|
Библиотека “Халкидон” ___________________ Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков) Речь на приеме в протате Святой Горы Афон в Карее 23 октября 1972 года Ваше Высокопреосвященство! Святые отцы! Я сердечно благодарю за приветствие от имени Святейшего Патриарха Димитрия и от имени Священного Кинота и за эту братскую встречу. С чувством особого благоговения мы вступили в этот земной удел Божией Матери. “Что такое Святой Афон для нас?”— спрашивает замечательный русский проповедник архиепископ Херсонский и Одесский Никанор в одном из своих поучений и отвечает: “… Афон есть единый благолепнейший храм Единого Превысочайшего Бога. Афон от края и до края Святой Горы есть непрестанная молитва, непрекращающееся славословие Богу, немолчное денно-нощное Богу благодарение… Всякий там... выстаивает бόльшую часть суток на молитве и богослужении, а остальную часть проводит в трудах послушания... Афон сохранил в чистейшей неприкосновенности, в духе и букве уставы и отшельничества, и пустынножительства, и общежительства и особых родов подвижничества, завещанные древними отцами... древних иноческих обителей… Всякий монастырь на Афоне есть свеща, горящая пред Богом чистейшим пламенем молитвы, подвижничества и духовной чистоты, а вся Гора Афон с сонмом ее храмов и обителей... являет в себе один слитный, не меркнущий в продолжение веков и тысячелетий для всего христианского мира светоч”.Эти слова русского архипастыря прошлого < XIX> столетия († 1890) сохраняют свою ценность и сегодня. Как несгораемая свеча, как неугасимая лампада. Святой Афон продолжает гореть и светить истинной христианской верой и благочестием, по-прежнему привлекает к себе взоры и надежды всей Православной Полноты.Великий подвижник Афона святой Афанасий, дав организацию афонской общине, освятил многонациональный характер Святой Горы, запретив в своем Уставе делать какие-либо различия между монахами разных национальностей.Первое нерушимое кольцо нашей духовной связи со Святой Горой установил великий первоначальник русского монашества преподобный Антоний, дважды посетивший Афон и некоторое время здесь подвизавшийся в Есфигменской обители. В XII веке русские иноки Афона, в связи с увеличением их количества, испросили у прота и Священного Собора Святой Горы полуразрушенную и запустевшую обитель сначала Богородицы Ксилургу, затем — во имя святого великомученика Пантелеимона, нынешний Старый Русик, а в первой половине XVIII столетия они перешли в небольшой прибрежный монастырь, который и лег в основу Нового Русика - теперешнего русского Пантелеимоновского монастыря.Со времени поселения в Старом Русике наши иноки стали полноправными насельниками Святой Горы . Права и интересы русских обителей, а также и обителей других православных народов на Афоне гарантированы международными трактатами, как, например, постановлениями Сан-Стефанского договора и Берлинского трактата от 1878 года, определениями Севрского договора от 1920 года, которые вошли и в Лозаннский мирный договор от 1923 года.На всем протяжении своего существования монастырь святого великомученика Пантелеимона немало пережил невзгод, но никогда не терял тесной связи с Русской Православной Церковью, которая всегда покровительствовала и щедро помогала ему, равно как и другим русским монашеским общинам, а также и другой инонациональной братии. Доброхотные дары несли сюда православные русские паломники. За пожертвованиями неоднократно приходили в Россию и сами иноки из многих афонских обителей.Будучи связана теснейшими вековыми узами с Афоном, Русская Православная Церковь хочет продолжать эти связи , ибо православной русской душе Афон, как величайшая всеправославная святыня и оазис стяжания вечной жизни, остается особенно близким и дорогим.В связи с этим мы весьма озабочены оскудением иноков в нашей русской обители, остро нуждающейся в их пополнении. Мы надеемся, что греческие светские власти правильно понимают наши естественные стремления и искренние желания сохранить чин русских иноков на Афоне, а Священный Кинот пойдет навстречу желаниям тех русских иноков, которые хотят подвизаться и проводить свое спасительное жительство здесь, на Святой Горе.На Святой Горе должны пребывать сложившиеся с древних пор традиции и привилегии жизни ее обитателей. Афон должен быть сохранен как всеправославный монашеский центр с веками освященной независимостью и свободой со своеобразным традиционным самоуправлением. И мы глубоко верим, что Святая Афонская Гора не только была, но и будет оплотом православного иночества всех национальностей. Недаром она избрана в земной удел Пресвятой Девы, Которая, согласно Своему обещанию, данному в видении святому Петру Афонскому, защитит тех, “кто там терпеливо в иночестве подвизаться будет”, сохранит место сие до скончания века достойным Своего избрания.
Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон" |