|
Библиотека “Халкидон” ___________________ А. Л. Дворкин Иван Грозный как религиозный тип Исторический фон, происхождение и развитие теократической идеи первого русского царя и его попытки установить “вольное самодержство” в России Протопресвитер Иоанн Мейендорф Предисловие Появление очередного исследования об Иване Грозном весьма своевременно. Историков XX столетия не перестает волновать вопрос: предвосхитило ли правление “грозного” царя современные судьбы России, воплотив в себе то, что составляет будто бы “исконную трагедию” русской истории — великие свершения ценой колоссальных человеческих жертв, обесценивающих всякую цель? Был ли Иван предтечей Сталина? Характерно, что в советской историографии сталинской эпохи образ Грозного, как и его заслуги перед отечественной историей, всячески возвеличивались.Сегодня, когда так называемая “перестройка” [*] открыла, по-видимому, новую страницу в истории России, кровавые деяния Ивана Грозного со всеми чудовищными подробностями и во всем ужасающем масштабе вновь получают заслуженную оценку русских историков. Оригинальность подхода Александра Дворкина в том, что он не ставит своей задачей подробно разбирать все “ужасы” Иванова царствования как таковые. В самом деле, несмотря на отсутствие точной статистики, можно с уверенностью сказать, что многие западные государи эпохи Ренессанса — например, Людовик XI во Франции или Генрих VIII в Англии — повинны в не меньших кровопролитиях. Дворкин пытается понять и объяснить личность и поведение Ивана IV в контексте истории Московской Руси XVI в., и выводы, к которым он приходит, весьма замечательны.Общераспространенный взгляд, будто решающим переломом в жизни Ивана стала смерть его первой жены Анастасии, вследствие чего прежний “добрый” царь внезапно сделался “грозным”, подвергается здесь убедительному опровержению. На основании весьма веских фактов Дворкин показывает несостоятельность такого толкования событий. Не ограничиваясь этим достойным внимания выводом, автор стремится проследить психологические корни опричнины — “государства в государстве”, подвластного лишь царю и служащего его радикальным решениям и целям. Аналогии между опричниной и теорией и практикой большевизма неоднократно проводились. Но более исторически и тематически корректный подход Дворкина позволяет провести и более пристальный анализ исторического материала. В результате его открывается, что Иван находился под обаянием идей западного Ренессанса, скорее всего, был знаком с сочинениями Макиавелли и, сверх того, восхищался военно-монашескими орденами Запада. Любопытно, что опричники одеждой и внешним поведением напоминали монахов, а сам царь называл себя “игуменом”.Указанные обстоятельства привлекли особое внимание А. Дворкина. Это первая монография, автор которой выступает не только как историк, но и как профессиональный богослов, чья задача, как он сам ее определяет, — увидеть Ивана IV представителем определенного “религиозного типа”. Ибо тот, без сомнения, был глубоко религиозен, и религиозные аспекты его поведения были много важнее, чем обычно думают. Но религиозность Грозного, как показывает Дворкин, была “ренессансной”, отвергшей средневековую византийскую традицию, которую пытался (хоти и безуспешно) поддержать при дворе Иванова отца Василия III и в самом Иване премудрый книжник Максим Грек.Для современного россиянина Иван Грозный по-прежнему остается глубоко символичной и психологически значимой фигурой. Надо признать, что у большинства образованных людей нынешней России личность и деятельность его вызывают резкую антипатию. Но наблюдаемые время от времени колебания в оценке Грозного, которые связаны, по всей вероятности, с затаенной ностальгией по “настоящему хозяину”, заслуживают самого пристального внимания. Эта ностальгия проявилась уже во времена династического кризиса после смерти Грозного, но нередко заявляет о себе и в наши дни. Можно надеяться, что предпринятая автором попытка определить и обозначить религиозный тип Ивана (на самом деле, тип грубого извращения христианства) окажется своего рода экзорцистским актом и поможет распознать истинное лицо этого человека, как и других подобных ему персонажей христианской истории.Примечания: [*] Текст был написан в 1989 г. (Авт., 2004 г.).
Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон" |