• На главную страницу
  • История
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Повесть о взятии Царьграда крестоносцами в 1204 году

     

    В год 6712 (1204). Царствовал Алекса[1] в Царьграде, в царстве Исаака, брата своего, ослепив которого, стал он сам цесарем. А сына его, Алексу, держал под стражей в заточении, за высокими стенами, чтобы не убежал. И через некоторое время решился Исаак просить за сына своего, чтобы выпустил его из темницы на свободу. И упросил Исаак брата, и поклялся ему вместе с сыном, что не помыслят они о царстве, и выпущен был сын из темницы, и стал жить на свободе. Цесарь же Алекса не остерегался его, веря брату Исааку и сыну его, ибо дали ему обещание. Потом же Исаак, поразмыслив, снова захотел царствовать и стал подстрекать сына своего, посылая к нему тайно: “Я, мол, добро сделал брату своему Алексе, выкупив его у поганых, а он отплатил мне злом: ослепив меня, завладел моим царством”. И согласился сын с отцом, и стали размышлять они, как бы бежать Алексе из города в дальние страны и оттуда добиваться престола. И приведен он был на корабль, и посажен в бочку, имевшую с одного конца три дна, там, где сидел Исаакович, а с другого конца, где затычка, была налита вода: ибо нельзя было иначе бежать из города. И так покинул он греческую землю. И, узнав об этом, цесарь послал искать его, и стали искать его повсюду, и пришли на тот корабль, где он был, и все на нем обыскали, и из бочек повыбивали затычки, но, видя, что течет вода, ушли, так и не найдя его.

    И так бежал Исаакович, и прибыл к немецкому цесарю Филиппу[2], к зятю своему, и к сестре своей. А цесарь немецкий послал к папе в Рим, и так они повелели: “Не воюйте с Царьградом, но так как говорит Исаакович: “Весь град Константина хочет, чтобы я царствовал, то, посадив его на престоле, отправляйтесь дальше, в Иерусалим, на помощь; а если не примут его, то приведете его обратно ко мне, а зла не причиняйте земле греческой”.

    Фряги[3] же и все полководцы их думали лишь о золоте и серебре, обещанном им Исааковичем, а что велели им цесарь и папа, то забыли. Придя в Суд[4], прежде всего разбили железные цепи и, подступив к городу, в четырех местах подожгли храмы. Цесарь же Алекса, увидев пожар, не стал сопротивляться врагам. Призвал он к себе брата Исаака, им же ослепленного, посадил его на престоле и сказал: Даже если и ты это сделал, брат,— прости меня, вот твое царство”,— и бежал из города. И пострадали от пожара город и церкви несказанной красоты, которых нам и не перечислить. И сгорел притвор у святой Софии, где изображены все патриархи, и ипподром — до самого моря, а там и до Цесарева затвора и до Суда все сгорело. И тогда погнался Исаакович с фрягами за цесарем Алексой, но не догнал его, и возвратился в город, и согнал отца с престола, а сам стал цесарем: “Ты, мол, слепой, как же сможешь управлять государством? Я буду цесарем!” Тогда цесарь Исаак, скорбя о городе, и о царстве своем, и о разграблении монастырей, откуда брали золото и серебро для расплаты с фрягами, разболелся и постригся в монахи, и покинул этот свет.

    После смерти Исаака народ восстал против сына его, возмущенный сожжением города и разграблением монастырей. И собралась чернь, и призвали к себе знатных людей, советуясь с ними, кого царем поставить. И все стояли за Радиноса. Но он не хотел царствовать и, скрывшись от них, постригся в монахи. Жену же его схватили, и привели в святую Софию, и долго требовали у нее: “Скажи нам, где муж твой!” И не сказала она о муже своем. Потом привели воина, по имени Никола, и его венчали на царство без патриарха, и шесть дней и шесть ночей совещались в святой Софии.

    А цесарь Исаакович был во Влахерне и хотел, втайне от бояр, ввести в город фрягов. Но бояре, узнав об этом, не дали ему впустить фрягов в город, успокаивая его: “Мы за тебя”. А потом испугались бояре, что войдут фряги в город, и. посовещавшись с Мурчуфлом[5], схватили цесаря Исааковича, а Мурчуфла венчали на царство.

