• На главную страницу
  • Жития святых и подвижников благочестия
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Житие святого отца нашего Петра, Митрополита Киевского и всея России

    Память его празднуется месяца декабря в 21-й день [1]

     

    Святый Петр, Митрополит Киевский и всея России, родился в земле Волынской [2], от благочестивых христианских родителей [3]. Когда он был еще в утробе матери, на рассвете одного воскресного дня мать его видела такое видение: ей представилось, будто она держит на руках своих агнца, посреди рогов которого выросло густолиственное дерево, имеющее множество плодов и цветов: посреди ветвей его было множество свечей — светящихся и издающих благоухание.

    Проснувшись, мать недоумевала о чудесном видении, но впоследствии Господь оправдал видение, о6огатив Своими Дарами ее сына.

    Семи лет от рождения святый Петр был отдан в обучение Божественному Писанию, но сначала он учился плохо, о чем немало печалились родители его. Сие же было ради того, чтобы он более от Бога, нежели от людей, получил книжную премудрость. И действительно, святый Петр получил ее таким образом.

    Однажды он увидел во сне, что к нему пришел некий муж в святительских одеждах и сказал ему:

    Чадо, отверзи уста твои!

    Когда Петр сделал это, явившийся прикоснулся правою рукою к языку его и, благословив его, исполнил сладости гортань его.

    Проснувшись, отрок никого не видел, но только ощутил в сердце своем как бы некую сладость и веселие.

    С этого времени святый Петр стал быстро понимать, чему учил его наставник: в скором времени он изучит все Священное Писание и превзошел в учении всех сверстников.

    Когда Петру исполнилось 12 лет, он ушел в близкий к месту его рождения монастырь и принят был в число братии. Там нес он монастырские послушания, носил в поварне воду и дрова, мыл братии власяницы и ни зимою, ни летом нисколько не оставлял своего правила. Прежде всех приходил он к церковной службе и уходил последним, в церкви стоял с благоговением, прилежно слушая Божественное Писание, никогда не прислоняясь к стене, наставнику своему всегда оказывал послушание и с готовностью служил братии в смирении и молчании. По воле настоятеля он был произведен во диаконы, а потом и в пресвитеры. Научился он писать и святые иконы [4]. И когда писал, всем умом и мыслию удалялся от земного и, исполняясь богомыслия, ревностно стремился к добродетельному житию.

    После довольно продолжительного пребывания в том монастыре, по благословению настоятеля, святый Петр удалился в одно пустынное место и устроил себе обитель при реке Рате [5]. Здесь построил он церковь во имя Спаса нашего Иисуса Христа, и в короткое время собралось к нему сюда много братии.

    Святый был добр и незлобив и считал себя самым последним из всех, поучал всех с кротостью, усердно подавал милостыню, никогда не отпуская без помощи просящего нищего и странника, так что слух о его добродетельной жизни дошел до князя. Посему всеми он был почитаем и все принимали от него слова наставления.

    В то время прибыл на Русь из Константинополя митрополит Максим [6], поучая народ богопреданному учению. Явившись к нему со своей братиею для получения благословения, святый Петр поднес ему икону Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, которую сам написал.

    Святитель же Божий благословил его и братию и, приняв святую икону, берег ее у себя в великой чести.

    Спустя немного времени — когда преставился святитель Максим,— некто Геронтий [7] дерзнул восхитить святительство, ваять святительскую одежду, ризницу и пастырский жезл, а также и ту икону, которую написал Петр и поднес святителю Максиму, и отправился в Константинополь, желая сделаться русским митрополитом.

    Тогда князь страны Волынской [8] стал предлагать блаженному Петру,— то сам прося, то склоняя через бояр,— идти в Константинополь для посвящения на престол Киевской митрополии; ибо Геронтию никто не сочувствовал за его дерзость, с каковою он без совета и избрания поспешил восхитить святительский сан: “Не дверью входит, но перелазит инде” [9].

    Блаженный Петр долго не хотел и отказывался, но, наконец, будучи упрошен князем, боярами и Собором святителей, отправился, а князь послал о нем послание к святейшему патриарху и ко всему его Собору, высказав желание видеть Петра на святительском престоле.

    Когда Геронтий отправился по морю в Константинополь, плаванье для него оказалось неблагоприятным: поднялась сильная буря, пробивные ветры и волны, так что он по пути замедлил немного времени. Для блаженного же Петра был на том же море тихий и попутный ветер, и он, точно во сне, переплыл море.

