• На главную страницу
  • История
  •  

    Библиотека “Халкидон”

    ___________________

    О. А. Добиаш-Рождественская

    Жанна д'Арк

     

    ЖАННА Д'АРК (Jeanne d´Arc), Орлеанская Дева (Pucelle d´Orléans), героиня национальной обороны Франции 15 в., в эпоху борьбы с Англией. Юность Жанны д´Арк совпала с порой глубокого унижения Франции. Парижем и всей страной к северу от Луары владели англичане. Карл VII с трудом удерживал несколько городов по Луаре. Бургундский герцог стоял за англичан; за Карла VII - партия герцога Орлеанского, т.н. арманьяки, банды которых свирепствовали на юге и тактика которых делала непопулярным короля. Жертва насилия англичан, предательства бургундцев и разбоя арманьяков, Франция стояла перед окончательным разложением. В эти дни Орлеанская дева явилась выразительницей религии родины и преданности национальной династии.

    Жанна д'Арк родилась в крестьянской семье Жака Дарк (форма D´Arc установлена впоследствии с дарованием семье дворянства) - родом из Шампани - в лотарингской деревушке Домреми, около Вокулера, в 1410 или 1412. При крещении получила имя Жаннетты. Впоследствии “во Франции” ее назвали Жанной. Юность Жанны д´Арк, трудовая и здоровая, - сильная девушка несла все крестьянские работы и в “искусстве шить и прясть не уступила бы ни одной женщине Руана” - овеяна очарованием природы и поэтической народной веры. В стране, где она родилась, жив был древний культ лесов. Здесь в установленные дни украшали венками огромный дуб, считавшийся жилищем фей (“дам”). Лесной источник - также приют “дам” - сама Жанна д'Арк называла Фонтаном добрых фей Господа. К родине Жанны д'Арк скоро применили пророчества Мерлина о деве Дубового Леса, которая явится, чтобы совершить чудеса. Один из дядей Жанны д'Арк был священником, и дом ее отца расположен был рядом с кладбищем и деревенской церковью, посвященной св. Ремигию (Домреми). В деревне была популярна жизнь этого святого, крестившего первого короля франков, и легенда о мирохранительнице, которую в образе голубицы принес ему в Реймс Дух Святой и от которой французские короли получают помазание и благодать царства. Эти верования и легенды питали душу Жанны д'Арк. В округе Вокулера, одинаково близком к аренам подвигов бургундцев и арманьяков, были довольно хорошо осведомлены о происходившем в стране. В глазах его патриотического и лояльного населения образ разоряемой родины сливался с поруганной святыней династии, помазанницы св. Ремигия. В возрасте 13-14 лет, быть может, в связи с потрясениями, пережитыми в Домреми при нападении бургундцев, когда жестоко пострадали друзья и родные Жанны дґАрк (скоро и ее собственная семья должна была спасаться бегством в Нешато), Жанну д'Арк начинают посещать голоса и видения. Сперва в саду отца, со стороны церкви, потом у дуба ей явились озаренные сильным светом (Жанна д'Арк, несомненно, всегда верила в реальность своих видений) архангел Михаил, затем св. Маргарита и Екатерина. Ангелы часто являются христианам, говорит впоследствии Жанна дґАрк на суде,но они не видят их; я их вижу”. Они рассказывают Жанне о горе (pitié), “какое было в то время в королевстве Лилий”, и посылают ее на подвиг. “Дочь Господня, ты поведешь дофина в Реймс, чтобы он был достойно коронован”. С этого времени Жанна д'Арк бросает полевые и пастушеские работы и уходит в мечты и видения, указания которых подтверждаются ходившим в стране пророчеством, что женщина погубила Францию (королева Изабелла, предавшая Францию англичанам), но девушка ее спасет”.

