|
Библиотека “Халкидон” ___________________ Иеромонах Мефодий Преподобный Серафим Саровский: подвижник целомудрия. Преподобный Серафим Саровский. Преподобный Серафим Саровский о мире душевном. Из беседы преподобного Серафима Саровского о Духе Святом.
Преподобный Серафим Саровский: подвижник целомудрия Святая Церковь Православная прославила одного из великих своих святых - преп. Серафима Саровского Чудотворца. Многоразличны и сложны типы духовной жизни. По извилистым путям возвращается человеческий дух к покинутым обителям Небесного Отца, к утраченной чрез грех Его святыне. И часто у последних бездн падения, у отверстой пропасти греха чувствует человек весь ужас отвержения от Бога и начинает искать спасения от вечной гибели, в последний момент опознанной, бессмертной души своей. Это путь пришельцев последнего часа (евангельская притча о работниках, нанятых в разное время), путь мытарей, блудных сынов, прелюбодеев и грешников, в какой-то момент нечистой жизни своей узревших и устремившихся к чистоте и святыне подлинной, в Боге устрояемой жизни. Это горький путь греховного опыта, в последних обнажениях своих или духовно уничтожающий человека, или, наоборот, духовно его отрезвляющий. Но есть еще и иной путь, путь целомудрия, путь духовной чистоты, с начала до конца в непорочности соблюденной и раскрытой, выявленной и приумноженной непрестанным подвигом жизни. Это путь подвижников с молодых лет, не внешне, конечно, только, но всем сердцем Его возлюбивших, в Нем одном положивших радостное упование спасения своего. Преподобный Антоний Великий услышал Евангельский призыв не покоряться заботам и попечениям житейским, и не стал совещаться с плотью и кровью, но все оставил и последовал за Христом. Сонмы угодников Божиих вменили в "прах и уметие вся красная мира сего", ради мощного и нераздельного стремления ко Храму истинной и совершенной небесной красоты. Таков был путь преподобного Серафима. "От юности Христа возлюбил еси, блаженне", - поет Церковь, прославляя великого Чудотворца Саровского. От юности возлюбил и до конца, до кончины в маститой старости своей, сохранил Преподобный эту любовь. Его образ - целостный образ подлинного, в широком смысле этого слова, духовного целомудрия, чуждого шатаний, чуждого отклонения от прямого пути. Преподобный Серафим по преимуществу подвижник целомудрия в этом смысле. Он олицетворение духовного здоровья, подлинной духовной простоты. И в наше время особенно назидателен пример его жизни, особенно необходимо его молитвенное предстательство. Мир запутался в сложности, утонул в противоречиях, уклонился от "простоты во Христе". И на утраченную Божию дорогу зовет его всем жизненным подвигом своим великий Саровский подвижник... Возлюбить Христа, обратить к Нему сердце, Ему служить, а не себе и своим прихотям - вот путь жизни христианской ... Братие, как страшно сознавать (а как часто это приходится), что себя любишь больше, чем Бога. Ведь, в последнем развитии своем это конец духовный, смерть вторая... И единственный выход здесь - взыскать простоту, "отвергнуть себя", взять крест свой (как бы тяжел он ни был) и последовать за Христом. Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас! Преподобный Серафим Саровский Преподобный Серафим Саровский один из последних (если не считать сонма мучеников революции) великих праведников Русской Церкви. Он скончался в конце первой трети 19-го века. И в образе его открывается живая проповедь вечной жизненности, высоты и благодатности святого Православия. 19-ый век в русской жизни был по преимуществу временем торжества западных идей, далеких от Церкви, чуждых Православию и основанных на безверии. На Церковь смотрели только как на форму и на "обрядность". Русский интеллигент в душевных драмах и терзаниях своих не хотел искать под сенью церковной тихой пристани разрешения своих сомнений. И вот в это самое духовно скудное время из толщи боголюбивого русского народа, из здоровой духовно и телесно купеческой семьи, явился миру преподобный Серафим. Прямо и просто прошел его жизненный путь. Еще недавно беседуя о преподобном Сергии Радонежском, говорили мы об образе целомудрия в жизни этого святого, в смысле целостности духовного его облика. В таком же смысле целомудренным был и преподобный Серафим. Один из русских писателей и публицистов в почти кощунственной, отвратительной форме обвинял преподобного в том, что во дни мировых потрясений и катастроф он молился в одиночестве тысячу дней на камне, уйдя от человечества и его тревог. Кто знает, быть может, именно эта, на серафимских крыльях возносившаяся к Богу, молитва продлила сроки окончательной гибели мира. Ведь молитва тоже сила, и как раз сила, в которой более всего