    В это же время Геронтию являлась в видении вышеупомянутая икона Пресвятой Владычицы, которая сказала ему:

    Напрасно ты, старец, трудишься, ибо не достанется тебе святительский сан, которого ты ищешь. Но тот, который написал Меня — Ратский игумен Петр,— служитель Сына Моего и Бога и Мой,— будет возведен на престол святительский и право упасет людей своих, за которых Сын Мой — Христос Господь — пролил кровь Свою, от Меня воспринятую, и, богоугодно пожив, в старости доброй с радостию отойдет к Владыке всех”.

    Геронтий в страхе проснулся и поведал всем о видении.

    Наконец, святый Петр достиг Константинополя; патриархом Константинополя был тогда Афанасий — муж дивный, украшавший своими добродетелями престол Вселенский [10] . Когда Петр пришел к патриарху, храм наполнился благоуханием; просвещенный свыше патриарх уразумел, что такое благоухание было ради пришествия Петра, и с радостию благословил его. Затем, узнав о причине его прибытия, патриарх созвал Собор святителей, и они учинили обычное рассмотрение дела. Петр был призван достойным святительского сана, будучи предуказан к сему прежде своего рождения.

    Итак, патриарх во время совершения божественной службы посвятил сего дивного Петра на святительское служение [11]; при этом лицо угодника Божия, во время посвящения, так просияло, что все дивились и говорили:

    Воистину человек сей пришел к нам по повелению Божию”,— и все исполнились духовной радости.

    Спустя несколько дней прибыл в Константинополь и Геронтий и (хотя и против воли) рассказал обо всем, что с ним случилось. Патриарх же, взяв у него святительские одежды, честную икону, пастырский жезл и церковную утварь, все отдал в руки истинному пастырю — Петру.

    Затем святейший патриарх, достойно наставив в течение многих дней святого и блаженного Петра и благословив его, с честью отпустил из Константинополя.

    Святый Петр, прибыв в свою митрополию, преподал всем мир и благословение и прилежно поучал врученное им Богом стадо, переходя с одного места на другое [12].

    Но лукавый враг не вытерпел сего и измыслил против святого Петра козни, внушив некоторым не признавать его святителем. Впрочем, из таковых потом многие раскаялись, приняли святителя и, покорившись ему, получили от него прощение.

    Спустя некоторое время лукавый враг возбудил зависть к святому Петру в Андрее, епископе Тверском [13], который, не обуздывая языка своего, стал распространять о праведнике ложные изветы и, написав много ложных и хульных слов, послал к святейшему патриарху Афанасию. Удивился патриарх и счел это невероятным, однако послал одного из церковных клириков в землю Русскую, и тогда созван был Собор в городе Переяславле [14]. На Соборе том присутствовали епископ Ростовский Симеон, преподобный Прохор, игумен Печерский, князья, бояре, священники, иноки и великое множество других. Когда призван был на Собор Тверской епископ Андрей, стали рассматривать дело, и, когда выступили против Петра лжесвидетели, произошло великое смятение. Виновник зла не утаился, но пред всеми был обнаружен. Зло и клевета Андрея были обличены, и лживый клеветник пред всеми был посрамлен и уничтожен. Святый же Петр не сделал ему никакого зла, но простил, и, довольно всех поучив, отпустил с миром Собор. Сам же прилагал к трудам труды, умножая во сто данный ему талант и являясь отцом для сирот.

    В то время появился некоторый еретик Сеит [15], который проповедовал противное Церкви Христовой и православной вере учение; святитель Божий предал его отлучению — и злонравный еретик погиб вскоре злою смертию.

    После сего угодник Божий Петр прибыл в славный город Москву, который в то время находился во владении великого благоверного князя Иоанна Данииловича [16], украшенного всякими добродетелями, милостивого к нищим и духовенству, любившего храмы и прилежавшего к священным книгам. Святитель очень полюбил его и начал жить в том городе более, чем в иных местах [17]. Советовал он благоверному князю построить в Москве каменную церковь во имя Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, так убеждая его:

    Если ты послушаешь меня, сын мой, и создашь храм Пресвятой Богородице, то и сам прославишься более князей других, и город твой будет прославлен: святители поживут в нем, и взойдут руки его на врагов его, и Бог в нем прославится, и кости мои здесь положены будут”.

    Последовав совету святителя, князь начал заботиться о построении церкви [18]. Когда церковь была заложена, ежедневно происходили работы по ее постройке, и сам святитель наблюдал, чтобы дело непрерывно подвигалось вперед.