    Мурчуфла того Исаакович освободил из темницы, взяв с него клятву, что не будет он добиваться престола, а будет ему помогать. Мурчуфл же послал к Николе и к народу в святую Софию сказать: “Схватил я врага вашего, Исааковича, я ваш царь, а Никола будет у меня первым сановником, но пусть сложит царский венец”. И все люди не давали ему отречься от престола и, напротив, заклинали: “Кто отступится от Николы, да будет проклят!” Однако в тот же день, дождавшись ночи, разбежались все, а Николу схватили, и жену его захватил Мурчуфл, и посадил их в темницу, и Алексу Исааковича заточил, а сам Мурчуфл стал царем в пятый день февраля, надеясь перебить фрягов.

    Фряги же, узнав, что схвачен Исаакович, стали грабить окрестности города, требуя у Мурчуфла: Выдай нам Исааковича, и пойдем к немецкому цесарю, кем и посланы мы, а тебе — царство Исааковича”. Мурчуфл же и бояре не выдали его живым, а умертвили Исааковича и сказали фрягам: “Умер он, приходите и увидите сами”. Тогда опечалились фряги, что нарушили заповедь: не велели им цесарь немецкий и пана римский столько зла причинять Царьграду. И пошли среди них разговоры: “Раз уж нет у нас Исааковича, с которым мы пришли, так лучше умрем под Царьградом, чем уйдем от него с позором”. И с той поры начали осаду города.

    И пустились на хитрости, как и раньше: приготовили к штурму корабельные реи, а на других кораблях установили тараны и лестницы, а с третьих приготовились метать через городскую стену бочки со смолой. И зажгли лучины на бочках, и метали их на дома, и, как прежде, зажгли город. И пошли на приступ в девятый день апреля, в пятницу Пятой недели Поста, но ничего не достигли, и было убито около ста фрягов. И стояли здесь фряги три дня, и в понедельник Вербной недели на восходе солнца приступили к стенам напротив Святого Спаса, называемого Вергетис, и против Испигаса и далее до самой Влахерны. Подошли же на сорока больших кораблях, среди которых были и дромоны[6], а в них - люди на конях, и сами в доспехах и кони их. Другие же корабли и галеи фряги поставили позади, опасаясь быть подожженными, как в прошлом, когда пустили греки на них десять кораблей с огнем, установив паруса на попутный ветер, в ночь на Васильев день, но не смогли причинить вреда фряжским кораблям: Исаакович посоветовал грекам пустить корабли на фрягов, а сам предупредил тех об этом, поэтому и не сгорели фряжские корабли.

    И вот как был взят Царьград великий: пригнало ветром корабль к городской стене, и были огромные лестницы на нем выше стен, а короткие - на уровне заборол, и стреляли фряги с высоких лестниц по грекам и варягам, оборонявшим городские стены, камнями, и стрелами, и сулицами[7], а с коротких перелезли на стену, и так овладели городом. Цесарь же Мурчуфл воодушевлял бояр и всех людей, надеясь дать отпор фрягам, но не послушали его и разбежались все. Тогда бежал цесарь от фрягов, но они настигли его на Конном рынке, и горько сетовал он на своих бояр и народ. И бежал цесарь из города, а с ним патриарх и все бояре.