бессилен мир. Провидя близкую свою кончину, преподобный Серафим оставил нам посмертный завет свой, в котором поистине открывается великое в любви своей, весь мир объемлющее его сердце: "Для вас я всегда живой", - говорил он, обращаясь к духовным своим детям, - "когда меня не станет, вы ко мне на гробик приходите ... все, что есть у вас на душе, что бы с вами ни случилось; придите ко мне, да все горе с собой-то и принесите на мой гробик. Припав к земле, как живому, мне все и расскажите. И услышу я вас, и скорбь ваша отойдет и пройдет. Как вы с живым со мной говорите, так и тут. Для вас я всегда живой буду вовеки". С чем придти нам к преподобному Серафиму, если не ко гробу его, то к святой его иконе? Часто приходится слышать жалобы на великий преизбыток скорбей и испытаний в той обстановке, которая нас окружает. Но еще чаще бывает, что забываем мы главную свою скорбь - неумение скорбеть во имя Христово. Отец не ищет от сына жертвы, как лишения, он ищет любви... И эта в тайне сокровенная любовь к нам Бога раскрывается тогда, когда мы не только эгоистично жаждем Божией Любви, но и сами хотим Его полюбить и засвидетельствовать эту любовь не словом, а жизнью. Будем же просить у великого и благостного Саровского Старца этой любви, которую носил он в своем сердце и которую обещал и по смерти своей изливать на души с верою притекающих к нему. Она важнее и ценнее всего. С ней не страшны никакие искушения. Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас! Преподобный Серафим Саровский о мире душевном "Мир душевный приобретается скорбями. Писание говорит: "мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу" (Псал. 65:12). Хотящим угодить Богу путь лежит через многие скорби. Ничто так не содействует стяжанию внутреннего мира, как молчание и сколько возможно непрестанная беседа с собою и редкая с другими. Ничто же лучшее есть во Христе мира, в нем же разрушается всякая брань воздушных и земных духов. Признак духовной жизни есть погружение человека внутрь себя и сокровенное делание в сердце своем. Мы должны все свои мысли, желания и действия сосредотачивать к тому, чтобы получить мир Божий и с Церковью взывать: "Господи! Ты даруешь нам мир" (Ис. 26:12). Для сохранения мира душевного также всячески должно избегать осуждения других. Снисхождением сохраняется мир душевный, чтобы не впадать в осуждение ближних, должно внимать себе, ни от кого не принимать дурных вестей и быть ко всему мертвым. Должно снисходить и к душе своей в ее немощах и несовершенствах, и терпеть свои недостатки, как терпим недостатки ближних, но не облениться и непрестанно побуждать себя к лучшему. Всякий успех в чем-либо мы должны относить ко Господу и говорить с пророком: "не нам, Господи, не нам, имени Твоему даждь славу" (Псал. 113: 9)". Из беседы преподобного Серафима Саровского о Духе Святом "... Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши они сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель нашей жизни христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего. Пост же, и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святого Духа Божьего. Только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, но награды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает. Вот почему Господь Христос сказал: "всяк иже не собирает со Мною, той расточает". ... Стяжание все равно, что приобретение ... Цель жизни мирской обыкновенных людей есть наживание денег. Стяжание Духа Божьего есть тоже капитал, но только благодатный и вечный, и он, как денежный, приобретается одними и теми же путями, очень сходственными друг с другом. Бог Слово, Господь наш, Богочеловек, Иисус Христос уподобляет жизнь нашу торжищу и дело жизни нашей на земле именует куплей и говорит всем нам: "купуйте дондеже приду, искупующе время, яко дни лукавы суть", т. е., выгадывайте время для получения небесных благ, через земные товары. Земные товары это добродетели, делаемые Христа ради, доставляющие нам благодать Всесвятого Духа. "Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается, светлеется Тройческим единством священнотайне". Сам Дух Святый вселяется в души наши, и это то самое вселение в души наши Его, Вседержителя, и сопребывание с духом нашим Его Тройческого Единства и даруется нам лишь чрез всемерное с нашей стороны стяжание Духа Святого, которое и предуготовляет в душе и плоти нашей Престол Божиему всетворческому с духом нашим сопребыванию, по непреложному слову Божиему: "вселюся в них и похожду и буду им в Бога, и тии будут в людие Мои". Источник: "Пред очами Божией Правды"
Рекомендуем также: Молитва преподобному Серафиму, Саровскому чудотворцу Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон" |