• На главную страницу
  • Проповеди, беседы, поучения
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Слово о Хмеле Кирилла, Философа словенского

     


    Текст этого обличительного слова против пьянства интересен не только своим содержанием, но и своей формой: он написан ритмизованной прозой, переходящей местами в рифмованную речь. Древнерусский список, по которому издается перевод “Слова”, был написан в 70-х годах XV века монахом Ефросином.


     

    Так говорит Хмель всякому человеку — и священникам, и князьям, и боярам, и слугам, н купцам, и богатым, и бедным, и женам также советует — не водитесь со мной, будете счастливы. Я же сильней всех плодов на земле, от корня сильного, от племени великого и многородного, мать же моя Богом создана. Ноги мои тонки, зато утроба ненасытна, руки же мои держат всю землю, а глава моя высокоумна — умом со мной никто не сравнится.

    А кто подружится со мною и начнет любить меня, тотчас же того сделаю блудным, а Богу не молящимся, а в ночи не спящим, а на молитву не встающим. А как проснется он — стон и печаль ему наложу на сердце, а когда встанет он - с похмелья голова у него болит, а очи его света не видят, и ничто ему доброе на ум не идет, а есть не желает, жаждет и горит душа его, еще пить хочет. Да изопьет с похмелья чашу, и другую - а там и многие пьет, так напиваясь во все дни. И разбужу в нем похоти телесные, и потом ввергну его в бόльшую погибель — град его или село опустошу, а самого по миру пущу, а детей его в рабство предам.

    Потому, братья, не уподобляйтесь им, долго не спите, много не лежите, вставайте рано, а ложитесь поздно, молитесь Богу, тогда не попадете в беду. Лежать долго - не добыть добра, а горя не избыть.

    Лежа нельзя Бога молить,

    чести и славы не получить,

    а сладкого куска не съесть,

    медовой чаши не пить,

    а у князя в нелюбви быть,

    а волости или града от него не видать.

    Нужда-скудость у него дома сидят, а беды у него на плечах лежат, печаль и скорбь по бедрам голодом позванивает, убожество у него в кошельке гнездо свило, привязалась к нему злая лень, как милая жена, а сон - как отец, а оханье — как любимые дети. А козни на него смотрят, ловят его, как свинью. Свинья же, если куда влезть не сможет, так рылом роет. Так и пьяница, если его в какой двор не пустят, у тына стоит, подслушивая. “Пьют ли во дворе этом, братья?” — спрашивает у каждого человека.

    Пьянство князьям и боярам землю опустошает, а людей достойных и свободных и мастеров в рабство повергает. От пьянства охи и убожество злое привязывается. Пьянство брата с братом ссорит, а мужа отлучает от своей жены. От пьянства ноги у него болят, а руки дрожат, зрение очей меркнет. Пьянство к церкви молиться не пускает и в огонь вечный посылает. Пьянство красоту лица уничтожает. О ком молва в людях? О пьянице. У кого под глазами синяки? У пьяницы. Кому оханье великое? Пьянице. Кому горе горькое? Пьянице. Кто просыпает заутреню? Упившийся человек.

    Пьяница Богу молиться не хочет, книг не читает и не слушает, свет от глаз его заслонен. Если кто пьян умрет, то сам себе враг и убийца, а Причащение его ненавистно Богу.

    'Гак говорит Хмель, - если познается со мной жена, какова бы ни была, а станет упиваться, учиню ее безумной, и будет ей всех людей горше. И воздвигну в ней похоти телесные, и будет посмешищем меж людьми, а от Бога будет отлучена и от церкви Божьей, так что лучше бы ей и не родиться.

     

    Перевод М. Д. Каган-Тарковской

     

    Текст приводится по изданию: Слово о Хмеле Кирилла, Философа словенского // Изборник: Повести Древней Руси. М., 1987. С. 248-249.

     

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100