    И вступили фряги в город в двенадцатый день апреля, на праздник святого Василия Исповедника, в понедельник, и расположились на том месте, где недавно еще стоял греческий цесарь — у Святого Спаса,— и тут простояли всю ночь. А наутро, с восходом солнца, ворвались фряги в святую Софию, и ободрали двери и разбили их, и амвон[8], весь окованный серебром, и двенадцать столпов серебряных и четыре киотных[9]; и тябло[10] разрубили, и двенадцать крестов, находившихся над алтарем, а между ними - шишки, словно деревья, выше человеческого роста, и стену алтарную между столпами, и все это было серебряное. И ободрали дивный жертвенник, сорвали с него драгоценные камни и жемчуг, а сам неведомо куда дели. И похитили сорок сосудов больших, что стояли перед алтарем, и паникадила, и светильники серебряные, которых нам и не перечислить, и бесценные праздничные сосуды. И служебное Евангелие, и кресты честные, и иконы бесценные — все ободрали. И под трапезой нашли тайник, а в нем до сорока бочонков чистого золота, а на полатях и в стенах и в сосудохранильнице — не счесть сколько золота, и серебра, и драгоценных сосудов. Это все рассказал я об одной лишь святой Софии, но и Святую Богородицу, что на Влахерне, куда Святой Дух нисходил каждую пятницу, и ту всю разграбили. И другие церкви; и не может человек их перечислить, ибо нет им числа. Одигитрию же дивную[11], которая ходила по городу, Святую Богородицу, спас Бог руками добрых людей, и цела она и ныне, на нее и надежды наши. А прочие церкви в городе и вне города и монастыри в городе и вне города все разграбили, и не можем ни их перечесть, ни рассказать о красоте их. Монахов и монахинь и попов обокрали, и некоторых из них поубивали, а оставшихся греков и варягов изгнали из города.

    А вот имена полководцев их: первый — маркиз из Рима, из города Вероны, где жил когда-то язычник жестокий Теодорих[12]. А второй граф Фландрский[13]. А третий — дож слепой [14] с острова Марка, из Венеции. Этого дожа ослепил цесарь Мануил[15], ибо многие мудрые убеждали цесаря: если отпустишь этого дожа невредимым, то много зла принесет твоему царству. Цесарь же не захотел его убить, но повелел ослепить его стеклом, и были глаза его неповрежденны, а перестал он видеть. Этот дож много войн замышлял на город, и все его слушались, и ему принадлежали огромные корабли, с которых был взят город. А стояли фряги у Царьграда с декабря по апрель, когда и взяли город. А в мае, девятого числа, поставили цесарем своего латиняна графа Фландрского по решению своих епископов, и власть между собой поделили: цесарю город, маркизу Суд, а дожу — десятина. И так погибло царство богохранимого города Константина и земля греческая от распрей цесарей, и владеют землей той фряги.

     

    Перевод О. В. Творогова


    Эта повесть написана русским автором, скорее всего, очевидцем событий Четвертого крестового похода.

     

    [1] Алексей III захватил престол в 1195 году, свергнув и ослепив своего брата Исаака Ангела

    [2] Император Священной Римской империи Филипп Швабский (1177-1208).

    [3] Здесь: в смысле крестоносцы, основное же значение этого слова итальянцы

    [4] Суд залив Золотой Рог, вход в который из Мраморного моря перегораживался цепями

    [5] Алексей V Дука Мурчуфл (Мурзуфа), кандидат на престол от знати, в противовес выдвинутому народом Николе Канаве.

    [6] Корабли для перевозки лошадей

    [7] Короткие метательные копья

    [8] Выступ на возвышении в церкви перед Царскими вратами, служащий для чтения книг и произнесения молитв и проповедей

    [9] Киот - здесь: в значении архитектурного сооружения, представляющего собой аркообразное или куполообразное покрытие, опирающееся на столбы

    [10] Тябло - часть иконостаса

    [11] Одигитрия (Путеводительница”) – определенный тип иконы Богоматери с Младенцем. Согласно легенде, эта икона будто бы сама появлялась в разных местах города

    [12] Остготский король (454-526 гг.)

    [13] Балдуин IX граф Фландрский, один из основателей Латинской империи, в 1204 году, со столицей в Константинополе. В состав империи входили многие районы Балканского полуострова, Северо-Западной, Малой Азии, острова Эгейского и Ионического морей

    [14] Энрико Дандоло (1108-1205), дож Венеции

    [15] Византийский император Мануил I Комнин (1143-1180)

     

    Текст приводится по изданию: Повесть о взятии Царьграда крестоносцами в 1204 году // Изборник: Повести Древней Руси. М., 1987. С. 130-134.

     

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100