• На главную страницу
  • Богословие
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Протоиерей Павел Алфеев

    Иуда предатель

    Оглавление

     

    Насколько тяжек грех Иуды, если он, предавая Господа, не имел в виду убить Его?

     

    Тяжесть греха Иуды определил Сам Христос. В Своей первосвященнической молитве Он назвал Иуду сыном погибели (Ин. 17: 12). Предостерегая Иуду от предательства, Христос указал ему степень наказания за этот грех: горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться (Мф. 26:24). Характер и сущность греха Спаситель выразил тем, что назвал Иуду — диавол (Ин. 6:70 — 71). В реализации греха евангелисты видели действие сатаны, который вошел в Иуду и распоряжался им как своим орудием (Ин. 13:2, 27; Лк, 22:3). Более точного и правильного определения тяжести греха Иуды мы и представить себе не можем. А потому нам остается только раскрыть это утверждение.

    В чем состояла сущность греха Иуды, т.е. что хотел Иуда осуществить и чего достигнуть предательством, как он хотел разрушить Царство Христа не от мира сего (Ин. 18:36) и заменить его царством мира сего, которое предлагал Ему сатана в пустыне (Мф, 4:8—9), и тем самым уничтожить самую идею вечного спасения людей, — все это достаточно выяснено нами. А потому в настоящее время нам приходится поставить вопрос на более специальную почву, оттенить в грехе Иуды частную сторону его: насколько Иуда является участником и виновником смерти Христа, если он, предавая Христа, был уверен в наличии действительной силы и могущества Христа и в том, что Он не допустит Своих врагов убить Себя? По человеческим законам преступность действия заключается не столько в самом факте, сколько в злодейском намерении совершить самый факт преступления.

    Тем обстоятельством, что Иуда не ожидал такого исхода своего предательства, нельзя не только оправдывать Иуду, но даже и смягчать тяжесть его преступления. Он не мог не знать об исходе своего гнусного дела. Христос об этом постоянно говорил не только ученикам, но и народу. Что же касается Иуды, то Христос с особенным вниманием и заботливостью внушал ему мысль, что за его предательством последует смерть Его, Иисуса. Мы укажем эти случаи.

    После исповедания Иисуса Христа Сыном Бога Живаго (Мф. 16:16) в Кесарии Филипповой Он начинает прямо и открыто говорить о Своих страданиях, смерти и воскресении, пополняя каждый раз их новыми подробностями. Так, евангелисты отмечают:

    С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту. и в третий день воскреснуть (Мф. 16:21; Мк. 8:31; Лк. 9:22).

    После славного преображения Христос, сходя с горы, заявил ученикам, что Сын Человеческий пострадает от них (книжников), как пострадал и Иоанн Креститель (Мф. 17:12—13) и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену (Мк. 9:12). Когда проходил Иисус с учениками через Галилею, то Он учил и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и по убиении в третий день воскреснет (Мк.9:31).

    Когда Иисус шел в Иерусалим, то отозвавдвенадцать учеников Своих (следовательно, в числе их был и Иуда), сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом, ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет (Лк. 18:31-33; Мф. 20:17-19; Мк. 10:33-34).

    Во время Пасхальной вечери, когда Иуда уже решился выдать Иисуса по предварительному условию с первосвященниками и старейшинами (Мф. 26: 14— 16), Христос сказал ученикам: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания (Лк. 22:14—15).

    На вечери в Вифании, в доме Симона прокаженного, когда вошел же сатана в Иуду (Лк. 22: 3), Христос, защищая и оправдывая поступок Марии, возлившей драгоценное миро на ноги Его, сказал ученикам, в предостережение Иуды: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда (Ин. 12:7—8). Возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению (Мф. 26: 12). Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению (Мк. 14:8).

    О Своей смерти говорил Христос ученикам еще с первых дней Своего общественного служения, хотя и не так открыто. Говорил Он об этом и всему народу. Так, в первую Пасху, когда Иудеи потребовали от Иисуса доказательств Его прав изгонять из храма торгующих, Он сказал: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его... Он говорил о храме тела Своего. И ученики по воскресении Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию (Ин. 2:18—22), а первосвященники и старейшины на основании этих слов испросили у Пилата стражу и приставили ее ко гробу, мотивируя свою просьбу так: Господин! —говорили они Пилату. — Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого (Мф. 27:62 — 64). Если первосвященники в словах Христа увидали предсказание Его о Своей смерти и воскресении, то тем легче могли читать эти предсказания ученики Его.

    Однажды ученики Иоанновы вместе с фарисеями спросили Иисуса, почему ученики Его не постятся? На это сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься (Мф. 9:14-15; Мк. 2:20; Лк. 5:35). Словом отнимется указывает здесь Христос на Свое насильственное разлучение с учениками.

    В другой раз некоторые из книжников и фарисеев просили от Христа видеть знамение. В ответ на это Он сказал им: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф. 12:38 - 40; 1б:4; Лк. 11:29). Ясно, что этим знамением Он предсказал Свою смерть и воскресение в третий день.

    Еще как-то спросили фарисеи Иисуса, когда придет Царствие Божие. На это отвечал Он: не придет Царствие Божие приметным образом... Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть... Но прежде чем прийти Царствию Божию, надлежит Ему (Иисусу, основателю этого Царствия Божия) много пострадать и быть отвержену родом сим (Лк. 17:20-21,25).

    Наконец, в притче о хозяине виноградника и злых делателях Христос так наглядно и ясно изобразил Свою насильственную смерть, что сами первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит. (Мф. 21:45;Лк- 20:19). И не могли не понять, если постановили убить Иисуса, на что и указал Христос в этой притче. Виноградари избили слуг хозяина, который послал их взять плоды свои. После этого хозяин, наконец, послал к ним своего единственного сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили (Мф, 21:37—39; Мк. 12:6-8, 12;Лк-20; 13-15).

    После всех этих предсказаний Иисуса о Своей насильственной смерти мог ли Иуда, предавая Христа, думать, что Он не будет убит первосвященниками и старейшинами? Злые намерения первосвященников и фарисеев были известны Иуде, потому что они дали приказание, что если кто узнает, где Он (Иисус) будет, то объявил бы, дабы взять Его (Ин. 11:57). А если он знал о намерении врагов, то как же мог он думать, предавая им Иисуса, что они не убьют Его, если Христос об этом предсказывал с такой ясностью и постоянством? Значит, он не верил Иисусу? Но как же не верить Иисусу, когда Иуда в своем даже злом замысле опирался на авторитет Иисуса?

    Все это говорит о том, что Иуда не хотел верить Иисусу, вернее говоря, не принимал в свое сердце слова и предостережения Иисуса по поводу предстоявшей Ему смерти, все эти предсказания Иисуса были на поверхности сердца Иуды, как семя при дороге, и диавол похищал посеянное семя (Мф. 13:15; Ин. 12:40). Ясно, что сердце Иуды было почвой при дороге, не способной воспринимать слово Божие. А кто виноват в таком сердце Иуды, как не сам же Иуда?

    Таким образом, вина Иуды всецело в огрубелости его сердца, как об этом предсказал еще пророк Исаия (Ис. 6:10). Эта его вина - общая с первосвященниками, книжниками, фарисеями и всем народом, которые распяли Иисуса Христа. Каждый в свою меру участвовал в этом кровавом деле. Внес в него и Иуда свою долю, за что и назван он сыном погибели.

     

    Текст приводится по изданию: Протоиерей Алфеев П. И. Иуда-предатель. М.: Лепта, 2005. С. 54-61

     

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100