    Незадолго до близкой кончины святого Петра князь Иоанн Даниилович видел следующий сон. Ему представилась высокая гора, вершина которой была покрыта снегом; и вот внезапно снег растаял и исчез. Когда князь пересказал святителю поразивший его сон, святый сказал:

    Высокая гора — ты, князь, а снег — я, смиренный, который скоро должен отойти из сей жизни в жизнь вечную”.

    Провидев по Божественному откровению свою близкую кончину, святитель Божий сам, своими руками, устроил себе гробницу близ жертвенника в строящемся храме Пресвятой Богородицы. И когда гробница была готова, снова было ему от Бога откровение о кончине. Исполнившись радости, святитель пошел в церковь и совершил божественную службу, помолившись за всех православных князей, за своего духовного сына — благочестивого князя Иоанна, и за всех благочестивых христиан земли Русской; затем он сотворил поминовение о почивших и причастился Святых Тайн. Возвратившись из церкви, он призвал весь причт и, преподав, по обычаю, наставление, отпустил их. В то время он раздавал много милостыни нищим и убогим, церквам, монастырям и духовенству. Между тем он быстро ослабевал телом. Когда наступил день кончины его, святый призвал к себе тысяцкого Вельяминова, управлявшего тогда городом (так как самого князя тогда в городе не было), и сказал ему:

    Вот, чадо, я отхожу от жития сего; сыну же моему возлюбленному, князю Иоанну, и его потомству навек оставляю мир и благоволение Божие”.

    Затем, сделав и другие распоряжения, святый Петр вручил ему мешок с деньгами для того, чтобы докончить постройку церкви. Преподав всем мир, он начал петь вечерню, и, когда молитва была еще на устах его и сам он воздел руки к Богу, душа его отошла ко Господу [19].

    Князь, услышав о преставлении святого, в печали поспешил со всеми боярами в город; весь народ плакал и скорбел о его преставлении. Положив на одре честное тело его, понесли его, по обычаю, к церкви [20].

    В то время некоторый человек, одержимый неверием, подошел среди православного народа к телу святителя и в мыслях своих стал творить ему поношение, думая:

    "Кто этот мертвец, которого провожает сам князь и столько народа, и почему воздают ему такую почесть?

    Как он подумал это, тотчас увидел святителя сидящим на одре и благословляющим на обе стороны народ во все время, пока не был принесен к гробнице. Тогда уверовал человек тот в святость угодника Божия и рассказал народу о виденном. Принеся святые мощи Петра во храм, положили в приготовленной самим им каменной гробнице, где и доныне они почивают, источая различные чудеса с верою притекающим к ним. Некоторый юноша с рождения имел расслабленные и совершенно неподвижные руки, так что не мог их поднять к устам. Он пришел к гробнице сего святителя со слезами, и тотчас руки его укрепились и стали здоровы.

    Также одному скорченность святый исцелил и даровал слух глухому. А одному, бывшему много лет слепым, когда он пришел и помолился, внезапно отверз очи. Много и иных благодеяний и доныне чудодейственно источается с верою приходящим к честной раке святителя Петра — в честь и славу в Троице славимому Богу вовеки. Аминь

     

    Примечания:

    [1] Краткое житие св. митрополита Петра написано его современником, Прохором, епископом Ростовским (с 1311 г. по 1317 г.); другое, более пространное, - св. Киприаном, митрополитом Московским (управлял митрополией с 1381 г. по 1382 г., во второй раз — с 1390 г. по 1406 г.).

    [2] Волынь — юго-западная часть России

    [3] Родители святого Петра были люди состояния достаточного и принадлежали к сословию боярскому или же купеческому, почему святой Петр впоследствии и имел возможность соорудить на свои средства монастырь

    [4] По свидетельству древнего жития, св. Петр обучился искусству иконописания в такой степени, что стал иконник чуден”. Памятниками сего доселе служат находящиеся в Московском Большом Успенском соборе две иконы Богоматери, им написанные: Успение Божией Матери, и другая, по его имени, нарочито известная под именем Петровской.

    [5] Это место было расположено на север от столицы Галицко-Волынского княжества - Львова, река Рата протекает в нынешней Австрийской Восточной Галиции и впадает с левой стороны в верхний Западный Буг. Монастырь св. Петра, построенный во имя Спаса (Преображенский), в настоящее время не существует. на его месте стоит теперь село с приходской церковью, также во имя Спаса.

    [6] Святой Максим, грек по происхождению, управлял Русской Церковью с 1283 г. по 1304 г.

