• На главную страницу
  • Богословие
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Протоиерей Павел Алфеев

    Иуда предатель

    Оглавление

     

    Отвечает ли Иуда за свой грех, если он действовал во исполнение ветхозаветных пророчеств?

     

    Христос, избирая Иуду в число двенадцати (Ин. 6:70), знал, что он Его предаст (Ин. 6:64: 13:11). Он знал, что было в сердце Иуды (Ин. 2:25), знал его планы и намерения, и последние слова Его к Иуде раскрывали всю тайну Иуды: что делаешь, делай скорее (Ин. 13: 27). А какое разумел Христос здесь дело, Иуде было понятно: когда Христос сказал на вечери, что один из вас предаст Меня, то все ученики в смущении и печали спрашивали один за другим: не я ли, Господи? При этом и Иуда вместе с другими сказал: не я ли, Равви? на что и получил ответ Иисуса: ты сказал (Мф. 26:21-22,25).

    С какой целью Христос избрал Иуду, зная, что он предаст Его, об этом мы уже сказали. Мы видели, что доброе намерение Христа исправить Иуду и спасти его от погибели не увенчалось успехом. С другой стороны, и Иуда, предавая Господа, знал также, что все его намерения и действия также известны Иисусу, и однако ж он не воздержался от своего злого дела. И вот выходит что-то необъяснимое с той и другой стороны; на всем этом деле лежит печать какого-то рока: заботы Спасителя не исправили Иуду, а знание Иуды об осведомленности Христа не удержало его от преступления.

    Неизбежность погибели Иуды, по-видимому, подтверждает и Сам Христос. В Своей первосвященнической молитве к Отцу Он говорит: тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание (Ин. 17:12; Пс. 108:17). Выходит, что Иуда, как будто бы по необходимости должен был сделаться сыном погибели, чтобы исполнилось предсказание о нем Писания. И эту мысль Христос не раз повторяет Своим ученикам. На Тайной вечери, открывая Своего предателя, Христос в то же время дополняет: впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем (Мф. 26:23—24). В саду Гефсиманском, когда Петр хотел силой защитить Христа, Он сказал: или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть? (Мф. 26:53—54). Первосвященникам и старейшинам, которые явились с вооруженной стражей в сад, чтобы схватить Иисуса, Он сказал: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня! Каждый день бывал Я с вами в храме и учил, и вы не брали Меня. Но да сбудутся Писания (Мк. 14:48—49). Даже по Своем воскресении Христос убеждал учеников в необходимости крестных страданий и смерти предсказаниями пророков. Не так ли надлежало пострадать Христу, — говорил Он путникам, шедшим в Эммаус, — и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании (Лк. 24:26-27).

    Что крестные страдания и смерть Христа необходимы для Его славы — это факт, не подлежащий сомнению. Апостол Павел констатирует этот факт как общепризнанный. В Первом послании к Коринфянам он пишет: Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, т.е. что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию (1 Кор. 15:3-4).

    Если, таким образом, Христу надлежало пострадать и умереть по Писанию, то необходимо должен быть предатель, должны быть и распинатели.

    Действительно, все обстоятельства крестной смерти Христа и предательства Иуды с точностью указаны в Писаниях ветхозаветных пророков. Так, вероломная измена Иуды предсказана в псалме 40 в стихе 10, на что указывает Сам Христос: Не о всех вас (обращаясь к ученикам) говорю: Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание. Этими словами Иуда выделяется из числа всех своим предательством: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою (Ин. 13:18).

    После вечери Иисус, идя на гору Елеонскую, предупреждает Своих учеников о предательстве Иуды и Своем аресте в саду Гефсиманском, как об этом предсказано: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада (Мф. 26: 30-31; Зах. 13; 7).

    Обстоятельства распятия и крестной смерти, сопровождавшиеся излиянием злобы, ненависти и богохульства, даже со всеми неожиданными случайностями, предусмотрены пророчествами. Так, относительно ненависти Своих врагов Христос сказал в прощальной беседе: Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего. Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно (Ин, 15:24-25; Пс. 68:5).

    Ненависть ко Христу в том даже выразилась, что распяли Его среди двух разбойников. И это обстоятельство предусмотрено было пророками. И сбылось слово Писания, - говорит по этому поводу евангелист Марк, - и к злодеям причтен (Мк. 15:28; Ис. 53:12).

    Когда воины распяли Господа, то стали делить одежды Его здесь же, под крестом. Разделили их на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины (Ин. 19:23—24; Пс. 21:19).

    Два совершенно случайных обстоятельства смерти Христа также предсказаны были в Писаниях. Когда воины пришли к Иисусу и увидели Его уже умершим, то не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И это произошло, да сбудется Писание: и кости не сокрушите от него (Исх. 12: 46). Так же и в другом месте Писание говорит: и они воззрят на Него, Которого пронзили (Зах. 12:10; Ин. 19:33-37).