    В 1429 Орлеан, последняя опора дофина, осажден англичанами, и голоса посылают Жанну д´Арк на его защиту. Она делится своими планами с мужем своей двоюродной сестры, Дюраном Лассуа, который проводил ее к Роберту Бодрикур, коменданту Вокулера, сперва встретившему ее недоверчиво. Растущий энтузиазм окружающих, однако, побуждает его написать рекомендательные письма королю (дофину, как до коронования называла его Жанна д'Арк). Сменив платье крестьянки на мужскую одежду и остригши в кружок волосы, в сопровождении рыцарей Жана де Мец и Бернарда Пуланжи, Жанна д´Арк отправилась через страну, занятую англичанами, в Шинон, где 23 февраля 1429 была допущена к королю. В показаниях современников отмечается как чудо, что Жанна д'Арк сразу узнала его, хотя он ничем не отличался от окружающих, и что, угадывая его тайные сомнения в законности его рождения, она объявила ему “от лица Господа, что он - истинный наследник Франции и сын короля. Жанну д´Арк подвергли экспертизеопытных дев, женщин и вдов”, которыми руководила Иоланта, “королева Иерусалима (теща короля) и которые засвидетельствовали ее девство. Испытывавший ее совет богословов пришел к заключению, что отвергнуть Жанну д'Арк - значит “отвергнуть Духа Святого и помощь, посылаемую Богом”. В белом рыцарском одеянии на белом коне, с полотняным знаменем, на котором были изображены Христос и ангелы с лилиями Франции, Жанна д´Арк двинулась на помощь Орлеану. Положение ее в армии, посланной с ней, было двусмысленным. Жанна д'Арк считала себя полководцем. Официальные вожди (главным образом. Побочный Орлеанский [граф Дюнуа, побочный сын герцога Орлеанского]) обращались с ней бережно, как со счастливым данным небом талисманом, но не принимали вполне всерьез ее посланничества, насилием и обманом не допуская ее на ответственные позиции, отказываясь руководствоваться ее мнениями в военных планах. Они были правы, поскольку в Жанне д'Арк обнаруживалось наивное непонимание военных и политических дел и отношений. Но их тактика, слишком осторожная и медленная, не учла главных факторов: нараставшего в связи с присутствием Жанны д'Арк в войсках и городе энтузиазма, паники в лагере осаждавших, нетерпения жителей Орлеана. Вопреки решению военного совета, Жанна д'Арк, “повинуясь своему небесному совету”, призвала 8 мая отряды на освобождение бастилий, воздвигнутых англичанами вокруг Орлеана. Согласно ее предсказанию (“в этот день будет свершено величайшее дело, и прольется моя кровь), Жанна д'Арк была ранена, и осада Орлеана снята. Весь дальнейший ход войны до 16 июля был сплошным триумфом Жанны д'Арк. Ее воодушевление смогло увлечь не только армию, но и короля. Жанна д'Арк овладевает городами Жаржо и Пате, берет в плен английских полководцев Саффолка и Тальбота и, вопреки возражениям короля и его опасениям, осаждает Труа, который сдается. Вскоре сдаются Шалон и Реймс. 16 июля Карл VII коронован в Реймсе. Миссия Жанны д'Арк, таким образом, была исполнена, но убеждения короля удержали ее при армии, вопреки высказанному ею намерению вернуться в Домреми.

    С этого момента военное счастье отворачивается от нее. Возможно, что она меньше верит в себя и не владеет духом войска. Неудачная осада Парижа, где Жанна д´Арк была ранена, сильно охладила ее приверженцев. В Компьени, которую она хотела отстоять от нападений бургундцев, она была предана. Когда она предприняла вылазку из города, комендант запер за ней ворота, и она попала в руки бургундцев, которые продали ее графу Люксембургскому, перепродавшему ее за 40 тыс. франков англичанам. Жанне д´Арк предъявлено было обвинение в ереси и колдовстве. Трибунал, заседавший в Руане под председательством епископа Бове, Пьера Кошона, был составлен из нормандских и английских прелатов, представителей инквизиции и делегатов Парижского университета. Его решение заранее предопределено было волей английских господ Франции. Жанна д'Арк подвергнута была более чем 20 допросам на Соборе и в тюрьме. Процессы с необычайной полнотой и красотой раскрывают своеобразную душу героини из Домреми. Полная непоколебимой веры в свое божественное посланничество, Жанна д'Арк без малейшего страха и смущения минует западни, которые расставляет ей допрос. Она ставит в тупик судей своими ответами, где величие души, глубокая мудрость простой, возвышенной и свободной веры чередуется с тонкой иронией над их схоластическими ухищрениями и лицемерным благочестием, и восторженная наивность простодушного дитяти - с веселой насмешливостью трезвого и живого народного ума. Она отказалась доверить свои деяния и слова определению и суждению воинствующей церкви” и вверяла свою душу и жизнь “Господу и его святым”. Ее удивительная смелость отчасти объясняется не покинувшей ее до последних часов уверенностью, что она будет спасена. С минуты на минуту ждала она вмешательства чуда или появления французского войска. Вероятно поэтому так упорно отказывалась она надеть женское платье, желая, чтобы воины, которых она водила на битву, нашли ее в знакомом мужественном одеянии. Жанна д'Арк не дождалась спасителей. За нее не вступились ни король, ни те самые прелаты, которые в свое время, испытав ее, признали в ней посланницу неба. 30 мая 1431 она была сожжена публично. Через 20 лет, когда англичане были изгнаны из Франции, Карл VII велел пересмотреть процесс Жанны д'Арк, и она была реабилитирована. В Орлеане был установлен местный праздник в ее честь. […] В 1910, в предполагаемую годовщину рождения Жанны д'Арк, папский престол санкционировал причисление ее к лику святых.

     

    О. А. Добиаш-Рождественская

     

    Текст приводится по изданию: Христианство. Энциклопедический словарь. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. Т. 1. С. 538-539.

     

     

    Copyright © 2006-2011 Библиотека "Халкидон"
    При использовании материалов сайта ссылка на halkidon2006.orthodoxy.ru обязательна.

    Mail.Ru Сайт расположен на сервере 'Россия Православная' Rambler's Top100