• На главную страницу
  • Творения святых отцов и учителей Церкви
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Преподобный Максим Грек

    Слово XXXI. Послание к Иоанну Васильевичу, царю всея России

     

    Благочестивейшему, пресветлейшему и Богом хранимому великому и достославному самодержцу всея России и многих иных народов, господину Иоанну Васильевичу. Я, окаянный чернец-святогорец, богомолец крепкого твоего царства, дерзнул возвестить тебе сие с сердечной болезнью и горькими слезами. Ведь и кровоточивую оную жену, которая тайно крала исцеление своего многолетнего недуга, не укорил общий всех Владыка, Спаситель человеков и Врач душ и телес, а напротив, похвалил ее за великую ее веру [1]. Также и хананеянку, просившую Его об исцелении своей дочери, не окончательно отверг, но за великое ее смирение, что она, будучи приравнена к псам, с удовольствием выслушала и перенесла это праведное поношение, Он помиловал ее, сказав: “О, жено, велия вера твоя, буди тебе якоже хощеши” [2]. Также и прокаженного того, который поклонился и просил об очищении, не отпустил без исцеления, но милостиво сказал ему: “Хощу, очистися” [3]. И я, окаянный, зная человеколюбие и милость того Владыки, дерзаю с надеждою припасть к государевым твоим стопам, умоляя благочестивую державу твою: благоволи сотворить милость и исцелить многолетнюю болезнь окаянной души моей, страдающей о лишении безмолвного и спасительного пребывания на Святой Горе, где я десять лет потрудился и телесно и душевно — с надеждою положить там свои кости. Ни на что я более не нужен благоверному и достославному граду Москве. Чего желали чрез меня, грешного, получить, то уже и получили, разумею — неистощимое и спасительное сокровище разума, заключающегося в сборнике толкований на сто пятьдесят боговдохновенных псалмов. Да благоволит благоверная держава твоя вознаградить труды мои, какие я понес при переводе, освобождением меня от многолетнего насильственного удержания, которое я претерпеваю, и отпущением на Святую Гору. Справедливость требует, прилично и полезно благоверной державе твоей - сотворить со мной милость и отпустить меня с миром туда, откуда взял меня своею грамотою и государевым словом приснопамятный государь мой, твой, государь, родитель — Василий Иоаннович, великий князь всея России. Этого требует справедливость, так как я, будучи призван им, не ослушался его царского веления; прилично сие, ибо я понес множество трудов и подвергся многим бедствиям на пути, пока достиг сюда; полезно же это будет, ибо, сотворив милость и отпустив меня к богомольцам твоим, моим же отцам и братиям, благочестивая держава величества твоего получит несравненно бόльшие плоды от их молитв. Да соблюдет же царское величество твое общий всех Царь и Господь в бесконечные веки во всяком мире и тишине и да утвердит славными победами на всякого Его врага и супостата.

    А как от общего всех Владыки мы имеем повеление: “Да не явишися предо Мною тощь[4], — ты же вместо Него поставлен Им царем, государем и властелином на земле, чтобы управлять достоянием Его — людьми православными — со всякою правдою и богоугодным промышлением о них, — то потому и я, худоумный и нищий богомолец богохранимой твоей державы, приношу ей с надеждою малое приношение — словесные тетради, из которых богохранимая держава твоя может удостовериться, каким я, грешный, был доброхотным богомольцем и слугой благоверной державы Российской, каковым благодатью Христовою остаюсь и останусь до кончины своей.

     

    Примечания:

    [1] Мф. 9, 20-22.

    [2] Мф. 15,28.

    [3] Мф. 8, 3.

    [4] Исх. 23, 15

     

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100