• На главную страницу
  • Проповеди, беседы, поучения
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Господь благословляет семейное счастье

    Брак в Кане Галилейской

     

    В небольшом галилейском городке Кане, в доме Симона Зилота совершалось скромное семейное торжество — брачный пир. В числе гостей находился и Сам Господь наш Иисус Христос вместе со Своею Пречистою Матерью. Вероятно, хозяин дома был человек небогатый, у него даже не оказалось достаточного количества вина для обычного угощения. Внимательный и жалостливый взор Богоматери подметил естественное в подобных случаях смущение хозяев; сочувствуя им, Мария начинает умолять Своего Сына, чтобы Он помог беднякам. И вот здесь-то Христос впервые проявил Свою Божественную, чудотворную силу, чудесно претворив воду в вино. Слуги, послушные слову Иисуса, наполнив сосуды водою, принесли хозяевам самое прекрасное, чистое вино. Несомненно, это чудо Спасителя на всех присутствующих и особенно на самого хозяина произвело сильное впечатление.

    В этом посещении Христом семейного праздника, в этом первом чуде, совершенном на празднике, явно проявилось благословение Божие на семейное счастье человека. Брак, можно сказать, есть основа семейного счастья или средство, без которого оно немыслимо, и Христос не погнушался посетить брачное торжество. Кроткое, любящее сердце Спасителя не чуждалось мирных семейных картин и охотно делило радость с добрыми домохозяевами. Впрочем, благословение Божие семейному счастью дано было и ранее еще, в самом раю, первым людям.

    И на всем протяжении ветхозаветной истории семейное благополучие почиталось обыкновенно верхом человеческого счастья, и Сам Основатель и Законоположник Нового Завета — воспитывается в тихом, семейном уголке простого плотника, потом Сам присутствовал на брачном торжестве, благословляет и обнимает невинных малюток, часто посещает вечери семейных людей, в Своих речах, притчах иногда пользуется примерами и образами из области семейного строя (напр., притчи о званных на вечерю, 10 девах, о блудном сыне). Наконец, в предсмертные минуты, усыновив любимого ученика Своей Матери, подтвердил ясно ту истину, что для человека преклонных лет иметь опору в добрых детях — великая отрада. Проникнутые духом учения Христова и прекрасно понимая благодетельность для человеческой жизни правильного семейного строя, св. апостолы положили для него, так сказать, твердый фундамент — изложили учение о таинстве брака, как установлении Божием, и по их примеру христианская церковь благословляла и благословляет людей на семейное счастье. Но то, что установлено Богом, проповедуемо было св. апостолами и благословляется церковью, то непременно отвечает и потребностям человеческой души, — и семейное счастье есть нечто такое, чего жаждет сердце, и без чего человек часто бывает сумрачен и угрюм.

    Поясним вышесказанную мысль следующим сравнением: среди необъятной однообразной равнины возвышается одинокое дерево. Пусть оно зелено, красиво, но все-таки своим одиночеством оно навевает на зрителя нечто вроде грусти. Но остановим свои взоры на другой картине из природы видимой: кучка зеленеющих деревьев дружно толпится, представляя собою уютный, прекрасный уголок Божьего мира: от него веет душистою влагою, из него звонко льется птичье пение... Как манит к себе, как радует этот уголок все живое! Нечто подобное можно наблюдать и в жизни человеческой. Вот одиноко проводит человек свои дни — не с кем ему разделить радость или горе, не вьется около него молодая жизнь. Скучно ему, грустно и другим наблюдать его одинокого, угрюмого; протекут годы, настанет старость, и все-таки молодые побеги новой жизни не окружат, не порадуют его. Иное впечатление производит добрая семья, где взаимные отношения членов дышат любовью, дружеством, жизнерадостью; как отрадно и приятно среди нее провести время! Даже в глубокой старости, в виду близящейся смерти, взор счастливого семьянина с отрадою отдыхает на своих малютках, детях и внуках, призывая на них благословение Божие.

    Да, не напрасно еще в раю было сказано: не добро быти человеку едину; в этой истине нас убеждает и слово Божие, и наблюдения над действительною жизнию. Только те немногие избранники Божии, что еще на земле, отдавшись всецело самоотвержению ради блага ближнего и погрузившись в религиозную струю служения Богу, ведя почти ангельскую жизнь, могут быть вполне счастливы и вне семейных условий; все же вообще обыкновенные смертные, не взошедшие на духовную высоту подвижников, не отрешившиеся от земных интересов, не бегайте семейных обязанностей, не тяготитесь ими, ибо в семье ваше счастие, ваши радости. И если, христианин и христианка, на вашу долю выпало быть отцом или матерью, супругом и супругой, то дорожите своим положением, свято соблюдайте свои семейные обязанности, и Господь благословит вас, как некогда Он благословил Своим присутствием и осчастливил чудом семью в Кане галилейской.

     

    Картина прекрасной семейной жизни, по описанию Тертуллиана

    Христианский писатель III века Тертуллиан рисует такую картину семейной жизни. "Как счастливо супружество, одобренное небом. Как описать мне счастье супружества, соединенного Церковью, подтвержденного таинством, закрепленного благословением, — супружества, о котором объявляют ангелы, и которое Господь Отец считает действительным. Как благословенна свадьба двух верующих с одинаковой надеждой, одинаковым благочестием, общими ко всему чувствами. Они братья, оба вместе трудятся. Они вместе молятся, просвещают, ободряют и поддерживают друг друга. Они неразлучны в церкви Божией, в радостях, горе, преследованиях и утешении. Никто из них не избегает другого, никто не суров. Добровольно они навещают больных, помогают бедным. Господь Иисус Христос, видя подобное, радуется, Он посылает им мир Свой. Где они, там и Он, и диавол бежит от них".

     

    Изречения слова Божия о супружеской жизни

    "Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее" (Ефес. V, 25).

    "Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе" (Кол. III, 18).

    "Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела" (Ефес. V, 22-23).

    "Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы" (Кол. III, 19).

    "Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах" (I Петр. III, 7).

     

    Текст приводится по изданию: Искра Божия. Сост. прот. Григорий Дьяченко. Полоцкое епархиальное управление, 1991. (Репринт. с изд. М., 1903 г.) С. 376-378, 272, 324.

     

     

    Рекомендуем также:

    Муромские чудотворцы: благоверный князь Петр, во иноках Давид, и княгиня Феврония, во инокинях Евфросиния
    Молитва святым благоверным князю Петру и княгине Февронии, Муромским чудотворцам
    Поучения святителя Иннокентия Иркутского
    Игумен Петр (Мещеринов). О церковном воспитании детей
    Протоиерей Максим Козлов. Церковь и семья сегодня (читая "Социальную концепцию")
    Протодиакон Андрей Кураев. О пути не монашеском

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100