчества. Наоборот, она пребыла твердой в почитании икон, святых и их мощей” [40].

    В 731 году Григорий III созвал в Риме Собор из 93 епископов, который постановил: "Впредь кто изымет, уничтожит или обесчестит и поругает иконы Спасителя, Его Пречистой Матери, Честнейшей и Непорочной Девы, или святых апостолов и прочих святых, да лишится Тела и Крови Господа и да будет отлучен от Церкви". Но все послания папы к императору и патриарху по поводу иконоборчества “были арестованы в пути и не допущены до адресатов. Арестованы подобные письма, отправленные и по разным городам Италии. Император решил покончить с сопротивлением Рима” [41]. В 732 году в Италию была направлена флотилия под командованием стратига из Малой Азии Манеса, но она попала в шторм в Адриатическом море и не добралась до Апеннинского полуострова [42]. “Озлобленный император наложил большую контрибуцию на Сицилию и Калабрию, в том числе и на "наследие апостолов", то есть на владение римской кафедры” [43]. Но подобные меры не могли помочь сохранению византийской власти в Италии. По существу, события рубежа 30-х годов VIII века привели к тому, что с византийским господством в Центральной и Северной Италии было покончено навсегда. Лишь грекоязычные области Южной Италии остались за Византией [44].

    По мнению А.В. Карташева, “кроме этой междоусобной войны с римским Западом, государственной и материальной, иконоборческое безумие заложило на века прочный камень и для войны церковной, для раздора, борьбы и распада Церквей, римской и греческой. Подсознательно тут проявилась и разделяющая роль в Церкви национального начала. До сих пор древняя "Великая Греция", то есть юг Италии (Апулия, Калабрия, Сицилия), где жили греки и говорили в эту эпоху на своем греческом языке, a также почти весь Балканский полуостров (Ахаия, Эпир, Фессалия, Иллирия, Македония, Дакия, Мэзия, Дардания), соответственно старому имперскому делению считались провинциями Западной Римской империи и потому церковно принадлежали к Римскому патриархату. В них, однако, церковная жизнь по богослужебному языку, обрядам и обычаям текла не по латинскому, а по греческому руслу. Латинская каноника и латинский обряд только еще начинали поглощать обряд греческий на крайнем Западе, на юге Италии. Чем далее на Восток (в Ахаии, Македонии), тем незначительнее было влияние римского обряда” [45].

    “Но при греческом языке и греческом богослужебном чине, а также при практически полной церковной автономии, греки этих областей считали себя церковно лояльными чадами Римского епископа – папы. Особенно такое положение дел было выгодно фактическому церковному предстоятелю этих обширных областей – митрополиту Фессалоникийскому, считавшемуся папским викарием. Формальное подчинение далекому папе давало ему гораздо больше самостоятельности, чем мог бы он иметь при строгом контроле со стороны близкого Константинопольского патриарха.

    Но как бы там ни было, император Лев положил этому конец. В гневе на пап, без Собора, своей властью он произвел передел границ Римской и Константинопольской юрисдикций” [46]. “Он отнимает силой церковную юрисдикцию у пап над этой обширной территорией с сотнями епархий и епископов и подчиняет ее церковной, патриаршей власти Константинопольского архиепископа. Константинопольские патриархи и все византийцы не могли не увлечься выгодами этой их национальной "победы". A римская Церковь (папы) не могла не отнестись к этому, как к неканоническому насилию, грабежу "наследия - патримонии" апостола Петра” [47]. Как пишет А.Л. Дворкин, “именно этот раздор из-за власти сыграл свою роль в расколе при патриархе Фотии (IX век) и усугубил печальный процесс разделения Церквей. A Римские папы этим актом императора Льва как бы выбрасывались из пределов замыкающейся в границах грекоязычного мира империи, отрывались от ее духа и интересов и вталкивались в объятия новых западных "варваров"” [48].

