• На главную страницу
  • Проповеди, беседы, поучения
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Святитель Иннокентий (Борисов), Архиепископ Херсонский

    Слово в пяток 6-й недели Великого поста

     

    Душеполезную совершивше четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея, просим видети, Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас деля смотрение Твое, единомудренно вопиюще: Господи, слава Тебе.

     

    День за днем, седмица за седмицей, и вот прешла уже вся святая четыредесятница, — хотя иным, по непривычке к воздержанию и посту, она казалась, может быть, безконечною. Пост еще продолжится одну седмицу: но дни сии не принадлежат уже четыредесятнице, а имеют особенное назначение, будучи посвящены на воспоминание Страстей Господних. Это как глава и крест на храме. Посему сама святая Церковь останавливает в настоящий день наше внимание, неоднократно возглашая: душеполезную совершивше четыредесятницу! Так поступает она для того, чтобы мы, достигнув конца четыредесятницы, собрались с мыслями и разсмотрели, достигнута ли в нас цель святого поста? Ибо можно, и много сеяв, ничего не пожать; можно употребить разные лекарства, иждить даже, как говорить Евангелие о жене кровоточивой, все имение врачам, и не получить исцеления.

    Итак, что теперь с нами, то есть, с душею и совестию нашею? Чувствуем ли в себе какую-либо перемену благотворную? Можем ли сказать с описанною в Песни Песней невестою: се зима прейде, дождь отыде, цвети явишася на земли нашей (Песн. Песн. 2, 11)? Ах, мы привыкли называть природу, нас окружающую, неразумною: но посмотрите, как всеразумно исполняет она свой долг и делает свое дело! Едва только обратилось к ней лицо летнего солнца, она тотчас начала совлекаться, и теперь совершенно совлеклась своей тяжелой зимней одежды; освещенная, согретая лучами весенними, она немедля омылась от нечистот зимних; отдала сполна всю дань вод морю; и теперь, что ни день, то более и более износит из недр своих все, что прошедшею осенью вверила полям и нивам рука земледельца. К светлому Празднику всюду явится у земли новая праздничная одежда из зелени и цветов; горы и холмы препояшутся радостию, и новый хор пернатых возгласит новую песнь радости и благодарения Творцу природы. И к нам, братие мои, с самого начала святого поста, можно сказать, приблизилось духовное Солнце, Господь и Спаситель наш: ибо не напрасно возглашала тогда Церковь слова Апостола: ныне ближайшее нам спасение (Римл. 13, 11)! Что же произвело в нас это приближение к нам и это умножение вокруг нас света и теплоты духовной? Растаял ли внутрь нас лед безчувствия сердечного? Омылись ли мы от нечистот греховных слезами веры и покаяния? Готова ли душа наша, подобно земле, к изнесению плодов любви и правды?Сретая день Воскресения Господня, возможем ли сказать, что и мы уже не мертвы духом, что в нас по благодати Божией, есть хотя малый начаток жизни вечной? Пост настоящий для сего именно был и предназначен. Ибо, чего хотела святая Церковь, налагая его на нас? Конечно, не того, чтобы сберечь от употребления несколько снедей, или лишить нас известных удовольствий. Нет, пост должен был обуздать нашу чувственность; укротить, а потом и умертвить наши страсти; очистить наши мысли и желания; дать большую свободу духу и совести; пробудить в нас печаль по Бозе и святую тоску по небесном отечестве; приблизить нас к небу; очистить, просветлить и освятить все существо наше.

    По этому самому четыредесятница и провозглашается душеполезною.Таковою ли она была для нас? Что приобрели мы от толикого числа чтений, молитв, коленопреклонений, тем паче от нашей исповеди и причастия святых Таин Христовых? Не с видом суровых приставников истязуем мы, братие мои, от вас плодов поста; а подобясь врачам, для вашей же пользы хотим обратить внимание ваше на состояние души и сердца вашего. Ибо легко может быть, что некоторые, и желая спасения душе своей, не умели воспользоваться поприщем великопостным. Это бывает, например, когда во время поста ограничиваются одним воздержанием от пищи и пития, одним более или менее частым хождением в церковь, одним поверхностным исповеданием своих грехов пред священником, исправлением каких-либо маловажных недостатков в своем поведении и жизни, тогда как для спасения нашего требуется гораздо большего,необходима совершенная перемена наших плотских мыслей и чувств, всецелое обновление нашего духа и сердца, или, как выражается слово Божие, целое новое рождение свыше. Если кто имел неблагоразумие остановиться на указанной нами малоплодной поверхности благочестия, тот да ведает, что он, и много по-видимому делая, еще ничего не сделал как должно; ему надобно трудиться снова, и начать, так сказать, с начала. То есть, что сделать?Углубиться в свое сердце и совесть, убедиться, что, без освящения свыше, корень всех его действий, даже благих, есть самолюбие, а не святая и истинная любовь к Богу и ближнему, - что все, произрастающее от сего корня, есть нечисто пред очами Божиими и не достойно Царствия Небесного; должно познать сие и молить Господа, да Сам изведет его из плена страстей и злых навыков, да Сам созиждет в нем сердце чистое и дарует ему дух сокрушен, — то сердце, из коего сами собою явятся воистину благие мысли и деяния; тот дух, который один может быть приятелищем даров благодатных и обителию в нас Духа Божия.

    Но как же сделать все это, вопросит кто-либо, когда уже миновала святая четыредесятница и пропущено время, самое удобное к тому? Точно, время поста есть весьма удобное к сему важному делу; но наступающие дни страданий Господних, можно сказать, еще удобнее. Как на средине земного шара под равноденственною линиею, или так называемым экватором, солнце действует так сильно, что в один день вырастает более, нежели у нас в неделю, так то же самое можно сказать и о наступающих днях Страстей Христовых. Это наш духовный экватор: тут сосредоточены все лучи духовного Солнца. Не было бы только недостатка с нашей стороны в слезах истинного покаяния, а то в час и минуту может произойти с душею и сердцем нашим то, чего в другое время трудно ожидать от целых седмиц и месяцев.

    Итак, да не теряет надежды никто! Да соберутся под знамя веры и креста все отсталые! Да возвратятся к своему месту самые беглецы! На Голгофе всем верующим доступ; всем кающимся — прощение; всем любящим воистинну — жизнь вечная. Аминь.

     

    Текст приводится по изданию: Слово в пяток 6-й недели Великого поста Иннокентия, Архиепископа Херсонского // Святоотеческие поучения на дни Страстной седмицы. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2001. Репринт: Сборник церковно-учительных чтений на дни Страстной Седмицы. М.: Синодальная типография, 1900.

     

     

    Рекомендуем также:

    Святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский и Таврический

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100