• На главную страницу
  • Богословие
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Протоиерей Павел Алфеев

    Иуда предатель

    Оглавление

     

    Страшный грех Иуды

     

    Имя Иуды, лобзанием предавшего своего Учителя, стало страшным именем на языке человеческом. Своим вероломным предательством он заклеймил позором человечество. Имя Иуда стало нарицательным и всегда выражает оскорбление для того, кого назовут Иудой. Нравственный облик Иуды служит предметом серьезных рассуждений, научных исследований, поэтического творчества и легкомысленных фельетонных очерков. Суждения об Иуде разнообразятся до прямой противоположности. Одни проклинают, другие смягчают, некоторые защищают, есть и сочувствующие ему в несчастье, но большинство с презрением и ненавистью отвращает от него свое лицо. Такая разнообразная оценка нравственного облика Иуды более всего проявляется в приложении этого названия к разным порочным наклонностям людей.

    Именем Иуды на современном языке награждают многих и большей частью неправильно, незаслуженно, вследствие непонимания самого поступка Иуды. Льстивый изменник — Иуда; предавший за грош друга - Иуда; отказавший в милостыне — Иуда; жадный сребролюбец — Иуда; скупой собиратель имущества — Иуда; мелкий воришка, обкрадывающий друга, — Иуда; всякий корыстный льстец, обманывающий друга, — Иуда и т. д. Но все эти названия не выражают того, что в действительности представляет собой Иуда. Слишком мелка и ничтожна эта оценка в сравнении с величием гнусного и страшного его дела. Иуда не только мировой тип всех указанных страстей, но и воплощение того зла, которое стремилось к вечной победе над добром, т. е. над делом Христа. С этой именно точки зрения и следует рассматривать все дело Иуды и производить нравственную оценку его личности. С этого и мы начнем свое исследование об Иуде.

    Оценка Спасителем греха Иуды самая верная. Но эта оценка в то же время и самая страшная. Предсказывая ученикам о Своих страданиях, Христос сказал: Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться (Мф. 26:24}.

    Если Сам Спаситель так говорит об Иуде, то можно понять, как безмерно велик грех его, когда небытие его предпочитается бытию. Никто так высоко не ценил радость жизни, как Христос, Который затем и приходил на землю, пострадал и умер на кресте, чтобы возвратить человеку радость вечной жизни. И вдруг об Иуде Он так говорит: лучше было бы не родиться!

    Безмерность греха Иуды Христос определяет такими чертами, которые должны наводить ужас на каждого. В Капернаумской синагоге, излагая учение о хлебе небесном, Иисус закончил Свою беседу так: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол (Ин. 6:70). Назвать Иуду диаволом — что может быть страшнее этого? Ведь диавол есть непримиримый, злейший враг Божий, которому уготован огонь вечный (Мф. 25: 41). Диавол был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи (Ин. 8:44). Диавол есть враг всякой правды (Деян. 13:10). Диавол есть враг всех верующих, который похищает у них слово Божие (Лк.8:12), сеет плевелы среди них (Мф. 13: 38). Диавол — противник верующих; он ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5: 8). Всякий грех от диавола. А потому кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил (1 Ин. 3:8). Он постоянно строит людям козни (Еф. 6:11), чтобы уловить кого-либо в свои сети (1. Тим. 3:7; 2 Тим. 2:26). Диавол имеет державу смерти (Евр. 2:14). Можно сказать, что диавол есть воплощение зла, вражды и ненависти, он против Бога и людей, первоисточник и виновник греха в мире, осужденный на вечное мучение в геенском огне. И все эти свойства Христос приписал Иуде, когда назвал его диаволом. А что слова Христа относятся к Иуде, это поясняет Иоанн Богослов. Передав слова Христа об Иуде, он тотчас же добавляет: Это говорил Он (Иисус) об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из двенадцати (Ин. 6:71).

    Из приведенных слов евангелиста Иоанна мы видим, что вся тяжесть греха Иуды, за который он приравнивается к диаволу и называется диаволом, это — предательство Господа нашего Иисуса Христа на смерть. Мы не будем пока раскрывать, из каких элементов слагался этот грех, из каких побуждений он исходил, что преследовал, — об этом речь впереди,— а устанавливаем только факт, что грех предательства превратил Иуду в диавола. А почему, спросят, грех предательства сделал Иуду диаволом, — ответ на это прост и ясен: потому что грех предательства есть грех диавола, исходит от диавола и в Иуду вложен диаволом. Указания на это мы находим в словах евангелистов, которые убедительно устанавливают этот факт. Укажем на эти свидетельства.

