• На главную страницу
  • Чудотворные иконы. Иконопись
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Т. С. Еремина

    Владимирская икона Богоматери

     

    Богоматерь изображается чуть ниже пояса, с Младенцем Христом на правой руке. Левая рука Богоматери перед грудью. Христос левой рукой обнимает Богородицу за шею, а правую вытянул вперед. Левая ножка Христа вывернута и ступней обращена к зрителю.

    По преданию, икона написана евангелистом Лукой на доске из того стола, на котором ел Сам Иисус Христос, еще во время жизни Пресвятой Богородицы и получила Ее благословение. В 450 году она была перенесена из Иерусалима в Константинополь, а в начале XII века из Константинополя прислана в дар Киевскому князю.

    Сын Юрия Долгорукого князь Андрей Боголюбский перенес икону в северные земли и поместил в специально для нее построенном Успенском соборе города Владимира. С 1480 года Владимирский образ Богоматери находится в столице.

    Много раз икона принимала участие в спасении Москвы от татар: в 1395 году—от войск Тимура, затем в 1480 - от ордынского хана Ахмата, и еще раз в 1521 — от хана Махмет-Гирея. До XVII века икона считалась главной святыней Русского государства. Перед ней произносили клятвы верности своему Отечеству, перед ней российские монархи венчались на царство, она играла заметную роль в обряде избрания всероссийских митрополитов и патриархов. Ее называли палладиумом русской государственности, и в течение нескольких веков она стояла по левую сторону Царских врат главного храма России — Успенского собора Кремля. Сейчас Владимирская икона Богоматери находится в ГТГ, но передана Церкви и принимает участие в наиболее торжественных крестных ходах.

    В Московском Успенском соборе имеется так называемая Владимирская запасная”, написанная для главного храма России в начале XV века. Она сохраняет верность иконографическому типу и точно повторяет размер почитаемой святыни, но отличается от оригинала по изображению: Богоматерь представлена здесь не по пояс, а по грудь. Изменилось и общее настроение: глубокая скорбь византийской иконы уступила место светлой грусти, умиленному общению Матери и Сына. Считается, что икона принадлежит рублевскому кругу.

     

    Текст приводится по изданию: Т. С. Еремина. Мир русских икон: История, предания. М., 2002. С. 232-233

     

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100