    О предательстве Иуды и его последствиях также ясно и определенно предсказано было пророками, так что все действия его являются точным выполнением их. Так, апостол Петр в собрании верующих говорил: Мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса; он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего; но приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его; и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама, то есть земля крови. В книге же Псалмов написано: да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем; и достоинство его да приимет другой (Деян. 1:16-20; Пс. 68:26; 108;8).

    Все эти пророчества об Иуде (а равно и о других распинателях Христа), которым надлежало исполниться с буквальной точностью, не дают никакого основания для оправдания его преступления. Наоборот, эти пророчества, как предостережения от преступления, усиливают ответственность за него. Те, которые думают оправдать Иуду на данном основании, не понимают ни значения пророчеств, ни их назначения. Пророчества не программа будущих действий, составленная Богом, а предсказание о будущих действиях. Пророчества не определяют того, что должно быть, а только заранее указывают, что будет. Следовательно, не событие зависит от пророчества, а, наоборот, пророчество зависит от события. Будет или не будет пророчество о событии - оно совершится независимо от этого; но пророчества без события не может быть. Пророчество говорит нам только о всеведении Божием. Поясним примером из области естественных знаний.

    Астроном говорит нам, что в таком-то году, в таком-то месяце, в такой-то час дня будет затмение солнца или луны, с точностью определяет минуты и секунды затмения, линию прохождения его по земле, полноту или неполноту затмения и др. Заранее предсказывает это физическое явление, потому что он изучил все законы движения светил небесных, их быстроту и расстояние, их путь и величину их объема и т.д. В телескоп он видит появившуюся планету и с математической точностью вычисляет, когда и где будет она проходить и на сколько минут или секунд она скроет солнце или луну от земли. И мы, заранее предупрежденные об этом явлении, когда все это исполняется с точностью, констатируем только тот факт, что астроном действительно обладает точным знанием своей науки.

    То же самое следует сказать и о пророке. Озаренный Духом Божиим, он видит будущее как бы совершающимся перед его глазами. Он созерцает действующих людей, проникает в их сокровенные мысли и желания, читает в их сердцах их страсти, знает действие и направление их, действительные столкновения их между собой, знает все законы нравственного действия свободной воли людей, видит, к чему направлена эта свободная воля людей, как и при каких условиях она проявляется, видит самые тайные мотивы действий свободной воли и случайные коллизии с внешними и внутренними обстоятельствами, - видит все это и говорит за несколько веков, что будет. Для Бога, как и для астронома в области его знания, будущее есть уже настоящее и в это будущее посвящается пророк благодатным озарением от Святаго Духа. И наблюдая за точным исполнением пророчества, мы убеждаемся в истинности происхождения пророчеств от Самого Бога, обладающего всесовершенным знанием.

    Ясно, что пророчества не ограничивают человеческой свободы, не стесняют человеческих действий, а только просветляют человеческое сознание и предостерегают от тех опасностей, которые ожидают их на жизненном пути. А потому пророчества об Иуде не только не смягчают его вины, а наоборот, еще более усиливают его виновность в этом преступлении. Он действовал по своей свободной воле, вопреки всем предостережениям со стороны пророков и Христа.

    Действительно, чем более мы вникаем во все предостережения Христа Иуде, тем более убеждаемся в полнейшей ответственности его за свой грех. С каждым новым изобличением Иуды вина его все более и более растет и усиливается. В Капернаумской синагоге после беседы о хлебе небесном Христос, не указывая на лицо, обличает Иуду в его тайном злом умысле, который глубоко скрывал он в своем сердце. Как страшен задуманный Иудой грех, Христос показывает ему тем, что назвал его диаволом. Не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол (Ин. 6:70). Кто этот один - Иуда чувствовал и понимал, о ком сказал Христос. И если это он, Иуда, то как страшен тот грех, который он задумал и таит в сердце, если за этот грех он становится диаволом!

    После определения тяжести греха Иуды Христос указывает ему и на страшную его ответственность за этот грех. На Тайной вечери, открывая Своего предателя, Христос говорит ему: горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться (Мф, 26: 24).

    После этого мог ли Иуда представить что-либо в оправдание себе, когда он знал не только о тяжести греха своего, но и о страшном приговоре за него. Можем ли и мы смягчить вину и ответственность Иуды, когда все было открыто ему!

    В общем, получается такой вывод: пророчества об Иуде и других распинателях не только не смягчают ответственности их за свой грех, но еще более усиливают их виновность за явное пренебрежение данными им предостережениями. Ведь Христос потому пострадал и умер, что были Иуды, Каиафы, Пилаты, исторически сложившиеся в христоубийц, а не потому появились все эти распинатели, что Христу надлежало пострадать и умереть. Бог не мог и не может делать людей злодеями, христоубийцами — такими делаются сами люди вопреки всем Божественным предостережениям и вразумлениям!

     

    Текст приводится по изданию: Протоиерей Алфеев П. И. Иуда-предатель. М.: Лепта, 2005. С. 77-87.

     

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100