• На главную страницу
  • Проповеди, беседы, поучения
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков)

    Слово перед новогодним молебном в Богоявленском Патриаршем соборе

    31 декабря 1970 года

     

    Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

    Весьма радуюсь, возлюбленные братия и сестры, и хвалю вас за то, что в этот новогодний вечер вы пришли сюда, в храм Божий, с благочестивым намерением возблагодарить Господа за блага, дарованные нам в прошедшее лето и просить Его об освящении и благословении лета грядущего. Если вспомнить сейчас, какими благами мы располагали и, по милости Божией, продолжаем располагать, то окажется, что главным из них нужно считать время, дарованное нам для нравственного совершенствования, вводящего нас в Жизнь Вечную.

    Время в нашем восприятии, подобно могучей и быстротекущей реке, уносит все существующее в безбрежный океан Вечности. В чем же тогда нужно видеть благо или положительную ценность времени?

    Для нас время не только уходит, но и приходит. Время является мерой жизни, и можно думать, что оно, как бы вытекая из Вечности, в ту же Вечность и возвращается. Недаром один из древних мудрецов назвал время “подвижным образом вечности (Платон). А христианская мысль, исходящая из Божественного Откровения, связывает время с грехопадением человека, с первородным грехом, который нарушил гармонию мира, внес в нее смертное начало разделения и борьбы и тем самым вызвал измерение пределов времени, которое до того лишь отличало получившее начало бытия творение от безначального Творца.

    От грехопадения течение времени для творения неизбежно завершилось смертью.

    Но Господь, по бесконечной любви Своей к падшему человеческому роду, сделал так, что смертоносное течение времени стало необходимым условием спасения людей. Над временем, уносившим с собой всякую жизнь на скорбной земле, торжествовала память людей, сохранявшая обетование Божие о пришествии Искупителя. Против умножившихся грехов, которые искажали самую память людей о Боге, о потерянном Рае и обещанном Искупителе, Бог различными средствами вразумлял падшее человечество и подготовил его к пришествию в мир Спасителя мира в длительные времена и сроки.

    История эта дана нам в книгах Ветхого Завета. Новозаветная же история открывается пришествием на землю Сына Божия, взявшего на Себя грехи мира и Своим искупительным подвигом открывшего нам путь в блаженную Вечность. И для того, чтобы этот путь пройти и стяжать Вечную Жизнь, нам также необходимо время. Ибо, не имея времени для искупления своих совершённых грехов, человек был бы обречен на вечную гибель.

    А время нам дается— одним краткое, как благоразумному разбойнику на кресте, другим более или менее длительное, но всегда по усмотрению Божию и без нарушения нашей свободы. И от нас, возлюбленные, зависит, как будет использовано дарованное нам время. Ведь его можно провести совсем без пользы, как это сделал лукавый раб, зарывший свой талант в землю; время можно попусту растратить в житейской суете, в погоне за славой и земными наслаждениями; его можно употребить и на злые дела. Но благо тем, кто, дорожа каждым часом, каждым днем, каждым годом жизни, сделает эти часы, дни или годы ступенями восхождения к нравственному совершенству, к святости, к Богу!

    Поэтому, встречая новый год жизни, нам, дорогие братия и сестры, нужно прежде всего оглянуться назад и вспомнить, как было использовано нами время минувшего года, и если мы не сделали ничего, достойного Вечной Жизни, то должны покаяться перед Богом в своем нерадении. В противном случае, то есть без осознания своих грехов, можно ли ожидать от нового года чего-либо доброго? И тем более нельзя рассчитывать на долготерпение Божие, которое от нашей нераскаянности и упорства в грехах может истощиться. А умереть в греховном состоянии не дай Бог!

    Вот и сейчас мы не видим многих, кто был среди нас в прошлом году, не видим потому, что время их жизни на земле истекло. А мы с вами продолжаем жить и даже встречаем новый срок жизни с надеждой на лучшее. Не значит ли это, что Бог еще терпит нас на земле и ждет, чтобы мы покаялись и научились ходить в Его заповедях? Не дается ли нам понять, что продолжение жизни еще полезно для нашего исправления? И не должны ли мы поэтому встречать новый год, как новый дар Божий, за который нужно благодарить своего Творца и Спасителя?

    Да, возлюбленные братия и сестры, для этого мы и собрались в этом святом храме, и наша благодарность Богу должна исходить из сердец, очищенных покаянием. Вспомним в наших усердных молитвах близких и знаемых, уже переселившихся в мир иной.

    Не исключим из нашего сердца образ приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия, в течение многих лет служившего делу нашего вечного спасения, и вознесем сердечную молитву о упокоении его светлой души в надежде, что и она духом своим предстательствует за нас пред Богом и молится о благостоянии нашей Церкви и о ее верных чадах.

    Поклонимся гробнице, находящейся всегда здесь, в соборе, мудрейшего устроителя дел нашей Церкви, великого патриота и миротворца Патриарха Сергия, которого при жизни так любовно называл наш православный народ Дедушкой. Не забудем и многих пастырей, служивших в сем святом храме в разные времена, среди коих выделяется протопресвитер Николай Колчицкий — сподвижник двух Патриархов, умевший сочетать труд церковного администратора с пастырской деятельностью, отличавшийся большой ревностью о Боге и любовью к своим духовным детям.

    Припадем с молитвой к великому сокровищу— честным мощам святителя и чудотворца Алексия, Ангела и Предстоятеля Церкви Московской, стяжавшего подвигом жизни немеркнущую славу, а святостью жизни — дерзновенную молитву пред Богом за своих духовных чад.

    Возблагодарим Господа, благословившего труды нашей Церкви, в результате коих в минувшем году родилась новая Автокефальная Православная Церковь, созданная в Америке апостольскими трудами наших отечественных миссионеров, и порадуемся появлению на небосклоне церковном двух новых звезд, двух русских апостолов, причтенных Церковью к лику святых: святителя Николая, архиепископа Японского, основавшего Японскую Православную Церковь, и преподобного Германа Аляскинского, насадившего Православие среди алеутов. Будем просить их молитвенного попечения о юных Церквах и о Матери-Церкви.

    В наступающем году в жизни нашей Русской Православной Церкви произойдет весьма важное событие. В конце мая соберется Поместный Собор Церкви для избрания, Духу Святому содействующу, Предстоятеля Церкви, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

    Долгом всех верных чад нашей Церкви должна быть горячая молитва и в предСоборный период, и в дни работы Поместного Собора о даровании членам Собора единомыслия и мудрости и о даровании благодатной помощи Божией в их трудах.

    Особую хвалу и благодарность воздадим Господу сил за мирное время для нашего Отечества и помолимся о том, чтобы оно было длительным и благоприятным, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте!

    Именно этой милости и этого счастья, возлюбленные, я желаю вам в наступающем году, желаю потому, что нет и не может быть истинного счастья в погоне за наслаждениями, за материальными выгодами, за роскошью быта, за славой, нет его в скупости и любостяжании,— оно есть только в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа и в том душевном спокойствии, которое дается твердой верой в Бога и неуклонным исполнением Его заповедей.

    В завершение своих новогодних пожеланий я призываю вас, возлюбленные богомольцы, объединиться в новом году в общей молитве о мире всего мира и усердную молитву сочетать с действенным участием в устроении мира на земле, в добротворении и любви к ближнему.

    С Новым годом, друзья и братья! Помолимся, чтобы наступающий год был годом благоприятным и годом изобильных милостей Божиих к человечеству. Аминь.

     

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100