• На главную страницу
  • Богословие
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

    Слово на открытии научной конференции "Православное богословие на пороге третьего тысячелетия"

    Москва, 7 февраля 2000 года

     

    Ваше Высокопреосвященство, преосвященные архипастыри, всечестные отцы, возлюбленные о Господе братья и сестры!

    Сердечно приветствую вас, участников Богословской конференции Русской Православной Церкви “Православное богословие на пороге третьего тысячелетия”.

    Мы рады тому, что продолжается традиция общецерковных богословских конференций, начатая в преддверии великой для Русской Православной Церкви даты — 1000-летия Крещения Руси. Знаменательно, что и нынешняя богословская конференция приурочена к историческому событию - великому юбилею благости Божией, 2000-тысячелетию Рождества по плоти Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Между этими юбилеями и соответственно конференциями немногим более десяти лет, но сколь многое успело произойти в жизни нашей Церкви, общества, да и всего мира за этот период!

    Проведение богословской конференции в связи с великим юбилеем имеет особое значение — ведь именно богословие, основывающееся на вере Церкви, является тем ключом, с помощью которого мы можем открыть шифр истории, осознать истинный смысл свершающихся исторических событий. И в наибольшей степени это справедливо тогда, когда речь идет о великом юбилее пришествия в мир Спасителя. Слово плоть бысть и вселися в ны (Ин. 1, 14) — именно это историческое событие, совершившееся в Вифлееме Иудейском две тысячи лет назад, стало переломным моментом в истории: Бог, пребывая абсолютным и неизменным, стал человеком; не оставив вечности, Он вошел в самую гущу человеческой истории и возглавил ее. Это историческое событие лежит в основе основ христианской веры.

    Церковь есть вечное днесь”. Но это не значит, что Церковь есть только вневременная реальность. Христос пришел “в полноту времен”, чтобы завершить Ветхое и начать Новое. Во Христе и через Христа само время было освящено. В Церкви история преображается, приобретает свой богочеловеческий смысл. Ибо в истории Церкви исполняется искупительное дело Христа.

    Христос сказал Своим ученикам: так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему (Лк. 24, 46-48). Вера Церкви основана на подлинном свидетельстве учеников и последователей Христовых, на том провозвестии, которое было вверено им Христом и живет и вечно пребывает в Церкви силою Духа Святого. Поэтому подлинное богословие всегда должно быть именно свидетельством — свидетельством Истины, свидетельством Веры Церкви. Оно должно стремиться к выражению данного Церкви Божественного Откровения.

    Бог обращается к человеку, и человек отвечает Ему. Священное Писание является летописью великих дел и речений Божиих к человеку. Уже Ветхий Завет дает пример того, как слово Божие становится словом человеческим. Но истинное богословие становится возможным лишь с Воплощением Бога Слова и искупительным подвигом Христа, восстановившим падшее человеческое естество. Во Христе восстанавливается вся человеческая природа в полноте ее проявлений, в том числе восстанавливается и преображается человеческая мысль, очищается человеческий разум, становится возможным подлинное богообщение. Человеческое слово преображается, приобретает новую глубину и силу, оказывается способным стать богословием, то есть словом о Боге. Дух Божий дышит в строе человеческой речи, свидетельствующей об опыте богообщения, о Вере Церкви, о Божественном Откровении. Живое богословствование в основе своей должно определяться опытом веры. Но достижимо это только через молитвенный подвиг, через живое причастие благодатному опыту Церкви.

    Богословская конференция начинается в день, когда Святая Церковь совершает память великого святителя Григория Богослова, свидетельство которого навсегда осталось образцом церковного богословия, выражающего веру и Предание Церкви, а его жизнь — примером сочетания подвижнического и богословского подвига. Слово “свидетель”, по-гречески “мартис”, означает также и “мученик”, то есть человек, своей кровью засвидетельствовавший свою веру и верность Христу. Знаменательно, что сегодня мы также совершаем память священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, одним из первых принявших мученическую кончину в самом начале гонений против Церкви и ее верных чад. Два этих образа свидетельства— богословского и мученического, - объединенные сегодняшним молитвенным воспоминанием за богослужением, зримо утверждают нераздельность и целостность единого христианского опыта свидетельства об Истине.

    Укорененность православного богословия в двуедином опыте веры и благодатной жизни в Церкви должна всячески развиваться и возгреваться в трудах современных православных богословов. Богословское служение сегодня весьма ответственно и значимо. В своем свидетельстве Церковь сегодня сталкивается со множеством актуальных проблем, большинство из которых требуют вдумчивого богословского осмысления и анализа. Актуальность православного богословия не означает приспособления к духу века сего. Православное богословие будет наиболее актуальным в том случае, если оно будет верно выражать благодатный опыт Церкви, опыт совершающегося в ней спасения и преображения человека, опыт богообщения. Это означает живую духовную связь с богословием свидетелей Веры и опыта Церкви— богословием святых отцов. Православное богословие всегда должно хранить верность духу богословия отеческого, что является залогом хранения и утверждения правой веры. Ибо, как утверждает Церковь, сия есть вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера Православная, сия вера вселенную утверди (Служба в Неделю Православия).

     

     

    Рекомендуем также:

    Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Биография

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100