    “Император Лев умер 18 июня 741 года после славного со светской точки зрения царствования и укрепления мощи своей империи. A Церковь в Неделю Православия анафематствовала Льва так: "Первому злейшему иконоборцу, паче же христоборцу, зверю зловерному, прельщенному от двух псов евреев, демонскому слуге, богопротивному ратнику Божия Церкве, мучителю, а не царю, Льву Исавренину и его лжепатриарху Анастасию, гонителю Христова стада, а не пастырю, и с таинники их - анафема!"” [49]

    Скажем несколько слов о мучениках и исповедниках за иконы при императоре Льве III.

    В его царствование (в 728 году) за почитание святых икон претерпел жестокое гонение святитель Василий исповедник, епископ Парийский (скончался мирно после 754 года). Около 730-735 годов за ревностную защиту иконопочитания пострадали священномученик Ипатий, епископ Ефесский, и Андрей пресвитер. Также при императоре Льве пострадал преп. Прокопий Декаполит (потом он подвизался в пустыне и скончался мирно около 750 года). “Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Прокопие отче наш: моли Христа Бога спастися душам нашим” (тропарь). “Денницу днесь Церковь имущи, всякую злославия мглу разгоняет, почитающи тя, небеснотаинниче Прокопие преславне” (кондак). Вместе с преп. Прокопием перенес много мучений за почитание святых икон преп. Василий Декаполит. Святой Василий мужественно сопротивлялся иконоборцам. За это он был схвачен и предан мучениям, но продолжал отвергать еретическое учение иконоборцев и твердо стоял за истину. Долгое время он томился в темнице. После смерти нечестивого императора Льва преп. Василий был освобожден и как прежде подвизался в посте и молитве, многих наставляя на добродетельное житие. После нескольких лет богоугодной жизни, будучи уже глубоким старцем, он сподобился блаженной кончины (около 750 года) и с молитвой, благодарением и несказанной радостью отошел ко Господу, Которого возлюбил с раннего детства. “Пустынный житель, и в телеси ангел, и чудотворец явился еси богоносе отче наш Василие, постом, бдением, молитвою небесная дарования приим, исцеляеши недужныя и души верою притекающих ти. Слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления” (тропарь). “С высоты приим Божественное откровение, изшел еси, мудре, от среды молв, и монашествовав преподобно, чудес приял еси действо и недуги исцеляти благодатию, Василие всеблаженне, священнейший” (кондак).

    Обличал ересь императора Льва преподобный Иоанн, епископ Поливотский (во Фригии), подвижник, награжденный от Господа даром исцеления недужных и изгнания злых духов.

    Учитывая то сопротивление, с которым столкнулись попытки введения иконоборчества во многих частях империи, особенно на Западе, “Лев не посмел раздувать гонение” [50] на почитателей икон. Но если число мучеников и исповедников за иконы при Льве Исавре было относительно невелико, то наследовавший Льву III его сын Константин V (741-775) довел иконоборчество “до ужасов жестокого гонения” [51].

     

    Примечания:

    1 Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. http://nesusvet.narod.ru/ico/books/ouspensky/

    2 Васильев А.А. История Византийской империи. Т. 1. http://gumilevica.kulichki.net/VAA/

    3 Там же.

    4 Дворкин А.Л. Теория “Эпанагоги” об императорской и патриаршей власти и ее трансформация на Руси. В кн.: Дворкин А.Л. Иван Грозный как религиозный тип. Статьи и материалы. Н. Новгород, 2005. С. 251

    5 Васильев А.А. История Византийской империи. Т. 1. http://gumilevica.kulichki.net/VAA/

    6 Карташев А.В. Вселенские Соборы. VII Вселенский собор 787 г. http://pstbi.pagez.ru/item.php?id=56&cid=6

    7 Там же.

    8 Память святителя Германа (715-730) 12 мая ст. стиля

    9 Карташев А.В. Вселенские Соборы. VII Вселенский собор 787 г. http://pstbi.pagez.ru/item.php?id=56&cid=6

    10 Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. http://nesusvet.narod.ru/ico/books/ouspensky/

    11 Карташев А.В. Вселенские Соборы. VII Вселенский собор 787 г. http://pstbi.pagez.ru/item.php?id=56&cid=6

    12 Васильев А.А. История Византийской империи. Т. 1. http://gumilevica.kulichki.net/VAA/

    13 Карташев А.В. Вселенские Соборы. VII Вселенский собор 787 г. http://pstbi.pagez.ru/item.php?id=56&cid=6

    14 Там же.