    [7] Один из игуменов Владимирских

    [8] Здесь разумеется Галицко-Волынский князь Юрий Львович, который негодовал на самоволие Геронтия, тем более что на Волыни недовольные удалением кафедры из Киева в дальний Владимир желали видеть митрополита где-либо на юге, особенно же князь Юрий хотел, чтобы митрополит был в Галиче. Кн. Юрий был могущественным, владея всею Галициею, он именовался даже царем Руси

    [9] Ин., 10, 1

    [10] Афанасий II – патриарх Константинопольский с 1303 г. по 1311 г.

    [11] Святой Петр был поставлен в митрополиты всея Руси в 1308 г. на третий год после кончины митрополита Максима

    [12] На другой год после своего посвящения святой митрополит Петр переехал во Владимир, где предшественником поставлена была кафедра митрополита всея Руси. Вслед за тем он отправился осматривать епархии: так он был в Новгороде, в Брянске и др. городах и областях

    [13] Тверской епископ Андрей происходил из дома князей Литовских. Он возымел намерение занять кафедру митрополита. Знатность рода его и неудовольствие некоторых на избранного югом митрополита поддерживали в нем мечту о высоком сане. Впоследствии он, по удалении с кафедры, скончался в построенном им ранее Богородицком монастыре на реке Шоше (правый приток Волги) в 1323 г.

    [14] В 1310 г. или в начале 1311 г.

    [15] Сеитами, по летописям, постоянно назывались учители магометанства, которое в то время так ревностно распространял хан Узбек между татарами, но название “еретик” и отлучение от Церкви, произнесенное святым Петром на означенного Сеита, показывают, что это был христианин, сильно извращавший христианское учение; название же Сеита дано ему за увлечение некоторыми воззрениями магометанства. По некоторым известиям, Сеит был новгородским протоиереем, увлекшимся магометанской страстию к чувственной жизни и проповедовавшим против монашеского девства с такою силою, что многие из монахов оставили монашество и вступили в супружество. Обличение Сеита было во время обзора святителем епархий

    [16] Здесь разумеется великий князь Московский, Иоанн I Даниилович Калита, внук святого Александра Невского, сын святого Даниила, основателя Московского княжества; княжил с 1328 г. по 1340 г., назван был Калитою потому, что, отличаясь любовью к нищим, постоянно носил с собою для раздачи им калиту (мешок) с деньгами.

    [17] Святитель Петр, просвещенный благодатию, провидел великую будущность Москвы, хотя тогда это был город малолюдный; он видел, что Москва собирает под свою сень раздробленные и истерзанные области России, и решился навсегда остаться в Москве и быть в ней похороненным, вместо Владимира. Таким образом, митрополия была перенесена из Владимира в Москву, что послужило к возвышению Москвы и к прочному основанию мира (при тогдашних междоусобицах отдельных князей) и величия России

    [18] Имеется в виду Успенский собор; впоследствии на месте его построен в княжение великого князя Иоанна III Васильевича существующий в настоящем виде собор, освященный в 1470 г.

    [19] Святой митрополит Петр скончался 21 декабря 1326 г.

    [20] Святые мощи митрополита Петра были положены в начатой, но не оконченной им церкви Успения, которая была окончена и освящена уже в следующем (1327) году. При нашествии Тохтамыша татары разорили гробницу святого митрополита Петра, думая найти в ней сокровища; тогда же Успенский собор подвергся опустошительному пожару. В 1471 г., когда сломали старый Успенский собор и стали строить новый, созванный Освященный Собор решил вынуть мощи святого. Гробница его была найдена истребленной от пожара, но святые мощи угодника Божия сохранились целыми и невредимыми. Совершено было перенесение мощей его, в память чего установлено было празднование 24 августа. Мощи первосвятителя Московского почивали открыто, но после нашествия поляков, похитивших драгоценную серебряную раку, положены под спудом и оставлены в таком положении до 1812 г. В этом году Наполеон раскрыл гробницу святителя, вероятно, с тем же умыслом, что и Тохтамыш. По удалении французов из Москвы Московский архиепископ Августин торжественно открыл нетленные мощи митрополита Петра, причем они были обносимы вокруг Успенского собора при освящении его 30 августа 1813 г. От святителя Петра осталось два поучения, имеющих вид окружных посланий

     

    Текст приводится по изданию: Житие святого отца нашего Петра, Митрополита Киевского и всея России // Четьи-Минеи. Святые русского православия. М., 2004. С. 329-339

     

     

    Рекомендуем также:

    Т. С. Еремина. Петровская икона Богоматери

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100