• На главную страницу
  • Богословие
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    Протоиерей Павел Алфеев

    Иуда предатель

    Оглавление

     

    В чем состоит сущность греха Иуды?

     

    Если грех Иуды есть дело сатаны, то сущность греха его состоит в осуществлении желаний и стремлений сатаны. А стремления сатаны направлены к утверждению им своей власти над миром, к разрушению Царства Божия на земле и к ниспровержению Самого Бога с престола Его величия и славы. Он хочет властвовать один над всем и Самого Бога покорить своему господству.

    Такая тенденция сатаны ясно выражена им в последнем искушении Иисуса Христа в пустыне. Диавол, возведя Иисуса на высокую гору... показал Ему все царства вселенной во мгновение времени... и славу их, и сказал Ему... все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне (Мф. 4: 8—9; Лк. 4: 5—7). Вот чего домогается сатана! Он предлагает, чтобы Сам Сын Божий, явившийся на землю, чтобы разрушить дела диавола (1 Ин. 3:8), пав, униженно поклонился ему, отрекшись от служения Господу Богу! Христос пришел на землю, чтобы восстановить первую заповедь: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (Втор. 6:13; Мф. 4:10), а сатана предъявляет свои права на такое исключительное поклонение и ставит себя на место Бога.

    На суде Пилата Христос объявил Себя царем и определил характер Своего Царства. Когда Пилат спросил: Ты Царь Иудейский? ...Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. После этого Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? На это Иисус отвечал: ты говоришь (верно), что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего (Ин. 18: 33—37).

    Но эту царскую власть духовного Царства оспаривает у Него сатана в пустыне, подменяя его царством мира сего. Власть над всеми царствами вселенной предана мне, и я, кому хочу, даю ее (Лк. 4:6). Другого царства, другой власти нет и не может быть. Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, но только с одним условием, если Ты поклонишься мне. А это значит, что верховная власть над всеми царствами останется в руках диавола, коль все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.

    Таким образом, Царство Христа и царство сатаны представляют две непримиримые противоположности, взаимно исключающие друг друга. Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает (Лк. 11: 23). Христос, изгоняя бесов, разрушил власть сатаны, царство сатаны: Если же Я духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие (Мф. 12:28). Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его (Мк. 3:27). Так сказал Он об изгнании сатаны из рода человеческого.

    Итак, сатана, сильный, с оружием охраняет свой дом, свое царство, свою власть над миром. Но Христос, сильнейший его, нападет на него и победит его, тогда возьмет все оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него, т. е. пленников его (Лк. 11:21-22).

    Царство Христа действительно утвердилось на развалинах царства сатаны. Когда семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем, то в ответ на это сказал им Иисус: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию. Царство его разрушено, трон ниспровергнут. И вот, в подтверждение этого се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам (Лк. 10: 17—19), потому что Он, Христос, отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою (Кол. 2: 15). О том, что с разрушением царства сатаны, утвердилось Царство Христа, Он так говорит ученикам Своим: однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах (Лк- 10:20).

    Дело Христа состояло в том, что через Него Бог Отец избавил нас от власти тьмы и ввел в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление кровию Его и прощение грехов (Кол. 1: 13— 14).

    Получив всякую власть на небе и на земле, Христос послал апостолов в мир с проповедью Евангелия Царства Божия ко всем народам, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу (Деян. 26:18).

    Из такого соотношения дела Христа и действий сатаны ясно открывается, в чем состоит сущность греха Иуды и как велика тяжесть его греха. Если Иуда был орудием сатаны, исполнял волю его и своими действиями стремился осуществить задачу и план сатаны, то само собой понятно, что он разрушал дело Христа, уничтожал все служение Христа и самую цель Его воплощения. И вот, когда вдумаешься в это, то становится страшно за Иуду. Действительно, лучше было бы этому человеку не родиться! А мы, не понимая этого, спокойно и легкомысленно награждаем этим именем каждого, кто не понравился нам из-за своей скупости или предательского лицемерия.