    15 Там же.

    16 Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. http://nesusvet.narod.ru/ico/books/ouspensky/

    17 Карташев А.В. Вселенские Соборы. VII Вселенский собор 787 г. http://pstbi.pagez.ru/item.php?id=56&cid=6

    18 Там же.

    19 См., напр.: Васильев А.А. История Византийской империи. Т. 1. http://gumilevica.kulichki.net/VAA/

    20 Карташев А.В. Вселенские Соборы. VII Вселенский собор 787 г. http://pstbi.pagez.ru/item.php?id=56&cid=6

    21 Там же.

    22 Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Н. Новгород, 2003. С. 481

    23 Карташев А.В. Вселенские Соборы. VII Вселенский собор 787 г. http://pstbi.pagez.ru/item.php?id=56&cid=6

    24 Васильев А.А. История Византийской империи. Т. 1. http://gumilevica.kulichki.net/VAA/

    25 Карташев А.В. Вселенские Соборы. VII Вселенский собор 787 г. http://pstbi.pagez.ru/item.php?id=56&cid=6

    26 См., напр.: Васильев А.А. История Византийской империи. Т. 1. http://gumilevica.kulichki.net/VAA/

    27 Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. http://nesusvet.narod.ru/ico/books/ouspensky/

    28 Карташев А.В. Вселенские Соборы. VII Вселенский собор 787 г. http://pstbi.pagez.ru/item.php?id=56&cid=6

    29 Васильев А.А. История Византийской империи. Т. 1. http://gumilevica.kulichki.net/VAA/

    30 Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. http://nesusvet.narod.ru/ico/books/ouspensky/

    31 Карташев А.В. Вселенские Соборы. VII Вселенский собор 787 г. http://pstbi.pagez.ru/item.php?id=56&cid=6

    32 Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Н. Новгород, 2003. С. 481

    33 Карташев А.В. Вселенские Соборы. VII Вселенский собор 787 г. http://pstbi.pagez.ru/item.php?id=56&cid=6

    34 Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. http://nesusvet.narod.ru/ico/books/ouspensky/

    35 Прот. Георгий Флоровский. Византийские отцы V-VIII веков. Минск, 2006. С. 324

    36 Там же. С. 289

    37 Карташев А.В. Вселенские Соборы. VII Вселенский собор 787 г. http://pstbi.pagez.ru/item.php?id=56&cid=6

    38 Васильев А.А. История Византийской империи. Т. 1. http://gumilevica.kulichki.net/VAA/

    39 Карташев А.В. Вселенские Соборы. VII Вселенский собор 787 г. http://pstbi.pagez.ru/item.php?id=56&cid=6

    40 Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. http://nesusvet.narod.ru/ico/books/ouspensky/

    41 Карташев А.В. Вселенские Соборы. VII Вселенский собор 787 г. http://pstbi.pagez.ru/item.php?id=56&cid=6

    42 Бородин О. Р. Византийская Италия в борьбе за независимость // Встречи с историей. Вып. 2. М., 1988. С. 24

    43 Карташев А.В. Вселенские Соборы. VII Вселенский собор 787 г. http://pstbi.pagez.ru/item.php?id=56&cid=6

    44 Бородин О. Р. Византийская Италия в борьбе за независимость // Встречи с историей. Вып. 2. М., 1988. С. 24

    45 Карташев А.В. Вселенские Соборы. VII Вселенский собор 787 г. http://pstbi.pagez.ru/item.php?id=56&cid=6

    46 Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Н. Новгород, 2003. С. 483

    47 Карташев А.В. Вселенские Соборы. VII Вселенский собор 787 г. http://pstbi.pagez.ru/item.php?id=56&cid=6

    48 Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Н. Новгород, 2003. С. 483

    49 Карташев А.В. Вселенские Соборы. VII Вселенский собор 787 г. http://pstbi.pagez.ru/item.php?id=56&cid=6

    50 Там же.

    51 Там же.

     

    © Е. М. Скитер, 2006

     

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100