• На главную страницу
  • IV Вселенский (Халкидонский) Собор: история, догмат, правила, участники
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский)

    Послание преосвященным архипастырям, боголюбивым пастырям, честному иночеству и верным чадам Русской Православной Церкви по поводу 1500-летия IV Вселенского (Халкидонского) Собора

    11 октября 1951 года

     

    Русская Православная Церковь, в единении со всеми автокефальными Православными Церквами, вспоминает ныне торжество Православия на Четвертом Вселенском Соборе по случаю 1500-й его годовщины. Этот Собор, созванный в октябре 451 года в Халкидоне, осудил еретическое учение Евтихия, искажавшее истину Богочеловечества, и принял догмат об ипостасном или личном соединении двух естеств в Лице Господа нашего Иисуса Христа.

    Всего лишь за 20 лет до этого события Третий Вселенский Собор, бывший в Ефесе, осудил ересь Нестория, нечестиво учившего, что Христос, родившийся от Пресвятой Девы, был только совершенный человек, служивший обителью и орудием Божества. А суемудрие Евтихия впадало в другую крайность, по которой человеческое естество в Иисусе Христе было поглощено Божеством, и потому в Нем нужно признавать одно Божеское естество. Если несторианство в своих крайних выводах отвергало воплощение Сына Божия и Искупление Им рода человеческого, то евтихианство упраздняло в Сыне Божием действительность человеческого естества и, следовательно, оставляло его как бы неискупленным.

    Халкидонский Собор осудил монофизитскую ересь Евтихия и в опровержение ее принял следующее вероопределение: “Последуя святым отцам, все согласно научаем исповедовать одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в Божестве, совершенного в человечестве, истинно Бога, истинно человека. Того же из разумной души и тела, единосущного Отцу по Божеству, и Того же единосущного нам по человечеству, во всем подобного нам, кроме греха, рожденного прежде веков от Отца по Божеству, а в последние дни ради нас и ради нашего спасения от Марии Девы Богородицы по человечеству, одного и того же Христа, Сына, Господа Единородного в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого... не на два лица рассекаемого или разделяемого, но одного и того же Сына, Единородного, Бога Слова, Господа Иисуса Христа, как в древности пророки (учили) о Нем и как Сам Господь Иисус Христос научил нас, и как предал нам символ отцев”.

    Выражая действительное отношение между Божеским и человеческим естеством в Лице Спасителя, этот догмат представляет для нас незыблемое основание Богочеловеческой жизни. Средоточием оной является Церковь Христова, как видимый союз Бога с человеками, как Царство Божие на земле. Поборая зло и его искушение, верующие во Христа воссоединяются в Церкви с Божественным началом, то есть получают благодать Святого Духа, которая немощных врачует, оскудевающих восполняет и дарует им достоинство Сынов Божиих.

    Не остается вне спасения и вся остальная природа, которая, по слову апостола Павла, с надеждою ожидает славы и откровения Сынов Божиих, “потому что тварь, — говорит он, — покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы чад Божиих” (Рим. 8, 20-21).

    Так решает Церковь Христова вопрос о человеке, о его высшем назначении, решает не учением только, но действенно, предлагая нам путь благочестия и правды, путь подражания Христу. По этому пути прошло и продолжает идти великое множество святых; учителей веры, мучеников, святителей, преподобных, подвижников различных добродетелей и служений. Подражая их святости, мы своей верою в Бога, молитвой, покаянием, состраданием, подвигами любви и всякой иной добродетелью вносим в жизнь мира богочеловеческие отношения, которые умножают в нем стремление к добру, справедливости и миру.

    Таково живое наследие Четвертого Вселенского Собора, давшего — изволением Духа Святого и Отцов Церкви — высшее выражение нашему православному верованию в неслитное и нераздельное соединение природы Божеской и природы человеческой в Лице Богочеловека Христа.

    Празднуя это великое событие, мы побуждаемся еще более проникнуться Богочеловеческим смыслом пашей земной жизни и сознанием своего христианского долга — самоотверженно служить человеческому миру деятельным согласованием человеческого начала с Божественным, “дабы все небесное и земное соединить под Главою Христом” (Еф. 1, 10).

    Будем же не только хранить, но, по примеру святых, и воплощать в жизни своей великую истину нашей веры, засвидетельствованную отцами Четвертого Вселенского Собора. Дивясь же их ревности о чистоте Православия, возревнуем о жизненной правде его — да послужит она осуществлению лучших стремлений и надежд современного человечества!

    В эти дни священных воспоминаний обратим также свой взор к Святейшей Иерусалимской Церкви, которая с общецерковным торжеством соединяет ныне 1500-летие своего Патриаршества, данного ей на Халкидонском Соборе, как “Митрополии Царя векови как Матери всех христианских Церквей. Зная трудные обстоятельства, в каких протекает сейчас жизнь и деятельность Иерусалимского Патриархата, молитвенно пожелаем ему благоденствия и успеха в великом деле сохранения достопамятных мест Святой Земли, на которой родился, жил, учил и страдал Богочеловек, Господь наш и Спаситель Иисус Христос.

     

     

    Рекомендуем также

    Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I

    Речь в Воскресенском, что в Сокольниках, храме перед открытием юбилейных торжеств по случаю 500-летия автокефалии Русской Церкви

    Слово, произнесенное в Троице-Сергиевой Лавре 18 июля 1947 года

    Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I. Краткая биография

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100