    Раскрывая принципиально дело Иуды, мы тем самым определяем и тяжесть греха его. Разрушать дело Христа — это значит разрушать вечное дело спасения всего человечества. Это грех не против определенной личности какого-либо человека, а грех против всего человечества. Касается он не какой-либо ничтожной мелочи в обыденной жизни человека, но вечного спасения, вечной судьбы человека. Все наши грехи против временной жизни человека, его счастья и спокойствия на земле слишком мелки и ничтожны в сравнении с грехом Иуды. Если Спаситель о соблазнителях сказал: а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской (Мф. 18:6; Мк. 9: 42), то об Иуде, стремившемся, по внушению сатаны, погубить и разрушить вечное дело спасения всего человечества, Он мог сказать только то, что не может быть выражено языком человеческим: ...горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться (Мф. 26:24). Для такого человека небытие выше и лучше бытия! Да, страшный приговор, ужасное положение, когда даже муки ада представляются как бы легче и сноснее!

    Грех Иуды — неизмеримый грех против всего человечества. Но еще более беспредельным он является против Самого Бога. Спасение человечества есть вечное определение Бога. В этом спасении человека открывается вся слава, премудрость и благость Бога. Здесь изливается бесконечная любовь Божия, раскрывающая проявление самых высших совершенств божественной природы. Через искупление осуществляется и утверждается вечное Царство Бога-Творца во вселенной. Но диавол стремится затмить эту славу Бога, предвосхитить Его власть и господство над миром и подчинить себе Самого Бога. А Иуда в данном случае был слепым орудием его и точным исполнителем его планов. Утвердить царство сатаны — это значит утвердить царство зла, следовательно, уничтожить царство добра и погубить все человечество и весь мир как творение Божие! Сознавал ли Иуда свой грех, и если сознавал, то в какой мере, — об этом мы скажем в своем месте. Но теперь мы определяем дело Иуды с принципиальной точки зрения и приходим в ужас от тяжести его!

    Но в какой мере сознавал тяжесть своего греха сам Иуда? Представлял ли его в таком виде, как представляем его мы с принципиальной точки зрения? Из каких элементов слагался грех его?

    Все эти вопросы сами собой разрешатся, когда будет раскрыт грех Иуды в своем фактическом проявлении, в конкретной форме, когда мы рассмотрим все его дело с психологической точки зрения. А теперь ограничимся пока общими чертами в своих ответах.

    Из молитвы распятого Христа о Своих распинателях: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23:34), — ясно вытекает, что Иуда не сознавал того, что он делал, хотя вся тяжесть его дела была раскрыта ему. Из того, чем закончилось его дело для него самого (Мф. 27:4—5), мы видим, что Иуда не представлял своего дела таким, каким оно оказалось в действительности. Самый грех его, по указанию Евангелий, слагался из следующих характерных черт, в достаточной степени смягчающих тяжесть греха, но нисколько не оправдывающих его (совершенно): 1) он был вор (Ин. 12:6); 2) он предал Иисуса первосвященникам за тридцать сребренников (Мф. 26:15); 3) он выдал Иисуса Его врагам, поцеловав Его (Мф, 26:49); 4) когда он увидел ошибку в своих расчетах, то, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам... а затем, бросив их в храмевышел и удавился (Мф. 27:3—5). Все эти черты как будто не так страшно характеризуют грех Иуды, как мы представили его с принципиальной стороны. Все эти страсти, по-видимому, являются обычными человеческими страстями, которые повторяются ежедневно и проявляются на каждом шагу. И мы настолько привыкли к ним, что считаем их самыми заурядными: воровство, сребролюбие, коварное и низкое вероломство и отчаяние, неудача в своих предприятиях и самоубийство. Что же тут невыразимо страшного и ужасного? Самые обыкновенные “будничные” страсти, самые заурядные человеческие слабости! Но однако ж из этих, по-видимому, заурядных человеческих слабостей составилось такое дело, за которое Сам Христос, предостерегая Иуду, еще за год до Своих страданий назвал его диаволом: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол. Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте, - поясняет Евангелист, - ибо сей хотел предать Его, будучи один из двенадцати (Ин. 6;70—71). Раз Сам Христос обозвал Иуду за его дело диаволом, то это дело, по существу было именно таково, каким мы представили его выше. И нам остается теперь только разъяснить, каким образом грех Иуды, сложившийся из указанных элементов, в действительности оказался столь страшным, вечным и мировым делом против Бога и всего человечества.

     

    Текст приводится по изданию: Протоиерей Алфеев П. И. Иуда-предатель. М.: Лепта, 2005. С. 18-26.

     

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100