    Евангелист Лука передает нам, что когда искали первосвященники и книжники, как бы погубить Иисуса — это было перед праздником Пасхи, — то Иуда помог им выполнить свой план, свое злое намерение. А помог потому, что вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати, и он (Иуда) пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им. Они обрадовались и согласились дать ему денег; и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе (Лк. 22:1 —6).

    Затем евангелист Иоанн, описывая Пасхальную вечерю, замечает, что диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его (Ин. 13:2). И эту мысль, и желание диавола в ту же ночь и осуществил Иуда под непосредственным воздействием диавола. В конце вечери, на которой Христос предостерегал Иуду от предательства, раскрыв тяжесть этого греха (Мф. 26: 24) и открыто обличив в нем Иуду (Мф. 26: 25), Иуда, отвергнув все заботы и любовь Христа, открыл свое сердце для сатаны. Он принял из рук Христа кусок хлеба как знак особенного внимания и расположения со стороны Христа. И после сего куска вошел в него сатана. И ...приняв кусок, он (Иуда) тотчас вышел, чтобы совершить сатанинское дело (Ин. 13: 27, 30).

    Ясно, что дело Иуды есть дело сатаны. Иуда в этом деле является точным исполнителем воли сатаны, орудием сатаны, действовавшим в интересах сатаны и, следовательно, против Бога. Указания на это мы находим в словах Самого Христа.

    Когда Иуда отправился к первосвященникам и начальникам, чтобы взять вооруженную стражу и выдать им Иисуса, Христос сказал Своим ученикам: Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего (Ин. 14:30). Но так как этот князь мира ничего не имеет в Иисусе, чтобы подчинить Его своей власти, то этот князь мира уже осужден тем, что имеет он совершить, т. е. смертью Христа (Ин. 16:11), и потому изгнан будет вон, как об этом раньше говорил Христос (Ин. 12:31). Поэтому Христос смело и решительно идет с вечери на встречу с этим князем мира, действовавшим через Иуду и первосвященников. Сказав, что идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего, Христос далее продолжает: Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца (волю Которого Он исполняет Своими страданиями и смертью) и, как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, пойдем отсюда (Ин. 14: 31). И, воспев, пошли на гору Елеонскую (Мф. 26: 31), по обыкновению, замечает евангелист Лука (Лк. 22: 39), где Иуда и выдал Его врагам.

    В саду Гефсиманском, куда Иуда привел отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев... с фонарями и светильниками и оружием, Иисус вышел им навстречу и сказал: кого ищете? Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус на это ответил им: это Я, они отступили назад и пали на землю. Опять спросил их: кого ищете? Они сказали: Иисуса Назорея. Иисус отвечал: Я сказал вам, что это Я; итак, если Меня ищете, оставьте их (учеников), пусть идут... (Ин. 18: 3—8). Вместе с воинами стоял и Иуда, предатель Его (Ин. 18: 5). Первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него, сказал Иисус: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня! Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы (Лк. 22: 52—53).

    Мы видим теперь, что все детали факта, по указанию Самого Христа и евангелистов, говорят нам, что дело Иуды есть дело сатаны. Отсюда вытекает и тяжесть греха Иуды и оправдывается страшный приговор Христа: Сын Человеческий идет по предназначению, как написано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться (Лк. 22: 22; Мф. 26:24).

    Отсюда все то, что обыкновенно приписывают Иуде, чем клеймят его имя и за что многих называют иудами, представляется слишком пустым и ничтожным сравнительно с действительным преступлением Иуды-предателя. А вместе с этим какой ложью и страшной клеветой, каким незаслуженным обвинением отзываются все наименования “Иуда”, приписываемые людям без разбора и законного основания. Обозвать кого-либо Иудой значит обозвать диаволом, приписать этому человеку то, за что Христос назвал Иуду диаволом. А ведь это, если поглубже вдуматься, страшное обвинение против ближнего! Иудой может быть назван только тот, кто в действительности выполняет дело Иуды... А в чем состоит дело Иуды, об этом речь впереди.

     

    Текст приводится по изданию: Протоиерей Алфеев П. И. Иуда-предатель. М.: Лепта, 2005. С. 9-17

     

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100